НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курской области от 06.05.2010 № А35-4155/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

К. Маркса ул., д. 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Курск Дело № А35-4155/2010

13 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2010. Полный текст решения изготовлен 13.05.2010.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н.  , при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании, дело по заявлению

ОАО «Михайловский ГОК»

к Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирование по ЦФО

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании: от заявителя – Ильницкий И.М. – по доверенности от 13.01.2010, Козлов А.Н. – по доверенности от 24.12.2009; от заинтересованного лица – не явился, уведомлен.

Открытое акционерное общество «Михайловский ГОК» (далее – ОАО «Михайловский ГОК», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным постановления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по ЦФО (далее – МРУ Росалкорегулирования по ЦФО, Управление) №11-04/16/13/10-ю от 10.03.2010, о назначении ОАО «Михайловский ГОК» административного наказания, в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей, в связи с признанием виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, согласно доводов заявления.

Представитель МРУ Росалкорегулирования по ЦФО, в заседание не явился, посредством факсимильной связи просил рассмотреть дело в его отсутствие (вх. №4155/10 от 06.05.2010), с заявленными требованиями не согласился, согласно доводов отзыва, представленного в материалы дела, считая действия обоснованными постановление законным.

На основании ст. 123, ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.

Дело рассмотрено по имеющимся в деле доводам и документам.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Михайловский ГОК» расположено по адресу: 307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д. 21, ИНН 4633001577.

Заявитель 27.01.2010 подал в Управление декларации за 4 квартал 2009 года.

Считая, что Обществом нарушен срок предоставления деклараций, административный орган направил извещение о необходимости явки от 09.02.2010 №11-04/16/1/10 руководителю заявителя на составление протокола об административном правонарушении 19.02.2010.

25.02.2010 ведущим специалистом отдела контроля за легальностью производства алкогольной продукции МРУ Росалкорегулирования по ЦФО Черненковой Н.М. составлен протокол об административном правонарушении №11-04/16/7/10-ю. Указанный протокол был рассмотрен и по нему вынесено постановление о назначении административного наказания №11-04/16/13/10-ю от 10.03.2010, в связи с признанием Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 30000,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления.

Суд считает вынесенное административным органом постановление №11-04/16/13/10-ю от 10.03.2010 подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, ст. 29.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 205 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.50 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; руководитель инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

С учетом указанного, полномочия административного органа на проведение проверки, должностного лица на составление протокола об административном правонарушении и на принятие оспариваемого постановления проверены судом, подтверждены материалами дела и не оспариваются заявителем.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Положения ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с указанной статьей, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Указанные нормы направлены на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, а также служат для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, ввиду чего носят существенный характер.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.03 г. содержится разъяснение о необходимости судам при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности проверять соблюдение статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Как видно из материалов дела, протокол №11-04/16/7/10-ю от 25.02.2010 об административном правонарушении был составлен при участии законного представителя ОАО «Михайловский ГОК» Козлова А.Н., который действовал на основании доверенности от 24.12.2009 (л.д. 17).

Таким образом, административным органом была соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности, что также не оспаривается заявителем.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Однако, как усматривается из материалов дела и оспариваемого постановления, МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО установил в действиях ОАО «Михайловский ГОК» несвоевременную подачу деклараций об объёмах этилового спирта и об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года.

Как следует из с п.п. 4 и 5 Положения о представлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №858 от 31.12.2005 (далее Положение №858), декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчётный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом. При этом организация представляет декларации в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации.

Согласно п.п. 4 и 5 указанного выше Положения в редакции Постановления правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 26 декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчётный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом. При этом организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, ОАО «Михайловский ГОК» направив 27.01.2010 в МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО декларации по спирту действовал в соответствии с действующим законодательством и не подлежит привлечению к административной ответственности в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Как усматривается из оспариваемого постановления и материалов дела, при вынесении постановления административный орган не указал обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность ОАО «Михайловский ГОК», исследовались ли таковые при вынесении постановления №11-04/16/13/10-ю от 10.03.2010 по делу об административном правонарушении о назначении административного штрафа Обществу.

Иные доводы сторон не принимаются судом ввиду выше изложенного.

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по ЦФО №11-04/16/13/10-ю от 10.03.2010 о назначении Открытому акционерному обществу «Михайловский ГОК» (ИНН 4633001577) административного наказания, в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей, в связи с признанием виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 15.13 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано через арбитражный суд Курской области в апелляционном порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеж, в течение десяти дней со дня его принятия, в кассационном порядке – в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, г. Брянск, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья М.Н. Морозова