НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курской области от 06.10.2022 № А35-10480/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

12 октября 2022 года

Дело№ А35-10480/2021

         Резолютивная часть решения объявлена 6 октября 2022 года. Полный  текст решения изготовлен 12 октября  2022 года.

         Арбитражный суд Курской области в составе судьи Цепковой Н.О., при ведении   протокола  судебного  заседания  секретарем судебного заседания Лапшиной С.В., рассмотрев  в судебном заседании дело по иску

          Администрации города Курска

к        индивидуальному предпринимателю Боровских Павлу Сергеевичу

о расторжении договора, взыскании 300 316 руб.43 коп.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца – Фролов Р.В. по доверенности от 18.05.2022,

от ответчика – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Курска (ОГРН 1034637011694, г.Курск, ул.Ленина,1) обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Боровских Павлу Сергеевичу (ОГРНИП 318463200035533, г.Курск) о расторжении договора №114 от 07.07.2020, взыскании 300 000 руб. полученной субсидии и 316 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик в судебное заседание не явился.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением  Администрации города Курска от 27.12.2013 №4770 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Курска, предусмотренных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства», протоколом конкурсной комиссии  по рассмотрению документов для предоставления субсидии из бюджета города Курска от 26.06.2020 №44  между истцом и ответчиком  было заключен договор №114 от 07.07.2020 ИП Боровских П.С., в рамках которого получена субсидия на возмещение части затрат, связанных с организацией и ведением дел, в размере 300 000 руб.

Пунктами 2.5, 3.3 договора №114 предусмотрено, что получатель субсидии ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет в Комитет экономического развития Администрации города Курска информацию о показателях социально-экономического эффекта деятельности по форме приложения №1 к договору. В случае неисполнения получателем субсидии обязательств по договору, в том числе несоблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, непредставления или представления с нарушением установленных сроков информации о показателях социально-экономического эффекта, Администрация города Курска имеет право потребовать возврата субсидии полностью.

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Курска, последней установлено, что осуществляемая                           ИП Боровских П.С. деятельность - дополнительное образование детей и взрослых (ОКВЭД - 85.41), не входит в перечень приоритетных направлений деятельности для выдачи субсидии из бюджета города Курска. Кроме того, выявлено несоответствие между сведениями, отраженными ответчиком в отчетных формах, и информацией, полученной из налогового органа о показателях деятельности ответчика по итогам 2020 года: отсутствие прироста рабочего места, отсутствие сведений о среднемесячной заработной плате и недостижение показателей социально-экономического эффекта в части налоговых поступлений (стр. 14 акта проверки от 09.08.2021).   

 Изложенное  послужило основанием для направления истцом в адрес ответчика требования о возврате субсидии №06.02-08/2562/21 от 19.08.2021, которое последним  исполнено не было.

Ссылаясь на неправомерное уклонение ответчика от возврата субсидии, Администрация города Курска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик против удовлетворения иска возражал. Указал, что порядок предоставления субсидии не содержит указание на обязательное соответствие получателя субсидии конкретному коду ОКВЭД. Полученная субсидия израсходована по целевому назначению, динамика основных экономических показателей достигнута - создано и сохранено 1 рабочее место (ИП+1). 24.02.2022 сотрудниками истца проведено обследование места осуществления хозяйственной деятельности ИП Боровских П.С., в ходе которого был зафиксирован факт нахождения частной музыкальной школы «Guitardo» для детей и взрослых по заявленному адресу, наличие музыкального оборудования (основные средства), мебели, затраты на приобретение которых подлежали возмещению в рамках предоставленной субсидии. Также было подтверждено наличие созданного 1 рабочего места, физическое отсутствие работника в момент обследования объяснялось индивидуальным графиком работы. На момент рассмотрения спора имеется переплата по страховым взносам, задолженность по уплате налоговых платежей отсутствует.        

         Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование заявленных требований и возражений, арбитражный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

          Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

          Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

           Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

            1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

           2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

            3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.              

             В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

             1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

            2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

            3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

           4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

           5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

         В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).

         Заключенный между истцом и ответчиком договор №114 от 07.07.2020 не содержит перечень условий, установленных при предоставлении субсидии, и предусматривает обязательства получателя по исполнению непосредственно самого договора (ежеквартальное предоставление информации о показателях социально-экономического эффекта деятельности).

         На момент заключения договора порядок предоставления субсидии определялся на территории муниципального образования «Город Курск» постановлением  Администрации города Курска от 27.12.2013 №4770 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Курска, предусмотренных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – Порядок).

Так, пунктом 1.3 Порядка предусматривалось, что субсидия предоставляется субъекту малого и среднего предпринимательства, соответствующему следующим условиям: - осуществление предпринимательской деятельности на территории города Курска не более 2 лет с даты государственной регистрации; - размер среднемесячной заработной платы работников не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законодательством, за истекший период текущего года; - в динамике основных экономических показателей деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя), предоставленной заявителем, предусмотрено увеличение среднесписочной численности работников по итогам года, в котором он обратился за предоставлением субсидии. Субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, принявшим на себя обязательства обеспечить прирост среднесписочной численности работников по итогам года, в котором получена субсидия, не менее чем на одного человека с сохранением среднесписочной численности работников в течение календарного года, в котором получена субсидия, а также календарного года, следующего за годом, в котором получена субсидия.

            В данном случае ИП Боровских П.С. перечисленным условиям соответствовал:

имел статус индивидуального предпринимателя не более 2 лет; предусмотрел в динамике основных показателей увеличение среднесписочной численности по итогам года; принял на себя обязательства по обеспечению прироста среднесписочной численности работников и сохранению в течение календарного года, следующего за годом, в котором получена субсидия.

          Приложение №6 к Порядку не содержит указание на конкретный код ОКВЭД.        Решение о соответствии ответчика приоритетным видам деятельности было принято конкурсной комиссией с учетом направления деятельности ИП Боровских П.С. – образование дополнительное детей и взрослых (протокол №44 от 26.06.2020).

          Согласно пункту 1.6 Порядка субсидия направляется на возмещение следующих затрат: расходы на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя; расходы на приобретение основных средств; расходы на приобретение специализированной техники и автотранспорта (за исключением легковых автотранспортных средств, мотоциклов); расходы на приобретение офисной мебели, детской мебели (по направлению деятельности "социальные услуги"), мебели медицинского назначения и принадлежностей для оснащения лечебного заведения (по направлению деятельности "медицинское обслуживание населения"), школьной мебели (по направлениям деятельности "социальные услуги", "дошкольное и начальное общее образование", "основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование"), мебели, оборудования и принадлежностей для оснащения детских домов, домов ребенка, интернатов и общежитий для детей, круглосуточных яслей, домов для престарелых, домов (интернатов) для лиц с физическими или умственными недостатками, реабилитационных заведений (без лечения); для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью; заведений, обеспечивающих уход за матерями-одиночками и их детьми; расходы на приобретение компьютерной техники (иного оборудования для обработки информации), копировально-множительного оборудования; арендная плата и оплата коммунальных услуг (за исключением арендной платы и оплаты коммунальных услуг за использование торговых площадей и авансовых платежей на указанные цели) при этом, размер субсидии на возмещение расходов по арендной плате, оплате коммунальных расходов не может превышать 150 тыс. рублей.; расходы по приобретению в собственность помещения для осуществления предпринимательской деятельности (за исключением торговых площадей); расходы по присоединению к сетям инженерной инфраструктуры (объектам электрического хозяйства, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, за исключением торговых площадей), включая расходы на разработку проектно-сметной документации; расходы на приобретение программного продукта для ведения дела; расходы на образование: повышение квалификации, стажировки, семинары по вопросам ведения предпринимательской деятельности; расходы на внедрение электронной цифровой подписи для обеспечения юридически значимого документооборота; расходы на приобретение контрольно-кассовой техники; расходы на приобретение методической, детской, учебной литературы, наглядных пособий, дидактических материалов, игрушек, развивающих игр (по направлениям деятельности "социальные услуги", "дошкольное и начальное общее образование", "основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование").

          Применительно к настоящему спору использование ИП Боровских П.С. полученной субсидии в указанных целях (приобретение основных средств, арендная плата) подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.

           Согласно пункту 5.4 Порядка результатом предоставления субсидии является достижение получателем субсидии всех следующих показателей:

         - прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по итогам года, в котором получена субсидия;

          - сохранение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в течение календарного года, следующего за годом, в котором получена субсидия, на уровне не менее среднесписочной численности работников (без внешних совместителей, с учетом прироста) по итогам года, в котором получена субсидия;

         - сохранение размера среднемесячной заработной платы работников не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законодательством, в течение календарного года, в котором получена субсидия, а также следующего за ним календарного года.

           В данном случае ИП Боровских П.С. указанные показатели достигнуты (увеличена численности работников на 1 единицу и сохранена численность в течение года,  размер среднемесячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда (13 тыс. руб. в 2021г.), что подтверждается материалами дела.

         Утверждение истца о нарушении ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии основано на результатах проверки Контрольно-счетной палаты города Курска, которая, в свою очередь, исходила из информации, полученной от налогового органа.  

         Между тем, отсутствие у налогового органа сведений о среднесписочной численности работников и уровне среднемесячной заработной платы в отношении ИП Боровских П.С. объясняется применяемой налогоплательщиком системой налогообложения и предоставлением в связи с этим определенной формы отчетности (письмо от 10.02.2021 №1120/003069).

         Кроме того, согласно пункту 5.5 Порядка контроль за выполнением условий и порядка предоставления субсидии осуществляет Комитет экономического развития Администрации города Курска и Контрольно-ревизионное управление города Курска, которые в данном случае проверку не проводили и факты предоставления получателем субсидии недостоверных сведений, несоблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии не устанавливали (пункт 6.1).
      При таких обстоятельствах, принимая во внимание назначение и природу субсидии, учитывая целевое расходование ответчиком полученных средств, фактическое ведение ответчиком деятельности в соответствии с заявленными показателями, основания для возврата субсидии и удовлетворения иска отсутствуют.

         Руководствуясь статьями  167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении исковых требований отказать. 

         Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, если решение было  предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной  инстанции, через Арбитражный суд Курской области.    

Судья                                                                                                              Н.О. Цепкова