НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 18.10.2010 № А34-2462/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курган Дело № А34-2462/2010

20 октября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2010 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пановой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного унитарного предприятия Курганской области

«Шадринский лесхоз»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по

Курганской области

о признании постановления налогового органа незаконным в части

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1

но Курганской области

при участии в заседании:

от заявителя: Суханов С.П., доверенность № 1 от 27.04.2010,

от заинтересованного лица: Холкин В.В. - представитель по доверенности

№ 1 от 11.01.2010,

от третьего лица: явки нет, извещено факсимильной связью,

установил:

Государственное унитарное предприятие Курганской области «Шадринский лесхоз» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 но Курганской области о признании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области № 578 от 03.12.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика незаконным.

Определением от 23.07.2010 в соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области.

В соответствии со статьёй 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителем заинтересованного лица были использованы средства аудиозаписи процесса.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом – копия определения направлена факсимильной связью (в деле).

Определением от 15.10.2010 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение представителем заявителя заявленных требований: просил признать постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области № 578 от 03.12.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика незаконным в части 271190 руб. налогов, 4892 руб. 72 коп. пени.

Представитель заявителя в судебном заседании требования с учетом уточнения поддержал, суду пояснил, что сумма налога к уплате в размере 151243 руб. заявителем не оспаривается, с суммой пени, превышающей 4892 руб. 72 коп., согласен, на требованиях с учетом уточнения настаивал. Полагал, что принятие налоговым органом налоговой декларации, поданной ранее установленного срока, с ошибочными данными, не соответствующими фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, принятие мер по принудительному взысканию указанных в декларации сумм, без какой-либо проверки данных, нарушает права налогоплательщика. В частности указывал на обращение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области с заявлением в арбитражный суд о признании заявителя несостоятельным (банкротом), в том числе и в связи с передачей сумм задолженности, взыскиваемых по оспариваемому акту в порядке правопреемства от Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шатровский лесхоз». Считал, что правопреемство юридических лиц не изменяет сроков подачи налоговых деклараций и сроков уплаты налога, пояснил, что с заявлением о признании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области № 578 от 03.12.2009 обратились как только узнали о существовании указанного ненормативного акта – в рамках производства по делу о признании несостоятельным (банкротом) заявителя. Дополнительно пояснил, что основания возникновения вошедшей в передаточный акт суммы задолженности по единому налогу - 422,4 тыс. руб. заявителю известны не были, требование, иные документы Государственным унитарным предприятием Курганской области «Шатровский лесхоз» не передавались, иные сведения заявителю не направлялись.

Представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области представлен дополнительный отзыв, против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительных отзывах. Пояснил, что декларация, представленная Государственным унитарным предприятием Курганской области «Шатровский лесхоз» за 2009 год 22.10.2009, проверялась арифметически; материалы камеральной налоговой проверки отсутствуют, поскольку при проверке декларации каких-либо ошибок инспектором выявлено не было; в связи с отсутствием разногласий сведения по декларации занесены в ресурс. Обязанность направлять налогоплательщику решение о взыскании за счет имущества на налоговый орган законодательно не возложена, копия данного акта была направлена должнику - Государственному унитарному предприятию Курганской области «Шатровский лесхоз», фактически вручена не была, постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика-организации направлено в службу судебных приставов для исполнения. Полагал, что принятие мер принудительного взыскания после подачи налогоплательщиком в октябре 2009 года налоговой декларации за 2009 год является правомерным, в обоснование позиции ссылался на статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации. Затруднился привести номер пункта указанной нормы, процитированный в отзыве как устанавливающий срок сдачи налоговой декларации в случае реорганизации юридического лица – в последнем отчетном периоде, также затруднился указать срок уплаты Государственным унитарным предприятием Курганской области «Шатровский лесхоз» налога за 2009 год, в удовлетворении требований просил отказать.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области ранее в материалы дела представлен письменный отзыв (т. 2, л.д. 42-44), 18.10.2010 представлено дополнение к отзыву, сообщено, что в связи с представлением налогоплательщиком 09.07.2010 уточненной декларации на уменьшение суммы налога, суммы пени были уменьшены пропорционально уменьшенной сумме налога, подлежащей уплате.

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, суд установил следующее.

24.12.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской областив Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз» путем реорганизации в форме преобразования, основной государственный регистрационный номер 1084502001748 (т. 1, л.д. 24).

29.12.2009 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз» в форме присоединения (т. 1, л.д. 25).

29.12.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц также внесена запись о прекращении деятельности Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шатровский лесхоз» путем реорганизации в форме присоединения (т. 2, л.д. 3).

Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (т. 1, л.д. 27-56).

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном настоящей статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При этом пунктами 1, 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

22.10.2009 Государственное унитарное предприятие Курганской области «Шатровский лесхоз» представило налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год (т. 1, л.д. 95-96). Сумма авансового платежа по налогу, исчисленная к уплате за девять месяцев, в декларации отражена в размере 467433 руб.

В связи с частичной уплатой сумм авансовых платежей за 1 квартал и полугодие (20000 и 25000 руб. соответственно, платежные поручения – т. 2, л.д. 19, 20) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области в адрес плательщика направлено требование от 30.10.2009 № 22369 об уплате налога (сбора), пеней, в котором предприятию предложено погасить имеющуюся задолженность по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, - 422433 руб. и пени в сумме 21526 руб. 81 коп. в срок до 15.11.2009 (т. 1, л.д. 93-94).

В связи с неисполнением требования в установленный в нем срок, закрытием 25.09.2009 и 30.09.2009 счетов предприятием (т. 2, л.д. 5-9), заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области 03.12.2009 в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение № 578 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании от 30.10.2009 № 22369 (т.1, л.д. 90-91). Постановление № 578 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 03.12.2009 направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения (т. 1, л.д. 9-10).

Полагая, что указанное постановление № 578 от 03.12.2009 не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз», последний обратился в суд с заявлением о признании его незаконным, с учетом уточнения – в части 271190 руб. налогов, 4892 руб. 72 коп. пени.

При оценке заявленных требований суд исходит из следующего.

Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения

В соответствии с положениями статьей 346.18, 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации, определяемых нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

На основании пунктов 1, 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

При этом согласно пунктам 2, 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно; налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 настоящего Кодекса.

Для налогоплательщиков-организаций пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации срок представления налоговой декларации по итогам налогового периода установлен – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Каких-либо специальных сроков представления налоговой декларации при реорганизации юридического лица Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено, пунктом 6 статьи 80 Кодекса также указано на представление налоговой декларации в установленные законом сроки.

В связи с изложенным судом не может быть принят довод заинтересованного лица о наличии у Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шатровский лесхоз» обязанности по представлению налоговой декларации за налоговый период – 2009 год – в последнем отчетном периоде не позднее даты завершения реорганизации организации – 9 месяцев 2009 года, как не основанный на положениях Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку срока представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, отличного от указанного в пункте 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (до 31 марта 2010 года), законодателем не установлено, не может быть признана возникшей обязанность по уплате налога в срок, отличный от установленного статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации: по истечении налогового периода, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

При этом случаи применения мер принудительного взыскания до наступления срока уплаты налога в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрены.

В оспариваемом акте - постановлении № 578 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации от 03.12.2009 - указано на принятие должностным лицом налогового органа решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации от 03.12.2009 № 578, в соответствии с которым с Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шатровский лесхоз» производится взыскание в пределах сумм, указанных в требовании от 30.10.2009 № 22369.

При этом в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пеней. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 19), в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

Во всех случаях требование должно соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 Кодекса сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.

Также в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что в соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В материалы дела заявителем представлена книга учета доходов и расходов Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шатровский лесхоз» за 2009 год (т. 1, л.д. 69-89), согласно которой сумма доходов, учитываемых при определении налоговой базы, за 9 месяцев 2009 года составила 6541437 руб. 59 коп. По пояснениям представителя заявителя иной деятельности до момента завершения реорганизации предприятием не велось, налоговая база не изменилась.

По итогам проверки уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009 год, представленной заявителем в налоговый орган учета 09.07.2010, документов, представленных при первичной корректировке, по результатам запросов в банковские учреждения, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области подтверждена сумма налога, заявленная в декларации к уменьшению, установлена сумма задолженности по налогу – 151243 руб., соответствующие изменения внесены в лицевой счет налогоплательщика, произведено пропорциональное уменьшение суммы пеней на сумму 4892 руб. 72 коп. (т. 1, л.д. 66-68; т. 2, л.д. 33-35, 58, 61, дополнительный отзыв, расчет пени к уменьшению – в деле).

Доказательств наличия задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз», являющегося правопреемником Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шатровский лесхоз», в размере, превышающем 151243 руб., Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области не представлено; правомерность принятия мер, направленных на принудительное взыскание, и наличие законных оснований для произведения взыскания налога в период до наступления определенного законом срока уплаты (по истечении налогового периода), заинтересованным лицом не подтверждены, начисление пеней в сумме 4892 руб. 72 коп. не обосновано.

Ссылка представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области в подтверждение наличия задолженности, ее признание заявителем, на проведение сверки расчетов судом отклоняется, поскольку представленный в материалы дела акт свидетельствует о проведении сверки расчетов с Государственным унитарным предприятием Курганской области «Шатровский лесхоз», подписан 11.02.2010, дата присвоения входящего номера – 15.02.2010, то есть после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности указанного юридического лица. Сопроводительное письмо также выполнено в адрес уже прекратившего существование юридического лица, представителем какого юридического лица является Сазонова Ю.Н., подписавшая акт, представителем налогового органа не пояснено (т. 1, л.д. 97-130; т. 2, л.д. 2).

При оценке доводов заявителя о соблюдении срока подачи заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом учитывается следующее.

Согласно положениям статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации направляется для исполнения в службу судебных приставов, обязанность по направлению его налогоплательщику у налоговых органов отсутствует. Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации Государственным унитарным предприятием Курганской области «Шатровский лесхоз» получено не было (указание на необходимость направления копии налогоплательщику содержится в самом решении – пункт 3, т. 1, л.д. 90-91). Сведений о передаче Государственному унитарному предприятию Курганской области «Шадринский лесхоз» требования от 30.10.2009 № 22369, какой-либо иной расшифровки суммы задолженности по единому налогу, указанной в передаточном акте, материалы дела не содержат.

Заявителем указано на то, что об оспариваемом акте Государственному унитарному предприятию Курганской области «Шадринский лесхоз» стало известно в ходе судебного заседания 28.04.2010 по делу № А34-858/2010. Вместе с тем, в заявлении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области о признании заявителя несостоятельным (банкротом), поступившем в суд 03.03.2010 содержится расшифровка задолженности, в том числе и по единому налогу, с указанием оснований возникновения. Указанное заявление было направлено Государственному унитарному предприятию Курганской области «Шадринский лесхоз» согласно почтовой квитанции 02.03.2010 (копии заявления, квитанции – в деле).

При этом с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области № 578 от 03.12.2009 Государственное унитарное предприятие Курганской области «Шадринский лесхоз» обратилось в суд 19.05.2010, в связи с чем суд полагает, что установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок подачи заявления заявителем не пропущен, возражений, связанных с исчислением указанного срока, заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства не приведено.

На основании изложенного, суд полагает требования Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз» (с учетом уточнения) подлежащими удовлетворению, постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области № 578 от 03.12.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации незаконным в части 271190 руб. налогов, 4892 руб. 72 коп. пени.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз» удовлетворить.

Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области № 578 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации от 03.12.2009, проверенное на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, в части сумм налогов в размере 271190 руб., пеней, начисленных в сумме: 4892 руб. 72 коп., признать незаконным.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области в пользу Государственного унитарного предприятия Курганской области «Шадринский лесхоз» 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

 Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru

Судья И.А.Пшеничникова