АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
11 октября 2019 года | Дело№ А35-5117/2019 |
резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2019 г.
полный текст решения изготовлен 11 октября 2019 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Васильева П.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилиной О.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Администрации города Льгова Курской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, открытое акционерное общество «Автоколонна 1779», общество с ограниченной ответственностью «Мега»
о снятии земельного участка с кадастрового учета.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.
Администрация города Льгова Курской области, зарегистрированная в качестве юридического лица 15.08.1996, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Льгов Курской области, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, г. Курск, о снятии с кадастрового учета следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010102:3137, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 24 м2, расположенный по адресу <...>,
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010101:3841, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 24 м2, расположенный по адресу <...>,
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010102:6807, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 600 м2, расположенный по адресу Курская область, г. Льгов,
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010101:3831, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 18 м2, расположенный по адресу <...>,
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010102:135, из категории земель – земли населенных пунктов – для обслуживания и эксплуатации почтового отделения связи, площадью 572 м2, расположенный по адресу <...>,
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010104:701, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 18 м2, расположенный по адресу <...>,
- земельный участок с кадастровым номером 46:32:010104:2848, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 832 м2, расположенный по адресу <...> (дело № А35-10853/2018).
Определением от 06.06.2019 по делу № А35-10853/2018 суд выделил в отдельное производство исковые требования Администрации города Льгова Курской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской областио снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 46:32:010104:701, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 18 м2, расположенного по адресу <...>, с присвоением делу № А35-5117/2019.
Истец, ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
До начала судебного заседания от третьего лица (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Заявленное ходатайство удовлетворено судом.
Как следует из искового заявления, в обоснование заявленных требований истец сослался на то, что действующим законодательством не предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета в заявительном порядке земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», в связи с чем снять с кадастрового учета спорный земельный участок возможно только по решению суда.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, в представленном ранее отзыве на иск сообщил, что спорный земельный участок не является преобразуемым, является ранее учтенным, на спорном земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности иным лицам, в связи с чем не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В представленных дополнениях к отзыву ответчик пояснил, что в материалы дела не представлено доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 46:32:010104:701 и 46:32:010104:699 являются дублями.
В представленном ранее мнении по иску третье лицо (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области) пояснило, что сведения о спорном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости в порядке статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и не соответствуют критериям статьи 70 указанного Федерального закона и пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, следовательно, снять его с государственного кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Иные третьи лица возражений относительно исковых требований не заявили.
Дело рассмотрено в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На территории муниципального образования «город Льгов» Курской области находится земельный участок с кадастровым номером 46:32:010104:701, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 18 м2, расположенный по адресу <...>.
Как указал истец, указанный земельный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости до 01.03.2008 в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ему был присвоен статус ранее учтенный, поскольку статус «временный» не присваивался.
В целях межведомственного взаимодействия по созданию информационной базы для исчисления имущественных налогов на территории Курской области создана рабочая группа на основании постановления Администрации Курской области № 42-па от 05.02.2013 «О создании межведомственной рабочей группы по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных налогов», утвержден план мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов Курской области на 2017-2018 годы.
На основании утвержденного плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, администрациями муниципальных образований проводится работа по определению перечня земельных участков, у которых отсутствуют правообладатели.
Истец пояснил, что в рамках выполнения вышеуказанного плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов в Курской области на 2017-2018 годы истцом проведена работа по выявлению ранее учтенных земельных участков.
Письмом № 10-11006/2018 от 22.11.2018 (ответ на обращение Администрации города Льгова Курской области № 19-15/3552 от 23.10.2018) филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области сообщил истцу, что исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках со статусом «ранее учтенный» возможно в соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:32:010104:699 были внесены в ЕГРН 22.12.2005 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 21.12.2005 № 01/05-752, поданной ФИО1 в интересах ОАО «Автоколонна 1779» с приложением свидетельства на право собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования землей от 12.03.1994 № 000716, выданного Автоколонне № 1779, свидетельства о государственной регистрации права от 16.07.2003 № 46-13-2/2003-510 на гараж, выданного ОАО «Автоколонна 1779», свидетельства о государственной регистрации
права от 16.07.2003 № 46-13-2/2003-511 на материальный склад, выданного ОАО «Автоколонна 1779», свидетельства о государственной регистрации права от 16.07.2003 № 46-13-2/2003-512 на заправочную, выданного ОАО «Автоколонна 1779», Постановления Главы администрации города Льгова Курской области от 28.11.2005 № 1133 «Об образовании из единого землепользования, расположенного по адресу: <...>, трех самостоятельных участков», Постановления Главы администрации горда Льгова Курской области Российской Федерации от 16.12.2005 № 1189 «О внесении изменения в постановление главы администрации города Льгова от 28,11.205 № 1133 «Об образовании из единого землепользования, расположенного по адресу: <...>, самостоятельных участков», Описания земельного участка от 25.10.2005, заказчик – Автоколонна 1779.
Также филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области пояснил, что кадастровый номер 46:32:010104:3006, указанный в обращении, относится к объекту недвижимости – здание, расположенному по адресу <...>, на здание зарегистрировано право собственности ООО «МЕГА».
Ссылаясь на то обстоятельство, что до настоящего времени вопрос о снятии с кадастрового учета земельного участка не решен, Администрация города Льгова Курской области обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права. Лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права соответствует характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то обстоятельство, что Администрация города Льгова Курской области распоряжается земельными участками на территории муниципального образования «город Льгов» Курской области.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
До 01.01.2017 ведение государственного кадастра недвижимости осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре). Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре (действовавшего до 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре было установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет – законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.
Данная норма устанавливала исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастровогоучета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятияскадастровогоучета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости предусмотрены не были.
Таким образом, аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, числящихся в государственном кадастре недвижимости со статусом, отличным от статуса «временный», действующим до 01.01.2017 законодательством не предусмотрено.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
При этом согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Частью 6 статьи 27 Закона о государственном кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости), который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).
При этом пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пояснениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, в ЕГРН содержатся следующие сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:32:010104:701:
- статус – ранее учтенный,
- дата постановки на кадастровый учет – 22.12.2005,
- площадь – 15761 м2,
- местоположение – <...>,
- границы – не установлены.
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2005 на основании заявления ОАО «Автоколонна 1779» и свидетельства на право собственности на землю 13.03.1994. В отношении данного земельного участка в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на него.
Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2005 (до 01.03.2008), имеет статус «ранее учтенный», границы не установлены.
Одновременно ответчик сообщил, что в ЕГРН содержатся следующие сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:32:010104:699:
- статус – ранее учтенный,
- дата постановки на кадастровый учет – 22.12.2005,
- площадь – 8198 м2,
- местоположение – <...>,
- границы – установлены.
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2005 на основании заявления ОАО «Автоколонна 1779» и свидетельства на право собственности на землю 13.03.1994.
На земельный участок с кадастровым номером 46:32:010104:699 11.09.2013 зарегистрировано право аренды в пользу ООО «Мега» на основании договора аренды земельного участка от 13.08.2013 № 149.
Как разъяснено в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастровогоучета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, Закон о регистрации аналогично Закону о кадастре указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 6 статьи 27 Закона о кадастре).
Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом о регистрации недвижимости предусмотрено для следующих случаев: для объектов, которые содержались в ГКН со статусом «временные» (часть 7 статьи 72 Закона № 218-ФЗ); в случае прекращения существования объекта недвижимости (статья 14 Закона № 218-ФЗ); снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (часть 4 статьи 41 Закона № 218-ФЗ); земельные участки, учтенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, снимаются с учета в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (часть 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, пункт 181 Порядка ведения ЕГРН).
В обоснование заявленных требований об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 46:32:010104:701 истец сослался на то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета в заявительном порядке земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», в связи с чем снять с кадастрового учета земельный участок возможно только по решению суда.
При этом, по мнению истца, имеет место дублирование земельных участков с кадастровыми номерами 46:32:010104:701 и 46:32:010104:699.
В представленных дополнениях к отзыву ответчик пояснил, что вышеуказанные земельные участки не совпадают ни по площади, ни по правообладателю, следовательно, доказательств того, что данные земельные участки являются дублями, в материалы дела не представлено.
Изучив представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных документальных доказательств дублирования указанных земельных участков, ходатайств о назначении экспертизы также не заявлено.
Как установлено судом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок является преобразуемым, а также того, что он имеет статус «временный». Доказательств обратного истцом не представлено.
В данном случае, как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 46:32:010104:701 поставлен на кадастровый учет 22.12.2005, то есть до 01.03.2008, в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (является учтенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008) и сведения о правообладателях спорного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Соответственно, к данному земельному участку подлежат применению положения части 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости.
Аналогичную позицию разделяет Министерство экономического развития Российской Федерации, указав в Письме от 10.02.2017 № ОГ-Д23-1484, что земельные участки, учтенные до 01.03.2008 в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ).
Между тем суд принимает во внимание следующее.
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.
В частности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 181 названного Порядка при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус «архивная».
При этом согласно подпункту 2 пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется «актуальный».
Таким образом, данная норма права устанавливает определенную процедуру, при соблюдении которой земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета.
В частности, земельный участок, сведения о правообладателях которого отсутствуют в ЕГРН, может быть снят с учета только при отсутствии сведений о наличии на этом земельном участке объектов недвижимости.
Однако, как установлено судом, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в соответствии с требованиями закона.
Так, согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области (л.д. 21, 27-28) по сведениям кадастра недвижимости ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 46:32:010104:701 расположены следующие объекты капитального строительства:
1) с кадастровым номером 46:32:010104:1523
- вид объекта недвижимости – здание,
- сведения об объекте недвижимости имеют статус – актуальные, ранее учтенные,
- наименование – гараж,
- назначение – нежилое здание,
- дата постановки на учет – 13.11.2011,
- местоположение – <...>,
- площадь – 375,3 м2.
2) с кадастровым номером 46:32:010104:3006
- вид объекта недвижимости – здание,
- сведения об объекте недвижимости имеют статус – актуальные, ранее учтенные,
- назначение – нежилое здание,
- дата постановки на учет – 16.07.2013,
- местоположение – <...>,
- площадь – 1982,6 м2.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 23) на объект недвижимости с кадастровым номером 46:32:010104:3006 зарегистрировано право собственности ООО «Мега».
Кроме того, в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО «Автоколонна 1779» на объект недвижимости: материальный склад площадью 375,3 м2, по адресу <...> (л.д. 61).
Таким образом, из материалов дела не усматривается соблюдение условий, определенных подпунктом 2 пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Ввиду того, что процедура, указанная в пункте 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, не соблюдена, у ответчика отсутствует оспариваемая обязанность по снятию земельного участка с кадастрового учета, возможная к исполнению по решению суда, а, следовательно, права и законные интересы Администрации не нарушены.
Суд также принимает во внимание следующее.
Действующим законодательством допускается возможность применения административной процедуры для снятия земельного участка, образованного из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказов осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, обращено внимание на то, что Закон о государственной регистрации недвижимости предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о регистрации).
По смыслу закона отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок, произведенной в предусмотренный законом срок, порождает у органа, осуществляющего кадастровый учет, обязанность исключить из кадастра недвижимости сведения об объекте во внесудебном порядке, который в таких обстоятельствах не может привести к ущемлению прав и законных интересов третьих лиц.
Таким образом, обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений, содержащихся в государственном реестре, фактически направлено на понуждение ответчика к исполнению установленной законом обязанности для целей распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Между тем истцом не приведены нормы, которые бы подтверждали право суда произвольно обязывать орган регистрации снимать с учета земельный участок, не являющегося преобразуемым, сведения о котором не имеют временного характера, а также право суда подменять собой орган государственного кадастрового учета.
При этом суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела в нарушение статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств того, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет нарушает права и законные интересы муниципального образования в сфере экономической деятельности, ограничивает права на распоряжение данным земельным участком без снятия его с кадастрового учета либо препятствует формированию иных земельных участков способами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, истцом в материалы дела не представлено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, а также доказательства оспаривания указанного решения регистрирующего органа в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ничем не обосновал необходимость снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, не указал, каким образом существованием кадастрового учета данного земельного участка нарушаются права и охраняемые законом интересы Администрации или муниципального образования. Администрация также документально не подтвердила, что цель, которую она преследовала, предъявляя настоящее требование в арбитражный суд, не может быть достигнута иными, внесудебными, способами с использованием предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Законом о регистрации недвижимости механизмов.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 АПК РФ).
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что на спорном земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано за третьими лицами, суд в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов истца постановкой спорного земельного участка на кадастровый учет, не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного иные доводы лиц, участвующих в деле, не принимаются судом во внимание, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения спора по существу.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца, но не подлежат взысканию, поскольку Администрация города Льгова Курской области освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 70, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья П.П. Васильев