НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 17.06.2022 № А34-5932/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А34-5932/2022

20 июня 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2022 года.  Полный текст решения изготовлен 20 июня 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Асямолова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Качаевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282, ИНН 4501008505) к Обществу с ограниченной ответственностью "Реф транс груз" (ОГРН 1214500002089,  ИНН 4501230362) о взыскании  11 500 руб.

при участии:

от заявителя: явки нет, извещен,

от заинтересованного лица: явки нет, извещено,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Реф транс груз" (далее – заинтересованное лицо) о взыскании штрафных санкций в размере 11 500 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за июль 2021 года.

Заявитель, заинтересованное лицо явку своих представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания.

До начала судебного заседания от заявителя через канцелярию поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От заинтересованного лица поступило ходатайство об отмене штрафа.

На основании статей 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя.

Поступившие документы приобщены к материалам дела на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд, учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заинтересованное лицо является страхователем по названному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Заинтересованное лицо не исполнило надлежащим образом обязанности по предоставлению в установленный срок органам Пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), определенные вышеуказанным Федеральным законом за период июль 2021 года.

Сведения персонифицированного учета о работающих у страхователя застрахованных лицах за период июль 2021 года представлены 20.08.2021, то есть с нарушением срока (л.д. 7,8). В форме СЗВ-М с типом «исходная» за отчетный период июль 2021 года отсутствовали сведения о застрахованных лицах. 23.08.2021 страхователь представил форму СЗВ-М с типом «дополняющая» за отчетный период июль 2021 года на 23 застрахованных лица.

По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за период июль 2021 года, Управлением составлен акт от 26.10.2021 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, фиксирующий нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (л.д. 13).

По результатам рассмотрения акта заявителем вынесено решение от 06.12.2021 о привлечении ООО «Реф транс груз»  к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 11 500 руб. (500*23) (л.д. 16).

На основании указанного решения заявителем выставлено требование от 10.01.2022 о добровольной уплате штрафа в срок до 28.01.2022 (л.д.19).

Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Факт нарушения срока представления сведений по форме СЗВ-М за период июль 2021 года подтверждается материалами дела, и по существу не оспаривается заинтересованным лицом.

Размер подлежащего взысканию с ООО «Реф транс груз»  штрафа в сумме 11 500 руб. определен Управлением верно.

При этом, Управлением при вынесении решения от 06.12.2021 № 055S19210003637 не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность, а также наличие либо отсутствие смягчающих вину обстоятельств.

Страхователь в своем письменном отзыве факт правонарушения признал, в качестве смягчающих обстоятельств просит учесть, что срок просрочки не значительный, нарушение устранено самостоятельно, у общества отсутствует задолженность по уплате страховых взносов.

Суд, учитывая формальный характер состава правонарушения, исходя из конституционных принципов соразмерности и справедливости, при назначении наказания приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера штрафа, наложенного на товарищество, до 1 150 руб.

Действительно в Федеральном законе N 27-ФЗ и в Федеральном законе N 212-ФЗ (статья 44, устанавливающая обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, признана утратившей силу согласно пункту 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ), не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств. Вместе с тем принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П (которым подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации) и учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 15.07.1999 N 11-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть справедливыми и соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения.

Также в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным снизить размер штрафа до 1 150 руб.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственная пошлина по делу уплачена не была, поскольку истец освобожден от ее уплаты в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22. Налогового кодекса Российской Федерации  в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Таким образом, пропорционально удовлетворенным требованиям государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, с истца государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку последний освобожден от ее уплаты в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Реф транс груз" (ОГРН 1214500002089,  ИНН 4501230362)в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282, ИНН 4501008505) 1 150 руб. штрафа.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Реф транс груз" (ОГРН 1214500002089,  ИНН 4501230362) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

В.В. Асямолов