НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 15.02.2007 № А34-7454/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курган, ул. М. Горького, 156

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган                                                                     Дело № А34-7454/2006

16 февраля  2007 года

Резолютивная часть решения объявлена  15 февраля 2007   года

Полный текст решения изготовлен  16 февраля 2007 года

Арбитражный суд Курганской области

в составе судьи Гусевой О. П.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Гусевой О. П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

К Инспекции Федеральной налоговой службы по  городу Кургану

о признании незаконными  решения и требования  налогового органа

при участии в судебном  заседании:

Денисова  И. А. -  начальник юрид. отдела, доверенность пост.  от 07.09.2006 года, Грачева Е. В. – юрисконсульт, доверенность пост. от 07.09.2006 года, Ушакова Е. Н. – начальник сектора, доверенность пост. от 29.09.2006 года

от заинтересованного лица:

Утюпин Д. Н. -  специалист, доверенность пост. от 10.01.2006 года № 05-12-16, Пожидаева  А. Н. – главный госналогинспектор, доверенность пост. от 30.10.2006 года №  05-12-22789 

Установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения  Инспекции Федеральной налоговой службы по  городу Кургану от 09.08.2006 года № 12-27-16656 и  требования  об уплате налога от 11.08.2006 года № 15497.

         В судебном заседании представители Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» настаивали на заявленных требованиях, полагая, что основания для уплаты земельного налога отсутствуют, поскольку налоговым органом не доказано, что предприятие является землепользователем; при  определении площади земельных участков  предприятием был правомерно применен коэффициент 1,8;  при определении налогооблагаемой базы налоговым органом необоснованно не были  исключены площади приватизированных квартир;  не была учтена переплата по налогу  за 4 квартал 2003 года. Кроме того, в судебном заседании представителями заявителя было заявлено ходатайство о   взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по  городу Кургану  10080 руб. судебных издержек (т. 3 л.д.  17-23).

         Представители налогового органа, заявленные требования не признали по основаниям, указанным в отзыве на заявление (т. 3 л.д. 14-16), объяснив, что заявитель является плательщиком земельного налога, основания для применения коэффициента 1,8 и исключения из налогооблагаемой базы площади приватизированных квартир отсутствуют,  оспариваемое решение и требование считают законным и обоснованным.

 Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования   являются обоснованными, а заявление  подлежит удовлетворению исходя из следующего.

         Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №   39 по городу Москве   в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером  1037739877295 и выдано свидетельство серия 77 № 007105126.

         На основании решения  № 271 от 31.08.2005 года Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по городу Кургану   была проведена выездная налоговая  проверка  Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в части деятельности Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2002 года по 31.12.2004 года.

         По результатам проверки был составлен акт № 12-33 от 22.11.2005 года, с учетом возражений налогоплательщика и информации о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля от 12.07.2006 года принято решение № 12-27-16656 от 09.08.2006 года о доначислении  земельного налога в сумме 87398 руб.  (22431 руб. за 2002 год и 64967 руб. за 2003 год) и  пени в сумме 2733 руб., а также выставлено требование от 11.08.2006 года № 15497.

         Не согласившись с решением и требованием  Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кургану, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании решения № 12-27-16656  от 09.08.2006 года и требования № 15497 от 11.08.2006 года  незаконными.

         При анализе заявленных требований и оценке доказательств, суд исходит из следующего.

         1. Оспаривая ненормативные акты налогового органа в полном объеме Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» считает, что в проверяемом периоде не являлось плательщиком земельного налога, поскольку  «свидетельства-справки», выданные в 1992 году Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Кургана (т. 1 л.д. 21-30) не являются правоустанавливающими документами. В проверяемом периоде Курганское отделение Южно-Уральской железной дороги – филиал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  являлось только балансодержателем жилищного фонда, фактического землевладения и землепользования не осуществляло.

         Суд считает, что  заявленные требования в указанной части   являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

  В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР от 11.10.91 года № 1738-1 «О плате за землю»   использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.  Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

Как следует из материалов дела,  свидетельства-справки на право собственности  на землю бессрочного (постоянного) пользования землей были выданы ФГУП «Южно-Уральская железная дорога», правопреемником которого является  заявитель, в соответствии с Порядком  выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным  Первым заместителем Председателя Роскомзема 20.05.92 года по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора  временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».   Отсутствие  иных правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.

Согласно Распоряжению  МПС России от 24.07.2002 года № 399р объекты недвижимости (т. 1 л.д. 51-80) находились в хозяйственном ведении  ФГУП «Южно-Уральская железная дорога». Пунктом 2 данного Распоряжения и.о. начальника Южно-Уральской железной дороги В. Н. Терехову было предписано обеспечить учет, сохранность и эффективное использование  закрепленного имущества в целях, определенных уставом предприятия, в связи с чем, доводы заявителя о том, что он не является землевладельцем и землепользователем судом отклоняются.   Поскольку Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  является правопреемником  ФГУП «Южно-Уральская железная дорога», суд считает  вывод налогового органа о  том, что на  заявителя возложена обязанность по уплате земельного налога за проверяемый период, соответствует действующему законодательству.

2. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оспаривает  ненормативные акты налогового органа в части доначисления земельного налога из-за необоснованного применения среднегородского  коэффициента землепользования – 1,8, установленного Решением Курганской городской Думы  от 06.07.94 года № 33 и Постановлением Администрации Курганской области от 02.07.99 года № 386.

Как установлено в судебном заседании,  в проверяемом периоде на балансе заявителя находились  жилые дома (т. 1 л.д. 51-80), а не земельные участки, на которых они были расположены, в связи с чем, заявитель не располагал данными об их фактическом размере и производил расчет земельного налога  исходя из общей площади жилых помещений, умноженной на среднегородской коэффициент землепользования – 1,8, показывающий, какая земельная площадь приходится на 1 кв. м. общей площади строения.

При проведении проверки налоговым органом был произведен расчет налогооблагаемой базы по земельному налогу на основании  свидетельств-справок, имеющихся у заявителя с учетом  размеров земельных участков, находящихся под жилыми домами, переданных в муниципальную собственность, площадь которых была определена  без учета спорного коэффициента 1,8.

Выводы налогового органа суд не может признать обоснованными.

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поскольку  Решение Курганской городской Думы  от 06.07.94 года № 33 и Постановление Администрации Курганской области от 02.07.99 года № 386 в проверяемом периоде являлись единственными нормативными актами, позволяющими определить площадь земельного участка исходя из данных о жилой площади строений, и были приняты, в том числе,  в целях налогообложения, суд считает, что  Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» правомерно определяло налогооблагаемую базу с учетом спорного коэффициента 1,8, заявленные требования  в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Какого-либо нормативного обоснования методики, примененной налоговым органом при проверке, представителями Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кургану не представлено.

Письмо Управления земельными ресурсами  Администрации города Кургана от 27.04.2006 года № 04-23\1021(т. 1 л.д. 148) о невозможности применения Постановления Администрации Курганской области от 02.07.99 года № 386  также не устанавливает методики исчисления земельного налога, в силу чего не может быть принято во внимание судом.

Акты приема-передачи жилого фонда от  Курганского отделения ЮУЖД в муниципальную собственность, полученные налоговым органом в ходе проведения мероприятий дополнительного налогового контроля (т. 1 л.д. 123-150),  суд не может признать в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих площадь земельных участков, поскольку в них содержатся данные только о жилой площади помещений.  

В материалы дела представителями налогового органа представлено 3  расчета суммы земельного налога, доначисленного по данному основанию. Указанные расчеты проверены в судебном заседании. Суд считает, что  достоверные данные о сумме земельного налога, соотносящиеся с данными оспариваемого решения содержатся в  служебной записке № 12-27-01  (т. 1 л.д. 81), согласно которой сумма излишне доначисленного налога составила 87398 руб., в том числе за 2002 год – 22431 руб., за 2003 год – 64967 руб.

 3. Оспаривая ненормативные акты Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кургану, заявитель считает, что при проверке налоговым органом не были учтены  доводы предприятия, о том, что налогооблагаемая база по земельному налогу должна быть  уменьшена на площадь земельных участков, приходящаяся на долю приватизированных квартир.

Представители Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кургану требования заявителя в указанной части считают необоснованными, поскольку полагают, что действующее законодательство не    предусматривает такого основания для уменьшения налогооблагаемой базы.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно  ст. 16 Закона РСФСР от 11.10.91 года № 1738-1 «О плате за землю»,   п. 4  Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 года № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»» за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Отсутствие порядка самостоятельного  исчисления  и уплаты земельного налога  гражданами (собственниками квартир) не означает, что земельный налог за них  должен платить балансодержатель жилищного фонда.

В материалы дела (т. 2 л.д. 26-28, 39-46) заявителем представлен расчет суммы земельного налога с площади приватизированных квартир, на которую должны быть уменьшены доначисления по оспариваемому решению. Расчет проверен в судебном заседании, сумма земельного налога, подлежащая уменьшению составила  65387руб 72 коп., в том числе за 2002 год – 22157 руб. 15 коп., за 2003 год – 43230 руб. 57 коп..

4. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» также считает, что налоговым органом во время проверки  не была учтена переплата по земельному налогу за 4 квартал 2003 года в сумме 22724 руб. (расчет т. 2 л.д. 26-29).

Представители налогового органа  заявленные требования в указанной части не признали, в судебном заседании пояснили, что на основании ст. 17  Закона РСФСР от 11.10.91 года № 1738-1 «О плате за землю»   начисление земельного налога производится ежегодно по состоянию на 01 июня,  перерасчет налога при выбытии имущества законодательством не предусмотрен.

Суд считает, что заявленные требования в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 9  Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 года № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»» в случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного налогоплательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.2005 года № 585 «О создании Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, вносимого в уставный капитал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», содержится в сводном передаточном акте.

Сводный передаточный акт на имущество и обязательства  организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал  Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержден Распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 года № 4557-р\6-р\884р (т. 3 л.д. 24-26).

Учитывая указанные обстоятельства, с момента подписания Сводного передаточного акта – 30.09.2003 года обязанность по уплате земельного налога по участкам, занятым объектами жилищного фонда отсутствует, в связи с чем,  Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги был излишне начислен земельный налог за период с 01.10.2003 года по 31.12.2003 года в сумме 22724 руб.  (расчет т. 2 л.д. 29).  При принятии оспариваемого решения налоговый орган должен был определить реальный размер налоговых обязательств заявителя и уменьшить доначисление на сумму 22724 руб.

         В судебном заседании представителями Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» было заявлено ходатайство о   взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по  городу Кургану  10080 руб. судебных издержек (т. 3 л.д.  17-23), которые представляют собой плату МУП «Центр по приватизации, продаже и обмену жилья» за списки приватизированных квартир.

         Представители налогового органа возражали против удовлетворения ходатайства, в материалы дела представили дополнение к отзыву на заявление (т. 3, л.д. 38-39).

         Заслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении ходатайства заявителя следует отказать.

  Согласно ст. 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

  К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

  Указанные расходы должны быть связаны с предметом споры, являться разумными и обоснованными.

  В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

  Указывая в обоснование заявленных требований о том, что налогооблагаемая база по земельному налогу должна быть  уменьшена на площадь земельных участков, приходящуюся на долю приватизированных квартир, заявитель при обращении в суд должен был представить расчет суммы излишне начисленного земельного налога.

  При решении вопроса о возложении на заявителя обязанности по предоставлению данного расчета представителями Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в судебном заседании было указано на то, что они располагают всеми сведениями для его составления. В порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства об истребовании каких-либо дополнительных документов для составления расчета представителями заявителя заявлено не было.

  Как следует из материалов дела и пояснений представителей налогового органа и заявителя, при  рассмотрении возражений на акт проверки списки приватизированных квартир, расположенных в спорных домах, были представлены в налоговый орган, в связи с чем, суд считает, что необходимость повторного их получения у заявителя отсутствовала.

  Кроме того, из представленных в материалы дела списков  следует, что в них включены, в том числе и данные о квартирах, приватизированных в период 2004-2006 г.г., тогда как, проверяемым периодом является 2002-2003 г.г. 

  Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что  расходы  заявителя в сумме 10080 руб. не соответствуют критериям разумности, обоснованности и относимости к предмету спора, необходимость в дополнительном получении сведений в МУП «Центр по приватизации, продаже и обмену жилья» отсутствовала, в связи с чем   полагает, что в удовлетворении ходатайства Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» следует отказать.

  В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления по платежным поручениям № 2051 от 07.11.2006 года (т. 1 л.д. 35) и № 19846 от 15.11.2006 года (т. 1 л.д. 38), подлежит возврату Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из средств федерального бюджета РФ.

Руководствуясь  ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по  городу Кургану     № 12-27-16656 от  09.08.2006 года, принятое в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и требование об уплате налога № 15497 от 11.08.2006 года, проверенные на соответствие положениям Налогового кодекса РФ  признать незаконными и отменить.

Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» выдать справку на возврат из средств федерального бюджета РФ   госпошлины в сумме 4000 руб.

В удовлетворении  ходатайства  Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по  городу Кургану судебных издержек в сумме 10080 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в месячный срок.

Судья                                                                                       О. П. Гусева