НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 19.05.2020 № А34-16668/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-16668/2019

26 мая 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 26 мая 2020 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Задориной А.Ф., при ведении протокола судебного заседания в письменном виде помощником судьи Кузнецовой Т.В., с использованием средства аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения, взыскании денежных средств

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2020, паспорт,

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 04.10.2019 №05-10/72407, удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» в лице ликвидатора ФИО3 (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения №5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «СоюзпромснаБ», просит произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «СоюзпромснаБ». Также просит взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану сумму ущерба в размере 20450 руб., расходы на оплату услуг представителей в размере 23000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 руб.,

Определением суда (протокольное) от 10.02.2020 судом приняты к рассмотрению измененные требования, согласно которым заявитель просит:

-признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану №5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Союзпромснаб»;

-обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Кургану произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Союзпромснаб»;

-взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану сумму ущерба в размере 20450 руб., сумму расходов на оплату услуг представителей в размере 23500 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 5000 руб.

Определением суда от 23.04.2020 судебное разбирательство по делу отложено на 19.05.2020 на 10 час. 30 мин. в помещении Арбитражного суда Курганской области по адресу: <...>.

В ходе судебного заседания заявителем представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которым просит:

-признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану №5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Союзпромснаб»;

-обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Кургану произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Союзпромснаб»;

-взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану сумму ущерба в размере 50450 руб., сумму расходов на оплату услуг представителей в размере 23500 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 5000 руб.

В заявлении об уточнении заявленных требований пояснено, что по состоянию на 19.05.2020 заявитель понес дополнительные расходы в размере 30000 руб., общий размер ущерба составил 50450 руб. Для приобщения к материалам дела представлены: договор на оказание услуг №7 от 01.01.2020, заключенный заявителем с ООО «Гамма-Плюс» на ведение бухгалтерского и налогового учета; квитанции к приходным кассовым ордерам и акты оказанных услуг (каждый на сумму 5000 руб.) от 31.12.2019, 31.01.2020, 28.02.2020, 31.03.2020, 30.04.2020, 18.05.2020 на общую сумму 30000 руб.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований судом принято.

В ходе судебного заседания, с учетом ходатайства представителя заявителя,  судом объявлялся непродолжительный перерыв (5 минут) в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей сторон.

В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования (с учетом уточнения) по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению (л.д. 7-10, 35-37), ходатайствовал о приобщении к материалам дела: Расписки о получении налоговым органом 15.08.2019 документа по форме Р15001 (Уведомления о принятии решения о ликвидации ЮЛ); квитанции о приеме налоговой декларации (Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, 0710096, 0, 94, 2019); Упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетный период (код) 94, отчетный год 2019, Форма по КНД 0710096). Также представителем пояснено, что при подаче документов для государственной регистрации ликвидации были приложены все необходимые документы, представленную упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, содержащую код отчетного периода «90», позволяло Инспекции идентифицировать как ликвидационный баланс; на дату подачи заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица, Обществу налоговым органом не направлялось информации о наличии недоимки; оспариваемое решение Инспекции повлекло причинение Обществу убытков, связанных с дополнительными расходами на бухгалтерское и юридическое обслуживание, функционирование электронной цифровой подписи. Представителем также пояснено, что заявление о государственной регистрации ликвидации Общества по форме Р16001 направлено через сайт ФНС России, а упрощенная бухгалтерская отчетность с указанием отчетного периода (код) 90, направлена по ТКС.

Представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания возражал по заявленным требованиям согласно доводам, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву (л.д. 72-74, 115-116), в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Согласно позиции заинтересованного лица, в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи Обществом была 15.08.2019 представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096; среди представленных 15.08.2019 в регистрирующий орган документов отсутствовал ликвидационный баланс, что подтверждается содержанием Расписки;отсутствие ликвидационного баланса при подаче заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО «СОЮЗПРОМСНАБ» явилось основанием для отказа в регистрационных действиях; решение Инспекции является законным, основания для взыскания с Инспекции убытков и судебных расходов у общества отсутствуют.

Документы, представленные сторонами, приобщены к материалам дела в порядке статей 66, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон полагали возможным рассмотреть дело по существу.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив имеющиеся в деле материалы, суд установил, что 27.02.2007 Общество с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ОГРН <***> (ИНН <***>).

В Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кургану 15.08.2019 в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации Обществом с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001. Согласно представленной в материалы дела Расписке и содержащемуся в ней перечню документов, налоговым органом 15.08.2019 вх. № 5319А получено заявление по форме Р16001 (л.д. 21, 93, 94-97).

Кроме того по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) Обществом с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» 15.08.2019 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кургану направлена Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность формы по КНД 0710096 (номер корректировки 1, отчетный период (код) 90, отчетный год 2019). Согласно представленной в материалы дела Квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, 0710096, 1, 90, 2019 принята налоговым органом 15.08.2019 (л.д. 22, 23-26).

Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кургану 15.08.2019 вынесено решение № 5319А об отказе в государственной регистрации. Согласно указанному решению, в нарушение подпункта «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс; также отражено, что в регистрирующем органе имеется задокументированная информация о том, что у ООО «СоюзпромснаБ» имеется денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах в виде пени в сумме 11 руб. 23 коп. (л.д. 13-14, 122-130).

Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области, решением которого от 27.09.2019 № 245 жалоба общества на решение ИФНС России по г. Кургану № 5319А от 22.08.2019 оставлена без удовлетворения (л.д. 15-20).

Таким образом, досудебный порядок, регламентированный положениями пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.

Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы сторон в ходе судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с 3 частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что заявленные ООО «СоюзпромснаБ» требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По мнению заявителя, представленная Обществом упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096 содержала код отчетного периода «90», что позволяло идентифицировать сданные в Инспекцию документы как ликвидационный баланс. Также заявитель указывает, что на дату подачи (15.08.2019) заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица Обществу налоговым органом не направлялось информации о наличии недоимки; претензионное письмо о погашении задолженности было направлено заявителю 26.09.2019, сумма пени уплачена Обществом 30.09.2019 (л.д. 28, 29, 132). Согласно позиции заявителя, оспариваемое решение Инспекции от 15.08.2019 №5319А повлекло причинение ему убытков, связанных с дополнительными расходами на бухгалтерское и юридическое обслуживание, функционирование электронной цифровой подписи.

Судом установлено следующее.

По данным ЕГРЮЛ заявитель находится в стадии ликвидации, ликвидатором является ФИО3.

В Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кургану 15.08.2019 в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации Обществом с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001; также 15.08.2019 по ТКС Обществом с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кургану направлена Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность формы по КНД 0710096 (номер корректировки 1, отчетный период (код) 90, отчетный год 2019).

В соответствии с  пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Среди представленных 15.08.2019 в регистрирующий орган документов отсутствовал ликвидационный баланс, что также следует из содержания представленной в материалы дела Расписки. Согласно Расписке, пакет документов содержал: Заявление по форме Р16001 (л.д. 21).

Заявитель указывает, что при подаче документов для государственной регистрации ликвидации ООО «Союзпромснаб» были приложены документы в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в том числе ликвидационный баланс, что подтверждается извещением о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме, квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Из материалов дела не следует, что при подаче в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации был представлен ликвидационный баланс.

15.08.2019 заявителем в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи была представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096. По результатам приема данной отчетности инспекцией сформирована квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, а также сформировано извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме.

Представленная отчетность содержала следующее:

-на страницах 1, 2 указаны общие сведения, местонахождение (адрес);

-страница 3 содержала бухгалтерский баланс;

-страница 4 содержала отчет о финансовых результатах (л.д. 24-26).

Каких-либо обозначений, что содержащийся в представленной отчетности бухгалтерский баланс является ликвидационным, не имелось.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Федеральным законом, если иное не установлено данным Федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Довод заявителя о том, что финансовую отчетность, представленную в виде упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности 15.08.2019 года, регистрирующий орган мог идентифицировать как ликвидационный баланс несостоятелен, поскольку указанная отчетность была представлена заявителем не при подаче документов в регистрирующий орган в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, а предоставлена по телекоммуникационным каналам в качестве исполнения обязанности, предусмотренной Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Кроме того, в представленной обществом упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности не имелось каких-либо отметок о том, что бухгалтерский баланс является ликвидационным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу пункта 2 данной статьи после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Приведенные положения Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждают необходимость точного соблюдения процедуры проведения ликвидации юридического лица, которая обеспечивает, прежде всего, обеспечение интересов всех его кредиторов, поэтому достоверное отражение сведений об обязательствах в предусмотренной законодателем форме (в промежуточном и окончательном ликвидационном балансах) является гарантией законности действий всех участвующих в данной процедуре лиц, в том числе ликвидируемого лица, а также регистрирующего органа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Действующим законодательством специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов не утверждены, поэтому может использоваться бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

Отсутствие ликвидационного баланса, необходимость представления которого установлена пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Порядок представления документов в регистрирующий орган установлен статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Как следует из условий пункта 1 статьи 9 указанного закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ (ред. от 24.12.2015) утвержден Порядок направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка направления документов, в процессе электронного взаимодействия в соответствии с настоящим Порядком участники обмениваются следующими электронными документами:

документами, необходимыми для государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

сообщениями о доставке электронных документов;

сообщениями о невозможности обработки электронных документов;

распиской в получении электронных документов;

документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

учредительным документом юридического лица, подписанным электронной подписью регистрирующего органа;

решением об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг.

Как следует из пункта 16 Порядка, при направлении электронных документов в регистрирующий орган в разделе сайта Федеральной налоговой службы или единого портала государственных и муниципальных услуг, предусмотренном для направления электронных документов в регистрирующий орган, отправитель выполняет следующие действия: заполняет необходимые реквизиты; прикрепляет сформированный в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка транспортный контейнер; нажимает кнопку «направить документы».

Таким образом, ликвидационный баланс заявитель должен направлять в регистрирующий орган через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг.

Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность Обществом представлена по ТКС (квитанция о приеме налоговой декларации – л.д. 22).

Через сайт ФНС России Обществом 15.08.2019 было направлено заявление по форме Р16001, что подтверждается Распиской, представленной в материалы дела (л.д. 21, 93). Через сайт ФНС России 15.08.2019 Обществом также было направлено уведомление по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации ЮЛ (в материалах дела).

В оспариваемом решении также указано на наличие задолженности по пеням в размере 11 руб. 23 коп. Указанные пени образовались по налогу на прибыль организаций за период с 29.03.2019 по 08.05.2019.

Наличие у Общества задолженности по пеням не являлось самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации. При этом судом учитывается, что одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.

Заявителем приведен довод, что на дату подачи (15.08.2019) заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица Обществу налоговым органом не направлялось информации о наличии недоимки; претензионное письмо о погашении задолженности было направлено заявителю 26.09.2019, сумма пени уплачена Обществом 30.09.2019 (л.д. 27-29).

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Сведений о том, что Обществом на дату подачи заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были направлены запросы в адрес налогового органа о состоянии расчетов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов не представлено.

Кроме того в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом; в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, на момент представления заявления о ликвидации Общества срок для направления налоговым органом требования об уплате задолженности в размере 11 руб. 23 коп., образовавшихся за период с 29.03.2019 по 08.05.2019, не истек.

Заинтересованным лицом также в материалы дела представлены решения от 02.12.2019, 10.10.2019 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (штрафы  в размере 125 руб. и 50 руб. за непредставление в установленные сроки (не позднее 25.07.2019 и 29.07.2019) налоговых деклараций (л.д. 75-79, 80-85).

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану №5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Союзпромснаб», обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Союзпромснаб».

Заявителем предъявлены требования о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану суммы ущерба (убытков) в размере 50450 руб., расходов на оплату услуг представителей в размере 23500 руб., расходов на уплату государственной пошлины в размере 5000 руб. (с учетом уточнения).

Как следует из заявления, вынесение Инспекцией оспариваемого решения повлекло причинение заявителю убытков, связанных с дополнительными расходами на бухгалтерское и юридическое обслуживание, функционирование электронной цифровой подписи. В материалы дела представлены договоры на оказание услуг №10 от 23.08.2019, № 7 от 01.01.2020, заключенные ООО «Союзпромснаб» с ООО «Гамма-Плюс», согласно условиям которых, заказчик (заявитель) поручает исполнителю (ООО «Гамма-Плюс») ведение бухгалтерского и налогового учета, включая предоставление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы и другие государственные органы и учреждения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Стоимость договора составляет 5000 руб. в месяц. Расходы по продлению действия электронной цифровой подписи для сдачи отчетности составили 450 руб.

Заявителем представлены сведения об оплате исполнителю денежных средств по указанному договору на общую сумму 50000 руб. (акты за период с августа 2019 по май 2020 года).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии с положениями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку основанием для взыскания ущерба (убытков) заявитель указывает незаконность оспариваемого решения, при этом заявителю отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану №5319А от 15.08.2019, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Союзпромснаб», следовательно, основания для удовлетворения требования о взыскании с Инспекции ущерба в размере 50450 руб. отсутствуют. Поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями, бездействием заинтересованного лица и возникшими убытками, в удовлетворении указанного требования следует отказать.

Обществом также заявлено о взыскании с Инспекции расходов на оплату услуг представителей в сумме 23500 руб. и по уплате государственной пошлины в сумме 5000 руб.

В материалы дела представлен договор об оказании юридических услуг №10 от 23.08.2019, заключенный заявителем (заказчик) с ООО «Гамма-Плюс» (исполнитель) (л.д. 30-32), акт оказанных услуг №145 от 28.11.2019 на сумму 23500 руб., квитанция об оплате услуг на сумму 23500 руб., чеки-ордеры в подтверждение оплаты государственной пошлины на общую сумму 5000 руб. (л.д. 38, 62, 70).

Согласно договору об оказании юридических услуг №10 от 23.08.2019 заказчик  поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать заказчику юридические услуги по досудебной претензионной работе, представлению интересов в арбитражном суде (1 инстанция) по заявлению о признании незаконным решения ИФНС России по г.Кургану об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на оплату юридических услуг, по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя. Учитывая увеличение заявителем размера требований до 50450 руб., принимая во внимание положения пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины до фактически уплаченной заявителем и не довзыскивать ее соответствующую часть (18 руб.) в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану № 5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Союзпромснаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>), обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану произвести государственную регистрацию ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Союзпромснаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>), проверенных на соответствие требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану(ОГРН <***>, ИНН <***>) денежных средств в размере 50450 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 23500 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 5000 руб. Обществу с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.Ф. Задорина