АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-12199/2016
14 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе: судьи Задориной А.Ф., при ведении протокола судебного заседания в письменном виде помощником судьи Сыч Т.Ю., с использованием средства аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» (ОГРН 1024501522748, ИНН 4510008156)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области (ОГРН 1044526870101, ИНН 4510020058)
о признании недействительным решения в части,
при участии:
от заявителя: Рудовская А.П. – представитель по доверенности от 30.08.2016 № 45АА0713522,
от заинтересованного лица: Титов И.А. – представитель по доверенности от 28.12.2016 № 02-11/02/10843,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным частично решения № 10 от 29 июня 2016 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1600595 руб., снижении размера штрафа с 1600595 руб. до 100000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях от 16.01.2017 (том 4, л.д. 5). Ходатайствовал о приобщении к материалам дела ходатайства, представленного в рамках дела № А34-8837/2016 об уменьшении размера штрафа и возражений налогового органа от 25.10.2016 на указанное ходатайство. Считает, что налоговым органом при вынесении решения от 29.06.2016 № 10 учтены не все смягчающие вину обстоятельства, просил снизить размер взыскиваемого штрафа до 100000 руб.
Представитель налогового органа против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (том 1, л.д. 131-134) и представленных в судебном заседании пояснениях от 08.02.2017, указал, что размер штрафных санкций при принятии решения снижен инспекцией в два раза, снижение указанной налоговой санкции в два раза по сравнению с первоначальной суммой штрафа, считает достаточным и соразмерным совершенному правонарушению.
Представитель налогового органа также пояснил, что при определении социально значимой деятельности Учреждения, инспекцией была проанализирована вся информация о деятельности заявителя (подготовка специалистов для сельского хозяйства, обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования), численности штата сотрудников, предоставлении Учреждением коммунальных услуг, обеспечении важных социальных объектов (детский сад, школа, дом-интернат для престарелых людей). Все перечисленные обстоятельства в совокупности являются социально значимой деятельностью.
В соответствии со статьёй 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 08.02.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 10.02.2017. После перерыва 10.02.1017 судебное заседание было продолжено с участием представителей сторон.
Представители сторон поддержали ранее изложенные доводы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
На основании решения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области от 27.04.2016 № 8 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
По результатам проверки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области составлен акт от 26.05.2016 № 4 (том 2, л.д. 2-26) и принято решение от 29.06.2016 № 10 (том 1, л.д. 138-147) о привлечении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, предложено перечислить в бюджет сумму удержанного, но не перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 12153917 руб. за 2015 год, уплатить пени и штрафы, указанные в пункте 3.1 решения в общей сумме 3505728 руб. 41 коп.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области, решением которого от 02.08.2016 № 165 решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области от 29.06.2016 № 10 оставлено без изменения.
Таким образом, досудебный порядок, регламентированный положениями пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдён.
Не согласившись с выводами налоговых органов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Курганской области с настоящим заявлением.
Заслушав объяснения представителей заявителя и налогового органа, исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд исходит из следующего:
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» налоговым органом сделан вывод о том, что заявителем совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 123 НК РФ, а именно: удержание налоговым агентом, но не перечисление сумм налога на доходы физических лиц в установленный НК РФ срок подлежащего перечислению в сумме 12153917 руб. за 2015 год. Также данным решением заявителю предложено перечислить в бюджет сумму удержанного, но не перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 12153917 руб. за 2015 год, уплатить пени и штрафы, указанные в пункте 3.1 решения в общей сумме 3505728 руб. 41 коп.
В связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, предусмотренных п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ (финансирование из бюджета, нормативные затраты на финансовое обеспечение выполнения государственного заказа (на единицу госуслуги) в 2016 году снижены учредителем в 1,5 раза: в 2015 – 274 млн. руб., в 2016 – 176 млн. руб. Объем бюджетных средств сократился на 98 млн. руб.; осуществление социально-значимой деятельности – ФГБОУ ВПО Курганская ГСХА занимается подготовкой специалистов для сельского хозяйства, производит обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования), размер штрафных санкций, снижен инспекцией в 2 раза и определен в сумме 1600595 руб.
Оспаривая решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области от 29.06.2015 № 10 в части размера взыскиваемого штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель считает возможным уменьшить сумму соответствующего штрафа до 100000 руб. с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»:
1. Учреждение является ресурсоснабжающей организацией в части теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в многоквартирные дома, расположенные по адресу: Кетовский р-н, с. Лесниково, мкр. КГСХА, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, также указанные виды коммунальных ресурсов поставляются на такие объекты социального значения, как муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.», муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1», ГБУ «Лесниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Увеличение кредиторской задолженности Академии станет еще большим препятствием для исполнения обязательств по оплате газа и электроэнергии в установленные контрактами с ООО «Газпром межрегионгаз Курган», АО «Энергосбытовая компания «Восток» сроки, что в дальнейшем приведет к ограничению и прекращению поставки ресурсов, соответственно и прекращению оказания коммунальных услуг вышеперечисленным потребителям.
2. В трудовых отношениях с ФГБОУ ВО Курганская ГСХА состоят 602 сотрудника согласно штатному расписанию и 47 сотрудников из числа внешних совместителей.
Как следует из пояснений заявителя (том 4, л.д. 5), ФГБОУ ВО Курганская ГСХА признает свою вину в полном объеме, при этом просит не освободить от уплаты штрафа, а снизить его размер. Кроме того указывает, что в 2016 году финансирование Учреждения снизилось на 35,4% (96,8 млн. руб.), что стало основной причиной для нарушения сроков уплаты налога на доходы физических лиц. В период с 17 по 21 октября 2016 Минсельхоз России повел выездную проверку финансово-хозяйственной деятельности Академии за 2015 год и 1 полугодие 2016 года, согласно заключению, изложенному в акте проверки (представлена выписка из акта проверки от 18.11.2016 – том 4, л.д. 6), объем государственного задания на 2016 год снизился по сравнению с 2015 годом на 217 человек или на 9,6% тогда как финансовое обеспечение государственного задания на 2016 год по сравнению с 2015 годом снизилось на 96776338 руб. или на 35,4%. Данная ситуация привела к формированию кредиторской задолженности, которая по состоянию на 01.10.2016 составила 92,82 млн. руб. Денежные средства заявителем в проверяемый период направлялись в первую очередь на выплату заработной платы и стипендий, поскольку неисполнение указанных обязательств повлекло бы для заявителя более суровую публично-правовую ответственность.
В силу статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими и отягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения признаются иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пунктом 4 указанной статьи определено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй настоящего Кодекса.
Согласно положениям части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области при рассмотрении материалов проверки и принятии оспариваемого решения в соответствии с положениями статьей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлены и учтены при применении налоговой санкции по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации смягчающие ответственность обстоятельства, а именно учтены: финансирование из бюджета, нормативные затраты на финансовое обеспечение выполнения государственного заказа (на единицу госуслуги) в 2016 году снижены учредителем в 1,5 раза: в 2015 – 274 млн. руб., в 2016 – 176 млн. руб. Объем бюджетных средств сократился на 98 млн. руб.; осуществление социально-значимой деятельности – ФГБОУ ВПО Курганская ГСХА занимается подготовкой специалистов для сельского хозяйства, производит обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Заявитель, приводя в заявлении обстоятельства, позволяющие суду снизить санкции, ссылается на то, что Учреждение является ресурсоснабжающей организацией в части теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. В подтверждение, представлены заключенные заявителем договоры водоснабжения и водоотведения от 27.01.2016 с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1» (том 1, л.д. 28-33, 34-35), договор теплоснабжения от 15.02.2016 с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1» (том 1, л.д. 36-39); договоры теплоснабжения и водоотведения от 12.01.2016 заключенные с Муниципальным казенным образовательным учреждением «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.» (том 1, л.д. 42-45, 50-51); договор оказания коммунальных услуг, заключенный 05.02.2016 с Государственным бюджетным учреждением «Лесниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (том 1, л.д. 58-59) и др.
Налоговый орган, возражая против удовлетворения заявления Учреждения по данному эпизоду, указал, что при вынесении решения и определении социально значимой деятельности Учреждения налоговый орган анализировал всю информацию о деятельности заявителя, считает, что указываемые заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства в совокупности являются социально значимой деятельностью и их следует учитывать как одно обстоятельство, смягчающее ответственность. Считает, что Инспекцией уже были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, сумма штрафа была снижена в два раза. Снижение налоговой санкции по статье 123 НК РФ в два раза по сравнению с первоначальной суммой штрафа, Инспекция считает достаточным и соразмерным совершенному правонарушению.
Ответчик не оспаривает факт привлечения его к ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц.
Суд находит обоснованным решение Инспекции о привлечении Академии к ответственности в виде взыскания штрафа.
Вместе с тем, рассмотрев ходатайство заявителя об уменьшении размера штрафа, суд полагает возможным уменьшить налогоплательщику сумму штрафа в связи со следующим.
Анализ положений статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что размер, до которого возможно снижение штрафа при наличии смягчающих обстоятельств, не ограничен, при этом право оценивать размер снижения штрафа принадлежит как налоговому органу, выносящему решение о привлечении к налоговой ответственности, так и суду в случае рассмотрения заявления об оспаривании решения налогового органа.
Однако прямого запрета на снижение либо обязанности по снижению размера штрафа судом в том случае, если смягчающие обстоятельства были учтены налоговым органом при вынесении решения, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 № 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит суду.
Как следует из решения от 29 июня 2016 года № 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом установлены следующие обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя, предусмотренных п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ: «финансирование из бюджета, нормативные затраты на финансовое обеспечение выполнения государственного заказа (на единицу госуслуги) в 2016 году снижены учредителем в 1,5 раза: в 2015 – 274 млн. руб., в 2016 – 176 млн. руб. Объем бюджетных средств сократился на 98 млн. руб.; осуществление социально-значимой деятельности – ФГБОУ ВПО Курганская ГСХА занимается подготовкой специалистов для сельского хозяйства, производит обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования».
Суд принимает по внимание отсутствие со стороны заявителя умышленного характера действий, тот факт, что ответчик признал вину в совершении налогового правонарушения, а также то обстоятельство, что Учреждение является ресурсоснабжающей организацией в части теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в многоквартирные дома, на объекты социального значения (лицей, детский сад, дом-интернат для престарелых и инвалидов), что подтверждается представленными в материалы дела договорами водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (том 1, л.д. 29-62); также принято во внимание, что в трудовых отношениях с ФГБОУ ВО Курганская ГСХА состоят 602 сотрудника согласно штатному расписанию и 47 сотрудников из числа внешних совместителей. Кроме того, заявителем подтверждено снижение объема государственного задания на 2016 год по сравнению с 2015 годом, представлена выписка из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности Учреждения от 18.11.2016, проведенной на основании приказа Минсельхоза России от 14.10.2016 № 453 - том 4, л.д. 6.
В данном случае, руководствуясь положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, в целях соблюдения баланса интересов сторон, считает возможным учесть обстоятельства, указанные заявителем, как смягчающие вину, и удовлетворить требования заявителя частично - снизить размер наложенного штрафа до 800297 руб. 50 коп.
Суд считает, что снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, Определении от 04.07.2002 № 202-О, компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет, который Учреждение будет обязано уплатить в соответствии с решением налогового органа.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом абзаца 4 пункта 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган.
Вместе с тем, поскольку судом самостоятельно установлены дополнительные смягчающие ответственность обстоятельства, то в данном случае ненормативный акт является признанным недействительным в связи иной оценкой фактических обстоятельств дела.
В данном случае, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 года № 5811/11, реализация судом права на применение иных смягчающих ответственность обстоятельств, не может свидетельствовать о принятии судебного акта в пользу заявителя, и, следовательно, нельзя судебные расходы относить на налоговый орган. В этой связи согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отнесения судебных расходов на заинтересованное лицо не имеется.
Поскольку судом удовлетворено требованияе заявителя в части снижения размера налоговых санкций, что не является основанием для взыскания с заинтересованного лица уплаченной государственной пошлины, судебные расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» (ОГРН 1024501522748, ИНН 4510008156) удовлетворить частично.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области (ОГРН 1044526870101, ИНН 4510020058) от 29 июня 2016 года № 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное в оспариваемой части на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, незаконным и отменить в части привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа, превышающего 800297 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
А.Ф. Задорина