НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 20.03.2008 № А34-7139/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган                                                                     Дело № А34-7139/2007

27 марта 2008 г. 

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2008 г. 

Полный текст решения изготовлен 27.03.2008 г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Григорьевым А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Макушинском районе Курганской области

заинтересованное лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Честь» Прокопьев Александр Викторович

о взыскании штрафных санкций в сумме 540 руб.

при участии в заседании:

от заявителя -  Суровцева И.В., доверенность № 1 от 9.01.2008 г.

от заинтересованного лица – нет явки

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение  – Управление  Пенсионного фонда  РФ в Макушинском районе Курганской области обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Честь» Прокопьева Александра Викторовича штрафных санкций в сумме 540 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 2005 г.           

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение заинтересованным лицом  срока представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных ч.2 ст.11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за 2005 год.

В судебном заседании представитель заявителя на указанном требовании настаивал в полном объеме. 

Заинтересованное лицо  в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление и доказательства в подтверждение возражений суду не представило, ходатайств не заявило.  О времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом (уведомление от 28.02.2008 №91658). 

Дело рассмотрено  в отсутствие заинтересованного лица в соответствии со ст. 156, 215 АПК РФ.

Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Честь» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.03.1992, Прокопьев Александр Викторович является главой КФХ «Честь», что подтверждается выпиской  из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 40-48).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании п. 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях Закона N 167-ФЗ частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В соответствии с п. 2 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.08.2002 N 89п, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются страхователями и обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в 30-дневный срок с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по месту его нахождения.

   В силу п. 4 ст. 28 Закона №167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 №148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. казанные Правила распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 названных Правил).

   Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со ст. 2 Закона N 167-ФЗ).

   Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) глава крестьянского хозяйства относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

   В соответствии с п. 5, 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляет вместе с копией платежного документа.

  Эти сведения в соответствии с пунктом 38 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»,  предоставляются застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим  страховые взносы,  в территориальный орган ПФ  ежегодно, до 1 марта.

   В случае непредставления данных сведений к указанному сроку, согласно ст. 17 закона  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  к  физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

  Статьей 16 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что  контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим ФЗ обязаны осуществлять органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заявителем 25.07.2007 г. проведена проверка главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прокопьева Александра Викторовича по вопросу своевременности  по вопросу своевременности, достоверности и полноты представления сведений необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. В результате проверки установлено, что ответчик не представил сведения о застрахованных лицах за 2005 год за себя и членов КФХ Прокопьеву Л.Г. и Шитикова И.С.

По итогам проверки составлен Акт камеральной проверки  от 25.07.2007 №47 (л.д. 9). Вынесено Решение от 20.08.2007 №47 (л.д. 12) о привлечении главы КФХ Прокопьева А.В. к ответственности в виде наложения штрафа за 2005 год в размере 540 руб. Требованием №30 от 12.09.2007 заинтересованному лицу было предложено  добровольно уплатить сумму штрафа до 08.10.2007. Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения заявителя в суд.

Поскольку глава КФХ Прокопьев А.В. не представил своевременно в орган Пенсионного фонда РФ  сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 год, факт правонарушения является установленным,  подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспорен.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя частично.

  В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

  Согласно п. 1 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 (с изм. и доп. от 24.02.2005), распространяются и на глав, и на членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

На основании вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на Главу крестьянского фермерского хозяйства обязанности по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в отношении членов КФХ.

Из изложенного следует, что глава КФХ не является работодателем по отношению к другим членам КФХ, соответственно не является лицом, производящим выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а члены КФХ не являются наемными работниками по отношению к главе КФХ. Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у главы крестьянского хозяйства наемных работников (ст. 65 АПК РФ).

Кроме того, суд считает, что начисление членам КФХ (Прокопьевой Л.Г. и Шитикову И.С.) страховых взносов в виде минимального фиксированного платежа за 2005 год (1800 руб. ×2) необоснованным и недоказанным. В дело не представлены документы (в том числе из материалов дела), доказывающие участие Прокопьевой Л.Г. и Шитикова И.С. в качестве членов КФХ «Честь». Отсутствуют сведения о годе рождения указанных членов КФХ, что не позволяет определить обоснованность начисленной суммы страховых взносов.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного, в удовлетворении требований о взыскании с главы КФХ Прокопьева А.В. штрафных санкций в размере 360руб. за членов КФХ Прокопьевой Л.Г. и Шитикова И.С., надлежит отказать.

Также, в судебном заседании установлено, что согласно акту камеральной проверки №47 и решению №47 сумма, причитающихся за 2005 год платежей в Пенсионный фонд РФ составляет 5 400 руб. и складывается  (согласно представленному расчету – л.д. 35) из начисленных главе КФХ и двум членам КФХ минимальных размеров фиксированных платежей (1 800 руб. × 3).

Согласно представленной копии паспорта (л.д.38) глава КФХ Прокопьев А.В. родился  03 июля 1964 года. Заявитель   начислил главе КФХ Прокопьеву А.В. страховые взносы за 2005 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1 800 руб., в том числе 1 200 руб. – страховая часть трудовой пенсии, 600 руб. - накопительная ее часть.

Согласно  Определениям Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 г. N 164-О и N165-О, от 12.05.2005 г. N 183-О нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии. 

Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.

Учитывая, что глава КФХ Прокопьев А.В. родился 03.07.1964г., суд приходит к выводу об отсутствии у него обязанности уплаты в 2005г. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Таким образом, размер подлежащих уплате главой КФХ Прокопьевым А.В.   страховых взносов за 2005г. составляет 1.200руб. – на страховую часть трудовой пенсии (100 руб. в месяц согласно п.3 ст. 28 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Отсюда,  размер подлежащей взысканию штрафной санкции составляет 120руб. (10% от 1.200руб.).  

В соответствии со ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (ч.4). При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч.6).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа в сумме 120 руб. (1 200 руб. ×10 %). В удовлетворении требования в части взыскания штрафа, рассчитанного исходя из начисления главе КФХ Прокопьеву А.В. страховых взносов по накопительной части (600 руб.) и начисления членам КФХ страховых взносов в минимальном размере фиксированного платежа (1800 руб. ×2), следует отказать.

Согласно ст. 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п.3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подп.4 п.1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с требованиями гл. 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. В соответствии со ст. 110 АПК РФ с заинтересованного лица  подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой согласно  ст. 333.21 НК РФ составляет 500 руб. 

Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст.216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд

р е ш и л :

Заявление удовлетворить частично.

Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства «Честь» (основной государственный регистрационный номер 1024501766706) Прокопьева Александра Викторовича, проживающего по адресу Курганская область, Макушинский район, с. Золотое, в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Макушинском районе Курганской области штрафные санкции в сумме 120 рублей.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства «Честь» Прокопьева Александра Викторовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Восемнадцатый арбитражный  апелляционный суд  в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru  или Федерального арбитражного суда Уральского округа  http://fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                                 Григорьев А.А.