НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 24.06.2010 № А34-514/10

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-514/2010

28 июня 2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2010 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масленниковой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лига»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области

третьи лица: 1. Антонова Татьяна Васильевна; 2. Авдеева Татьяна Александровна

о признании недействительными решения от 09.11.2009 № 100 и предписания от 09.11.2009 № 100

при участии в заседании:

от заявителя: Бажутин В.П., директор протокол от 18.02.2009 № 5; Краснопеева Л.Б., представитель по доверенности от 24.06.2010;

от заинтересованного лица: Гагарина И.В., представитель по доверенности от 11.01.2010 №6; Кокорина Е.В., представитель по доверенности от 17.06.2010 № 39;

от третьих лиц: 1.явки нет, извещен; 2. явки нет, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лига» (далее – заявитель, ООО «Лига») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС, управление) от 09.11.2009 № 100 и предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 09.11.2009 № 100.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что Курганское УФАС необоснованно, с нарушением норм и требований, установленных антимонопольным законодательством, признало ООО «Лига» занимающим доминирующее положение на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития. ООО «Лига» использует свою собственность для сдачи в наем в соответствии с действующим законодательством, договорами найма и аренды помещений. ООО «Лига» не занимается продажей электроэнергии или тепла, а только перераспределением по тарифам, в составе услуги по предоставлению жилого помещения в здании общежития в соответствии с различными договорами найма. Услуги по электроснабжению и отоплению не могут являться обособленным товаром. Применение определения товарного рынка к одной или нескольким составляющим услуги или товара неправомерно, так как не существует сферы обращения услуг по продаже тепловой энергии и электроэнергии в географических границах здания общежития.

Курганским УФАС в действиях ООО «Лига» установлено нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в уклонении от установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нанимателями которых являются Антонова Т.В. и Авдеева Т.А. Действующее законодательство не устанавливает обязанности для ООО «Лига» по установлению приборов учета в комнатах нанимателей. Курганским УФАС принято определение об исправлении технической ошибки в оспариваемом решении, фактически резолютивная часть решения дополнена словами «от рассмотрения вопроса возможности установления приборов учета электроэнергии». Полагают, что техническая ошибка, в оспариваемом решении невозможна.

Расчеты, представленные заявителем в Курганский УФАС, свидетельствуют о том, что ООО «Лига» отдельно не предъявляло авансовых требований заранее. Строки расчета в актах № 100,101,276,375,160,161,115,116 свидетельствуют о том, что в состав платежа за электрическую энергию выделены суммы за потребление электрической энергии по нормативам потребления. В этих актах, также рассчитаны суммы произведенного перерасчета за фактическое потребление электрической энергии. Расчетный период потребления электроэнергии в соответствии с договором поставки оканчивается 21 числом текущего месяца. Указанные акты выписаны более поздними датами, с фактическими цифрами за текущий месяц. Значит требований об уплате авансовых платежей не предъявлено. Установленный порядок ценообразования не нарушен, фактически не предъявлялась к оплате счета суммы большие, нежели установлено действующим порядком ценообразования.

ООО «Лига» не осуществляет деятельность по ценообразованию в сфере электро и теплоснабжения, производит распределение потребленных ресурсов по ценам производителя. Произведенный перерасчет размера платы за электрическую энергию за период с января 2008 по июль 2009, показывает, что Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. фактически начислялись суммы меньшие, чем следовало взимать по мнению Курганского УФАС. Согласно расчета за указанный период Антоновой Т.В. сумма доначисления составила 338 руб.43 коп., Авдеевой Т.А. – 5 247 руб.56 коп. Действиями ООО «Лига» их права не ущемлены, а данный признак является обязательным для установления нарушения требований ст.10 Закона о защите конкуренции.

Не имеется нарушения п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части предъявления Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. перерасчета платы за электрическую энергию за период с марта 2006 по декабрь 2008. Законность и обоснованность указанных перерасчетов в отношении Антоновой Т.В. подтверждена вступившим в законную силу судебными актами мирового судьи судебного участка № 33 г. Шадринска и определением Шадринского городского суда Курганской области от 05.05.2009. Авдеевой Т.А. суммы по перерасчету электроэнергии за указанный период не предъявлялись к оплате по настоящее время, что отражено в мировом соглашении от 27.11.2008.

За период с января 2008 по декабрь 2008 законность порядка определения размера платы за отопление Антоновой Т.В., применяемого ООО «Лига» установлена определением Шадринского городского суда Курганской области от 05.05.2009, вступившим в законную силу, методика расчета за тепловую энергии признана правильной. Суммы задолженности определены указанным судебным актом. В период с января 2009 по июль 2009 данная методика расчетов не менялась.

Нарушение порядка ценообразования в части включения в плату за отопление Авдеевой Т.А. период с ноября 2008 по май 2009 затрат на обслуживание прибора учета тепловой энергии, признано ошибочно. 27.11.2008 с Авдеевой Т.А. заключено дополнительное соглашение к договору найма, согласно которого и производились начисления по компенсации затрат на обслуживание приборов учета тепловой энергии, в соответствии с п.1 п.п.3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). При этом не имеет значения, предъявлялись ли эти суммы к оплате Авдеевой Т.А. вместе со счетами за теплоснабжение или нет. Счета предъявлялись однократно, права Авдеевой Т.А. не ущемлены.

Поскольку, по мнению заявителя, оспариваемое решение является незаконным, незаконным является и предписание по изложенным мотивам. Нарушение прав заявителя выразилось в незаконном вмешательстве заинтересованного лица в свободную хозяйственную деятельность, в возложение обязанности по перерасчету платежей за коммунальные услуги, нарушение свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (с учетом дополнений к заявленным требованиям, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 27.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Антонова Татьяна Васильевна, Авдеева Татьяна Александровна.

В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали по доводам, изложенным в заявлении, уточненных заявлениях и дополнении к заявлению. Суду пояснили, что ООО «Лига» ошибочно признано занимающим доминирующее положение на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития, и нарушающим п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Представители заинтересованного лица требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к отзыву. В судебном заседании пояснили, что оспариваемым решением ООО «Лига» признано занимающим доминирующее положение на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития. ООО «Лига» осуществляет деятельность на двух различных товарных рынках: рынке услуг найма жилых помещений и рынке коммунальных услуг. Договор энергоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией, минуя ООО «Лига» у нанимателей не может быть заключен, возможности приобрести данную услугу за пределами общежития у нанимателя не имеется.

Наниматели жилых помещений, в том числе Антонова Т.В. и Авдеева Т.А. имеют право установить в жилых помещениях приборы учета электрической энергии, для оплаты потребленной электроэнергии в соответствии с показаниями приборов учета. Уклоняясь от рассмотрения возможности установления приборов учета в комнатах общежития, ООО «Лига» действовало с превышением прав, злоупотребляло своим доминирующим положением на указанном рынке, препятствовало потребителям в реализации их права производить оплату за коммунальную услугу в соответствии с фактическим потреблением коммунального ресурса.

Так как в задании общежития установлены общедомовые приборы учета и при этом в комнатах общежития отсутствуют индивидуальные приборы учета, ООО «Лига» обязано производить начисление платы за электроэнергию в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). ООО «Лига» выставляет нанимателям плату за электроэнергию двумя строками, одна из которых рассчитывается по нормативам и имеет постоянное значение, в актах данная строка именуется как «аванс по текущему месяцу», что свидетельствует о факте требования ООО «Лига» от нанимателей уплаты авансовых платежей.

ООО «Лига» осуществляет деятельность по оказанию услуг по электроснабжению на основании публичного договора, на условиях которые не могут противоречить жилищному законодательству. Порядок определения платы гражданина - потребителя за электроэнергию установлен императивно, ООО «Лига» не вправе применять иной порядок расчета. ООО «Лига» в 2008 году приобретало электроэнергию по тарифу 1,86 руб./кВтч с НДС и по тарифу 1,30 руб./кВтч с НДС; в 2009 году по тарифу 2,34 руб./кВтч с НДС и по 1,64 руб./кВтч с НДС. Из актов, выставленных ООО «Лига» Антоновой Т.В. за период с января 2008 по сентябрь 2008 включительно и Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по октябрь 2008 включительно, данным потребителям плата за электроэнергию выставлялась только по тарифу 1,86 руб./кВтч. Данные действия ООО «Лига» обосновало приказом директора ООО «Лига» от 09.01.2008 № 1.

В части предъявления Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. перерасчета платы за электроэнергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно, ООО «Лига» ссылается на мировое соглашение от 27.11.2008 и указывает, что перерасчет Авдеевой Т.А. не предъявлялся. Считает, что подтверждением отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества по предъявлению Антоновой Т.В. перерасчета платы за электроэнергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно являются судебные акты мирового судьи судебного участка № 33 г. Шадринска и определение Шадринского городского суда Курганской области. Однако решением оценивалась сумма задолженности Антоновой Т.В. за электроэнергию по прибору учета за период с марта 2006 по декабрь 2008. В мировом соглашении подписанным в ноябре 2008, не могла содержаться информация о перерасчете платы за электроэнергию, произведенную по состоянию на 01.01.2009, данный перерасчет был выставлен после заключения мирового соглашения. Кроме того мировое соглашение отменено.

ООО «Лига» осуществляет деятельность по оказанию услуг отопления на основании публичного договора, на условиях которые не могут противоречить жилищному законодательству. ООО «Лига» производило начисление платы исходя из ставки платы за 1 кв.м, установленной приказом директора ООО «Лига» от 09.01.2008 № 1. ООО «Лига» при определении размера платы Антоновой Т.В. за отопление за период с января 2008 по июль 2009 включительно осуществляло расчеты путем применения цены, отличной от тарифа на тепловую энергию, установленного нормативным актом органа регулирования.

Договор найма не регулирует правоотношения, регулируемые жилищным законодательством. ООО «Лига» предоставляет услугу по отоплению на условиях публичного договора, общество не праве предоставлять данную услугу на условиях, не предусмотренных законодательством. Правилами предоставления коммунальных услуг и Жилищным кодексом РФ не предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг включать в плату за отопление затраты на содержание прибора учета тепловой энергии. Просят в удовлетворении требований отказать.

Третьи лица Антонова Т.В., Авдеева Т.А. и их представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела представлен отзыв и ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Из отзыва следует, что с требованиями заявителя не согласны, считают решение и предписание антимонопольного органа законным и обоснованным. ООО «Лига» правомерно признано занимающим доминирующее положение в географических границах здания общежития на рынке коммунальных услуг, и нарушающим п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено без участия третьих лиц Антоновой Т.В., Авдеевой Т.А. и их представителя.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Как следует из дела и установлено судом, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление от жительницы г. Шадринска Антоновой Т.В. на действия ООО «Лига» по установлению размера платы за тепловую энергию на отопление и платы за электрическую энергию, препятствию установления в комнатах общежития приборов учета электроэнергии, указывает, что ООО «Лига» ущемляет интересы всех жильцов, в том числе и Авдеевой Т.А.

Рассмотрев данное заявление, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области приняла решение от 09.11.2009 № 100, которым решила:

1. Признать положение ООО «Лига» доминирующим на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, д.53.

2. Признать в действиях ООО «Лига» нарушение ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившееся в уклонении ООО «Лига» от рассмотрения вопроса возможности установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нанимателями которых являются Антонова Т.В. и Авдеева Т.А. (с учетом определения об исправлении технической ошибки от 14.05.2010 т.5 л.д.26-27).

3. Признать в действиях ООО «Лига» нарушение ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившееся в не предусмотренном Жилищным кодексом РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг, Правилам функционирования розничных рынков требований к Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. об уплате авансовых платежей за электрическую энергию.

4. Признать в действиях ООО «Лига» нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившееся в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг в части установления размера платы за электрическую энергию для Антоновой Т.В. Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по июль 2009 включительно.

5. Признать в действиях ООО «Лига» нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившееся в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг в части предъявления Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. перерасчета платы за электрическую энергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно.

6. Признать в действиях ООО «Лига» нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившееся в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг в части установления размера платы за отопление Антоновой Т.В. за период с января 2008 по июль 2009 включительно.

7. Признать в действиях ООО «Лига» нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившееся в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг в части включения в плату за отопление Авдеевой Т.А. за период с ноября 2008 по май 2009 затрат на обслуживание прибора учета тепловой энергии.

8. Выдать предписание ООО «Лига» о прекращении нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции путем совершения следующих действий:

1. произвести перерасчет платежей за электрическую энергию, предъявленных Антоновой Т.В. за период с января 2008 по июль 2009 включительно в соответствии с порядком, установленным п.21 Правил предоставления коммунальных услуг;

2. произвести перерасчет платежей за электрическую энергию, предъявленных Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по июль 2009 включительно в соответствии с порядком, установленным п.21 Правил предоставления коммунальных услуг;

3. произвести перерасчет платежей за тепловую энергию на отопление, предъявленных Антоновой Т.В. за период с января 2008 по июль 2009 включительно в соответствии с порядком, установленным п.21 Правил предоставления коммунальных услуг;

4. произвести перерасчет платежей за тепловую энергию на отопление, предъявленных Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по июль 2009 включительно в соответствии с порядком, установленным п.21 Правил предоставления коммунальных услуг;

5. отозвать перерасчет платы за электрическую энергию за период с марта 2006 по декабрь 2008, предъявленный Антоновой Т.В.;

6. отозвать перерасчет платы за электрическую энергию за период с марта 2006 по декабрь 2008, предъявленный Авдеевой Т.А.;

7. рассмотреть возможность установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нанимателями которых являются Антонова Т.В. и Авдеева Т.А. и дать мотивированный ответ заявителям;

8. прекратить предъявлять авансовые платежи за электрическую энергию.

Курганским УФАС ООО «Лига» выдано предписание от 09.11.2009 № 100 о прекращении нарушения ч.1 ст.10 о защите конкуренции (т.3 л.д.45-46).

Считая указанное решение и предписание антимонопольного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «Лига» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

Судом установлено, что ООО «Лига» на праве собственности принадлежит здание общежития на 216 мест расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, 53, свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2004 45УЮ № 183856 (т.4 л.д.34).

Между ООО «Лига» и Антоновой Т.В. заключен договор найма жилых помещений от 10.02.2006 комнаты № 503 площадью 12.2 кв.м и комнаты № 504 площадью 12,1 кв.м. на основании данного договора Антонова Т.В. обязуется оплачивать коммунальные услуги и плату за проживание в жилом помещении.

Между ООО «Лига» и Авдеевой Т.А. заключен договор найма жилого помещения от 01.05.2006 комнаты № 203 площадью 12.2 кв.м и комнаты № 5201 площадью 13,1 кв.м. на основании данного договора Авдеева Т.А. обязуется оплачивать коммунальные услуги и плату за проживание в жилом помещении.

27.11.2008 между ООО «Лига» и Авдеевой Т.А. заключено дополнительное соглашение к договорам найма жилого помещения от 01.05.2006, в соответствии с которым Авдеева Т.А. обязуется оплачивать горячее водоснабжение, электроэнергию и теплоэнергию в соответствии с показаниями приборов учета по тарифам, установленным для ОАО «ЭнергоКурган», с учетом затрат по обслуживанию приборов учета.

Поставка тепловой энергии для нужд нанимателей жилых помещений общежития осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.07.2005 № 414 заключенного между ОАО «ЭнергоКурган» и ООО «Лига». В соответствии с приложением № 6 к договору энергоснабжения и письмом Шадринского филиала ОАО «Энергосбыт» поступившим в Курганский УФАС от 24.09.2009 № 4071, учет тепловой энергии, поставляемой ООО «Лига» осуществляется на основании показаний прибора учета «Водолей-32», заводской номер 2257.

Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепла у потребителя (акт № 750) в здании общежития, по адресу: ул. Володарского, 53, принадлежащего ООО «Лига» с 08.12.2004 в эксплуатацию допущен прибор учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение «Володей-32». Согласно сведениям, представленным Шадринским филиалом ОАО «Энергосбыт», 09.09.2008 составлен акт повторного допуска прибора учета.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Согласно п.4 ст.4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ООО «Лига» приобретает электрическую энергию у ОАО «Энергосбыт» на основании договора энергоснабжения № 6057032 от 15.07.2008; тепловую энергию у ОАО «ЭнергоКурган» по договору энергоснабжения № 414 от 01.07.2005. Посредством внутридомовых инженерных сетей ООО «Лига» предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений, и в силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг является исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п.3 ст.4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Коммунальные услуги, исполнителем которых является ООО «Лига», не могут быть заменены другим товаром исходя из технологической особенности их предоставления, а именно наличия внутридомовых инженерных систем, присоединения к инженерным инфраструктурам ресурсоснабжающих организаций.

ООО «Лига» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить нанимателем жилых помещений указанного общежития услуги по электроснабжению им по теплоснабжению и у нанимателей жилых помещений нет иной возможности приобрести данные коммунальные услуги.

ООО «Лига» осуществляет деятельность на рынке коммунальных услуг в географических границах здания общежития, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, 53. Исходя из определения товарного рынка, географические границы рынка определяются по принципу признания покупателями доступности товаров.

Географические границы товарного рынка обусловлены географическими, экономическими, технологическими, административными условиями, ограничивающими возможность покупателей приобрести товар в рамках определенной территории. При этом, антимонопольным законодательством не установлены ограничения при определении географических границ товарного рынка и при определенных условиях возможно выделение локального рынка в географических границах многоквартирного дома или общежития.

Порядок определения географических границ товарного рынка установлен разделом 4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 25.04.2006 № 108, зарегистрированном в Минюсте РФ 27.07.2006 № 8121.

При определении продуктовых границ товарного рынка устанавливаются пределы взаимозаменяемости товаров. Процедура определения продуктовых границ товарного рынка установлена разделом 3 указанного Порядка.

Согласно п.17 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст.4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить один товар другим в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Комиссией Курганского УФАС при установлении доминирующего положения ООО «Лига» оценивались: взаимозаменяемость коммунальной услуги; возможность нанимателей жилых помещений приобретения коммунальной услуги за пределами здания, доступность услуги; возможность ОО «Лига» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке коммунальных услуг в географических границах здания общежития.

Согласно п.1 ст.671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии с п.2 ст.671 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно ст.4 ЖК РФ найм жилого помещения (на условиях коммерческого найма) не относится к предмету регулирования жилищного законодательства. Правоотношения, возникающие по найму жилого помещения регулируются главой 35 ГК РФ.

В силу ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Плата за жилое помещение не включает в себя плату за коммунальные услуги. Согласно ч.1 ст.672 ГК РФ размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения.

Договор коммерческого найма имеет свободный характер исходя из принципа свободы договора стороны вправе включить в него указание на применение конкретных норм жилищного законодательства, в том числе по поводу оплаты коммунальных услуг, но при этом договор найма жилого помещения не регулирует отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, так как это публичные услуги.

Договор о предоставлении коммунальных услуг является публичным, правоотношения возникающие при исполнении данного договора регулируются нормами жилищного законодательства.

В силу ч.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги предусмотрен ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг.

Исходя из изложенного ООО «Лига» осуществляет два различных вида деятельности по предоставлению жилых помещений в наем и деятельность по предоставлению коммунальных услуг. В общероссийском классификаторе услуг населению ОКУН 002-93 коммунальным услугам по отдельному виду деятельности присвоен код 042000, в общероссийском классификаторе экономических видов деятельности ОК 029-2007 сдача в наем собственного недвижимого имущества выделена как отдельный вид деятельности, которому присвоен код 70.20.1.

В соответствии с подпунктом г) п.14 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, предварительное определение продуктовых границ товарного рынка может быть проведено на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

По результатам проведенного анализа, Курганским УФАС установлено, что ООО «Лига» осуществляет деятельность на двух различных товарных рынках: рынке услуг найма жилых помещений и рынке коммунальных услуг.

Коммунальные услуги не могут быть заменены другими услугами в процессе их потребления. Коммунальные услуги не могут быть приобретены нанимателями жилых помещений за пределами здания общежития, так как для осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг требуется наличие внутридомовых инженерных сетей, включая устройств для присоединения к инженерной инфраструктуре ресурсоснабжающих организаций, наличие договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями на поставку ресурсов.

При приобретении коммунальной услуги у нанимателей жилых помещений нет возможности выбора исполнителя коммунальной услуги, так как коммунальные услуги предоставляются посредством эксплуатации внутридомовых инженерных систем включая энергопринимающие устройства, которые находятся в собственности ООО «Лига» как собственника здания общежития. Соответственно смена исполнителя коммунальной услуги невозможна.

Исходя из пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель может заключить договор непосредственно с ресурсоснабжающей организацией при условии, что данный потребитель является собственником жилого помещения и при этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организаций не предусмотрено иное.

В данном случае ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг, так как несет эксплуатационную ответственность до точки присоединения внутридомовых инженерных сетей и не отвечает за эксплуатацию внутридомовых инженерных систем общежития, посредством которых нанимателям жилых помещений предоставляются коммунальные услуги. Ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, является необходимым условием признания хозяйствующего субъекта исполнителем коммунальных услуг.

Нанимателя жилых помещений не имеют возможности заключить договор на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, ООО «Лига» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить нанимателям жилых помещений указанного общежития коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению и по теплоснабжению, и у нанимателей жилых помещений нет иной возможности приобретения коммунальных услуг.

ООО «Лига» является собственником здания общежития, осуществляя деятельность по предоставлению коммунальных услуг, имеет возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на условия предоставления коммунальных услуг (качество предоставления, размер платы) которые являются общими условиями обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При рассмотрении дела № 100 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Лига» имеет возможность в одностороннем порядке принимать решение об установлении (либо не установлении) приборов учета, в соответствии с чем плата нанимателей жилых помещений зависит от данного решения ООО «Лига» будет определять размер платы исходя из показаний приборов учета, либо исходя из норматива потребления коммунального ресурса.

Довод заявителя о возможности заключения напрямую договоры с ресурсоснабжающей организацией, нормативно не обоснован.

В силу ч.2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды ООО «Лига» на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, 53, проведены Курганским УФАС в соответствии с пунктом 3 Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 25.04.2006 № 108, зарегистрированном в Минюсте РФ 27.07.2006 № 8121 (т.2 л.д.141-143).

Как установлено, заявителем в процессе рассмотрения дела в УФАС по Курганской области и в судебном заседании, не представлены доказательства, позволяющие не признавать положение хозяйствующего субъекта доминирующим.

На основании изложенного, в силу п.3 ст.4, п.4 ст.4, п.1 ч.2 ст.5 Закона о защите конкуренции комиссией Курганского УФАС установлено доминирующее положение ООО «Лига» на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, 53.

Согласно ч.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из указной нормы наниматели жилых помещений, в том числе Антонова Т.В. и Авдеева Т.А. имеют право установить в жилых помещениях приборы учета электрической энергии для того, чтобы производить оплату за потребленную электрическую энергию в соответствии с показаниями приборов учета в порядке, установленном жилищным законодательством.

В силу ст. 426 ГК РФ коммунальные услуги, в том числе услуги по электроснабжению и отоплению. Являются услугами, предоставляемыми на основании публичного договора. Частью 2 ст.426 ГК РФ предусмотрено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (ч.4 ст. 426 ГК РФ).

При заключении и исполнении договоров на предоставление коммунальных услуг применяются Правила предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По условиям договора энергоснабжения № 60575032 от 15.07.2008 заключенного между ООО «Лига» и ОАО «Энергосбыт», ООО «Лига» производит оплату за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными приборов учета указанных в приложении № 4 к договору под следующими номерами №63811174, №63811040, №63811178.

При обращении нанимателей Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. в ресурсоснабжающую организацию ОАО «Энергосбыт» с просьбой произвести установку приборов учета, получен ответ о том, что решить вопрос об установке приборов учета может организация, отвечающая за эксплуатацию внутридомового оборудования, т.е. ООО «Лига». Рекомендовано обратиться к ООО «Лига» за выдачей технических условий и решением вопрос по установке приборов учета в комнаты ( т.2 л.д. 15,17).

При обращении Антоновой Т.В. к директору ООО «Лига» с заявлением от 22.06.2009 выдать технические условия на установку приборов учета, наложена виза: «Пока есть непогашенная задолженность по оплате коммунальных услуг – отказать» (т.2 л.д. 13). Также ООО «Лига» в письмах к Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. сообщает о том, что технические условия на установку приборов учета электрической энергии выдаются специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид работ, такой лицензии и специалистов на данный вид услуг в организации не имеется (т.2 л.д.7,9).

01.07.2009 Авдеева Т.А. и Антонова Т.В. обратились к директору ООО «Лига» с заявлениями, содержащими просьбу дать разрешение на установку приборов учета электрической энергии в комнатах общежития (т.3 л.д.13, 14 см. на обороте). Данные заявления ООО «Лига» получены, что подтверждается копией уведомления о вручении, ответы на заявления не поступили (т.3 л.д.15).

ООО «Лига» не представило Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. мотивированного ответа по вопросу установки в жилых помещениях приборов электрической энергии. Уклонение ООО «Лига» от рассмотрения о возможности установления приборов учета электроэнергии ущемляет права Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. по оплате электрической энергии по фактически потребленному объему в соответствии с показаниями приборов учета. При этом Авдеева Т.А. и Антонова Т.В. выразили согласие оплатить расходы на приобретение и установление приборов учета электроэнергии.

В решении от 09.11.2009 № 100 Курганским УФАС допущена техническая ошибка, исправленная определением от 14.05.2010 об исправлении технической ошибки в решении от 09.11.2009 № 100, пункт 2 резолютивной части решения дополнен словами «от рассмотрения вопроса возможности», суд полагает возможным исправление технической ошибки в данном виде.

При рассмотрении дела установлено, что в здании общежития установлены общедомовые приборы учета и при этом отсутствуют индивидуальные приборы учета в комнатах общежития, поэтому ООО «Лига» обязано производить начисление платы за электрическую энергию в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с которым размер платы нанимателей за электрическую энергию зависит от объема электрической энергии, потребленного за отчетный период в соответствии с показаниями приборов учета и от общего количества нанимателей и членов их семей, проживающих в общежитии.

Таким образом, плата за электроэнергию может быть начислена единожды – после снятия показаний приборов учета в конце отчетного периода. Нормативы в данном случае не применяются. Соответственно, выставление платежей за электрическую энергию двумя строками нормативно не обосновано. При начисление платы исходя из показаний приборов учета нет необходимости производить начисление по нормативам и тут же пересчитывать в соответствии с фактическим потреблением.

ООО «Лига» выставляет нанимателям плату за электрическую энергию двумя строками, одна из которых рассчитывается по нормативам и имеет постоянное значение, в актах данная строка именуется как «аванс по текущему месяцу», что свидетельствует о факте требования ООО «Лига» от нанимателей уплаты авансовых платежей (т.2 л.д.26-28).

Из актов, предъявленных ООО «Лига» Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. установлено, что сумма платы за электроэнергию в период с октября 2008 по июль 2009 включительно состояла из двух частей: платы за электроэнергию по нормам и платы по приборам учета, при этом с апреля та часть платы, которая начислялась по нормам выставлялась авансом.

По Антоновой Т.В. акт №100 от 30.04.2009, акт №101 от 29.05.2009, Акт № 276 от 29.06.2009, акт № 375 от 30.07.2009. По Авдеевой Т.А. акт №160 от 27.04.2009, акт №161 от 29.05.2009, Акт № 115 от 30.06.2009, акт № 116 от 30.07.2009.

Согласно п.73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил). Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Исходя из того, что сумма «аванса по текущему месяцу» рассчитана не из показаний приборов учета, и является постоянной. А также исходя из того, что данная сумма является частью платы за электрическую энергию и акт выставляется для оплаты как минимум за 10 дней до срока окончательного расчета, предусмотренного законодательством, выставление суммы отдельной строкой для оплаты энергии является свидетельством выставления ООО «Лига» авансовых платежей.

Законодательством не предусмотрено право предъявления авансовых платежей за коммунальные услуги гражданам-потребителям.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг плата Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. за эклектическую энергию должна складываться из объема электрической энергии и из тарифа установленного органом регулирования. Порядок определения платы гражданина-потребителя за электроэнергию установлен императивно и ООО «Лига» не вправе применять иной порядок расчета, отличный от установленного.

Тарифы за электроэнергию для потребителей ОАО «Энергосбыт» в т.ч. и граждан установлены Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.10.2007 № 22-28 с 01.01.2008 в размере 1,86 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах оборудованных газовыми плитами и в размере 1,30 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14.11.2008 № 31-1 с 01.01.2009 в размере 2,34 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах оборудованных газовыми плитами и в размере 1,64 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.

Согласно счет фактурам, выставленным ОАО «Энергосбыт» ООО «Лига» для оплаты поставленной электроэнергии в 2008 году плата предъявлялась по тарифу 1,86 руб./кВтч с НДС (по счетчику № 080402) и по тарифу 1,30 руб./кВтч с НДС (по счетчику № 080412), счетчиком №080412 учитывался объем электроэнергии, израсходованной на работу электрических плит. В 2009 году плат за электроэнергию предъявлялась по тарифу 2,34 руб./кВтч с НДС (по счетчику № 080402) и по 1,64 руб./кВтч с НДС(по счетчику № 080412).

Из актов, выставленных ООО «Лига» Антоновой Т.В. за период с января 2008 по сентябрь 2008 включительно и Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по октябрь 2008 включительно, плата за электроэнергию выставлялась только по тарифу 1,86 руб./кВтч. Данные действия ООО «Лига» обосновало приказом директора ООО «Лига» от 09.01.2008 № 1 «Об оплате гражданами, проживающими в общежитии, жилищно-коммунальных услуг и найма жилья» ( т.2 л.д.118,119).

ООО «Лига» с октября 2008 в отношении Антоновой Т.В. и с ноября 2008 в отношении Авдеевой Т.А. выставляло два платежа за электроэнергию: одна часть определялась исходя из норматива потребления и тарифа в размере 1,86 руб./кВтч и формулировалась как «аванс по текущему месяцу», вторая сумма выставлялась в графе «цена» без указания объема потребленного ресурса и тарифа, что является нарушением пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг.

В период с января 2009 по июль 2009 аналогично: один платеж определялся исходя из норматива потребления и тарифа в размере 2,34 руб./кВтч, вторая сумма выставлялась в графе «цена» одной суммой без указания тарифа на электроэнергию, примененного при расчете данной суммы.

Согласно п.38 Правил предоставления коммунальных услуг при применении различных тарифов за электроэнергию в платежном документе должны быть проставлены объемы потребленного ресурса отдельно, в зависимости от размера тарифа, с указанием применяемого тарифа.

ООО «Лига» предъявляло плату Антоновой Т.В. за электроэнергию по нормативу потребления в размере 143 кВт.ч, сумма ежемесячного платежа составляла 265,98 руб. За период с января 2008 по октябрь 2008 включительно ООО «Лига» предъявляло плату Авдеевой Т.А. за электроэнергию по нормативу потребления в размере 193 кВт.ч, сумма ежемесячного платежа составила 314,34 руб.

ООО «Лига» также обосновывает свои действия по установлению платы за электроэнергию постановлением Администрации города Шадринска от 03.12.2002 №998 «О порядке оплаты за потребленную электрическую энергию население г. Шадринск, проживающим в муниципальном жилищном фонде, при отсутствии индивидуальных электросчетчиков в жилых и подсобных помещениях», которым установлены указанные выше нормативы потребления электрической энергии. Данные нормативы не могут применяться, так как с 01.12.2007 действуют нормативы потребления электрической энергии, установленные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.12.2006 № 23-6.

Кроме сумм, предъявляемых Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. ежемесячно ООО «Лига» произведен перерасчет платы нанимателей жилых помещений за электроэнергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно.

ООО «Лига» представлены сведения о суммах, подлежащих оплате нанимателями в результате произведенного пересчета, в соответствии с которыми Антоновой Т.В. предъявлена к оплате за электроэнергию сумма в размере 7508,15 руб., Авдеевой Т.А. -10090,17 руб.

Исходя из п.21 Правил предоставления коммунальных услуг, следует, что для исполнителей услуг по электроснабжению не установлено право производить перерасчет платежей за электроэнергию в случаях, когда в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии и отсутствуют индивидуальные приборы учета.

В части предъявления Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. перерасчета платы за электроэнергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно, ООО «Лига» ссылается на мировое соглашение от 27.11.2008 и указывает, что перерасчет Авдеевой Т.А. не предъявлялся. Считает, что подтверждением отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества по предъявлению Антоновой Т.В. перерасчета платы за электроэнергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно являются судебные акты мирового судьи судебного участка № 33 г. Шадринска от 18.02.2009 и определение Шадринского городского суда Курганской области от 28.05.2009.

Согласно решению мирового судьи судебного участка № 33 г. Шадринска от 18.02.2009 оценивалась сумма задолженности Антоновой Т.В. за электрическую энергию по прибору учета за период с марта 2006 по декабрь 2008. В решении не указано, что оценивался перерасчет платы за электроэнергию, выставленный Антоновой Т.В. дополнительно к платежам, рассчитанным исходя из показаний приборов учета.

Перерасчет был произведен за период с марта 2006 по декабрь 2008, и мог быть выставлен после декабря 2008. В мировом соглашении подписанным в ноябре 2008, не могла содержаться информация о перерасчете платы за электроэнергию, произведенную по состоянию на 01.01.2009, данный перерасчет был выставлен после заключения мирового соглашения.

Определением Шадринского городского суда Курганской области от 04.12.2009 определение Шадринского городского суда от 27.11.2008 об утверждении мировое соглашение и прекращения производство по делу по иску ООО «Лига» к Авдеевой Т.А., Авдееву И.Ф., Авдееву О.И., Черепановой Р.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, расторжении договора найма жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета отменено. В определении указаны пояснения представителя ООО «Лига» пояснившего, что порядок исчисления задолженности по оплате жилищных услуг в мировом соглашении не обсуждался, указана только сумма (т.4 л.д.156-158).

Шадринским филиалом ОАО «Энергосбыт» представлены копии счетов-фактур, выставленных ООО «Лига» за оказание услуг по теплоснабжению за период с января 2008 по июль 2009 включительно. Из которых следует, что поставка тепловой энергии ООО «Лига» не осуществлялась с января 2008 по июль 2009 включительно.

В соответствии с актами, выставленными ООО «Лига» Антоновой Т.В. для оплаты, плата за отопление предъявлялась круглогодично, в том числе и за период с июня 2008 по сентябрь 2008 и за период с июнь -июль 2009, исходя из суммы платы, установленной ООО «Лига» 17,94 руб. с 1 кв.м. общей площади, установленной приказом директора ООО «Лига» от 09.01.2008 № 1. Авдеевой Т.А. плата за отопление в указанные месяцы не предъявлялась.

ООО «Лига» представлен расчет сумм платежей за отопление, предъявленных Авдеевой Т.А. в соответствии с данным расчетом размер платы за отопление, предъявляемый Авдеевой Т.А., определялся исходя из фактического потребления тепловой энергии, установленного на основании счетов, выставленных ОАО «ЭнергоКурган», и затрат на обслуживание прибора учета тепловой энергии в размере 2,21 руб.кв.м. к которым ООО «Лига» отнесены затраты на амортизацию, заработную плату, налоги, опрессовка, госповерка, проверка монометров и пр.

В соответствии с п.21Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии потребители должны оплачивать услуги по отоплению исходя площади жилого помещения и среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а раз в год исполнитель должен произвести перерасчет платы за отопление исходя из фактического потребления тепловой энергии в расчетном периоде.

ООО «Лига» осуществляет деятельность по оказанию услуг отопления на основании публичного договора, на условиях которые не могут противоречить жилищному законодательству.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «ЭнергоКурган», проживающих в г. Шадринске установлены Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.10.2007 № 22-28 с 01.01.2008 в размере 896,78 руб./Гкал с НДС; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14.11.2008 № 31-1 с 01.01.2009 в размере 932,79 руб./Гкал. с НДС.

Согласно актам, выставленным Антоновой Т.В. за период с января 2008 по декабрь 2008 включая летние месяцы для оплаты предоставленных услуг, в т.ч. и коммунальных, цена тепловой энергии составляла 17,94 руб. за кв.м., установленной приказом директора ООО «Лига» от 09.01.2008 № 1 (т.2. л.д.118,119).

Согласно актам, выставленным Антоновой Т.В. за период с января 2009 по июнь 2009 для оплаты предоставленных услуг, в т.ч. и коммунальных, цена тепловой энергии составляла 21,16 руб. за кв.м., за июль 2009 платеж за тепловую энергию за отопление был выставлен из расчета 23,41 руб. за кв.м.

ООО «Лига» при определении размера платы Антоновой Т.В. за отопление за период с января 2008 по июль 2009 включительно осуществляло расчеты путем применения цены, отличной от тарифа на тепловую энергию, установленного нормативным актом органа регулирования, нарушив порядок ценообразования, установленный Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг.

Из актов, выставленных Авдеевой Т.А. за период с ноября 2008 по май 2009 включительно, а также из расчета платы за тепловую энергию, представленного ООО «Лига» включало в тариф на тепловую энергию затраты на обслуживание приборов учета тепловой энергии из расчета 2,21 руб. на кв.м. в результате чего тариф, установленный нормативным актом органа регулирования, был завышен (т.4 л.д.9).

При наличии общедомового прибора учета электроэнергии и при отсутствии индивидуальных приборов учета потребители должны оплачивать услуги по элетроснабжению исходя из фактического объема электрической энергии, потребленной за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета и количества граждан проживающих во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами.

Договор найма не регулирует правоотношения, регулируемые жилищным законодательством. ООО «Лига» предоставляет услугу по отоплению на условиях публичного договора, общество не праве предоставлять данную услугу на условиях, не предусмотренных законодательством. Правилами предоставления коммунальных услуг и Жилищным кодексом РФ не предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг включать в плату за отопление затраты на содержание прибора учета тепловой энергии.

Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. Прибор учета тепловой энергии входит в состав внутридомовых инженерных систем общежития. ООО «Лига» как собственник в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания внутридомовых инженерных систем, в т.ч. прибора учета тепловой энергии.

Довод заявителя относительно преюдициальной силы судебных актов мирового судьи судебного участка № 33 г. Шадринска от 18.02.2009 и определения Шадринского городского суда Курганской области от 28.05.2009, подлежит отклонению, в связи с различным предметом спора.

Доказательства, подтверждающие довод ООО «Лига» о том, что договоры найма жилого помещения утверждены судом, не представлены, из представленных судебных актов не следует, что текст договора найма утвержден судом.

Согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п.37 Правил).

Содержание платежного документа определено п.38 Правил предоставления коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», указано, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

ООО «Лига» путем совершения действий по установлению платы за электрическую энергию, отопление в нарушение установленного правовыми актами порядка ценообразования, путем совершения действий по непредусмотренному законодательству требованию к гражданам уплаты авансовых платежей за электрическую энергию, путем уклонения от рассмотрения вопроса о возможности установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, допустило нарушение ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, п.1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.

Нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг, а также требование об уплате авансовых платежей за электроэнергию приводит к ущемлению прав граждан-потребителей, на обоснованную плату за потребленные коммунальные услуги, порядок расчета которой предусмотрен жилищным законодательством. Устанавливая размер платы за коммунальные услуги в нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами, ООО «Лига» злоупотребило своим доминирующим положением на рыке.

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Лига» нарушений положений п.10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Исполнение предписания Курганским УФАС не проверялось, решение и предписание оспариваются в судебном порядке, в законную силу не вступили, кроме того, для проверки расчетов представленных ООО «Лига» дополнительно требуются сведения, поскольку расчет произведен по всем нанимателям, с учетом их фактического проживания в комнатах.

Исходя из изложенного, доводы заявителя изложенные в заявлении и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

Поскольку решение Курганского УФАС от 09.11.2009 № 100 является законным, соответствует Закону о защите конкуренции, то и предписание от 09.11.2009 № 100 также вынесено обоснованно, соответствует названному закону.

Суд, руководствуясь ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием условий, необходимых для признания решения от 09.11.2009 № 100 и предписания от 09.11.2009 № 100 Курганского УФАС недействительным.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределены в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявлении отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Обабкова