НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 08.05.2013 № А34-887/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-887/2013

08 мая 2013 года

  Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Гусевой О. П.,

рассмотрев в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1024500518162, ИНН 4501003507)

к индивидуальному предпринимателю Новожилову Алексею Андреевичу (ОГРНИП 304450125200066, ИНН 450105266152)

о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Новожилова Алексея Андреевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в размере санкции, установленной данной статьёй.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Заявитель и заинтересованное лицо о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствуют почтовые уведомления №75773, №75774.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 12.03.2013 заинтересованному лицу было предложено в срок до 11.04.2013 представить письменный отзыв на заявление, доказательства в обоснование возражений (если имеются), либо в письменном виде признание факта совершения правонарушения и согласие с заявленными требованиями; представить доказательства принятия мер для устранения выявленных нарушений (если имеются).

В установленный определением суда срок индивидуальный предприниматель Новожилов А.А. отзыв на заявление не представил.

Изучив представленные документы, судом установлено, что Новожилов Алексей Андреевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.06.2002, о чём в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным номером 304450125200066, свидетельство серии 45 №000533197 (листы дела 18, 19-20).

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта индивидуальному предпринимателю Новожилову Алексею Андреевичу 29.08.2012 выдана бессрочная лицензия №АСС-45-008754 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (лист дела 17).

В соответствии с приказом заместителя начальника Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от 04.03.2013 № 206 (лист дела 14) государственным инспектором Бузмаковым А.Л. осуществлена проверка автотранспортного средства ГАЗ 322135 государственный регистрационный номер С897ЕУ 45, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Новожилову А. А.

По результатам административного расследования, оформленного актом от 04.03.2013 №10 (лист дела 9), в отношении индивидуального предпринимателя Новожилова А.А. составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2013 №000513 (лист дела 7).

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, пунктами 5.2 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование перевозок пассажиров, а также имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность. При этом Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).

Исходя из этого, заявитель как лицензирующий орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Протокол об административном правонарушении от 04.03.2013 №000513 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Новожилова Алексея Андреевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей, в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон №99-ФЗ) определено понятие «лицензионных требований» как совокупности требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определён Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Положения о лицензировании, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится использование лицензиатом транспортных средств, оснащённых в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха.

Указанная норма вступила в силу с 01.01.2013 (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»).

Однако, как следует из материалов дела, 04.03.2013 Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в ходе административного расследования при проведении непосредственно на линии проверки транспортного средства, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Новожилову А.А., установлено, что транспортное средство ГАЗ 322135 государственный номер С897ЕУ 45 (категории М2), использовавшийся для перевозки пассажиров по маршруту №253 «КГСХА-ЦУМ», не оснащено техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (листы дела 7-12).

Между тем, понятие технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха в подпункте «е» пункта 4 Положения о лицензировании не дано, так же как и в приказе Минтранса Российской Федерации от 14.12.2011 №319, утвердившем порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Указанный порядок устанавливает только процедуру оснащения транспортных средств категорий М2 и М3 и издан во исполнение пункта 8.1 Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №720.

В свою очередь и технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств также не даёт понятие и конкретизацию какое устройство понимается под техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

В то же время, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель регламентировал, что техническим средством контроля, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств является тахограф.

В свою очередь и согласно приложению №3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 №36 (правила использования тахографов, установленных на транспортные средства) использование тахографов осуществляется: водителями - в целях регистрации и учёта режимов труда и отдыха; транспортными предприятиями - в целях контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха; контролёрами - в целях контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Однако, изменения в пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части оснащения транспортных средств техническими средствами контроля введены Федеральным законом от 14.06.2012 №78-ФЗ и вступили в силу с 01.04.2013, постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 №1213 и приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 №36, которыми установлены требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств также вступили в силу с 01 апреля 2013 года.

Так, согласно приложению №2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 №36 оснащению тахографами подлежат транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3). За исключением: транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 №112.

Ранее действовавший приказ Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 №86 «Об утверждении правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 13.11.2012 №397.

Таким образом, из анализа указанных нормативных актов суд приходит к выводу, что техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, являются тахографы, которыми с 01.04.2013 подлежат обязательному оснащению транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3), за исключением: транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки.

В данном случае, как установлено судом и следует из материалов дела, нарушение, выразившееся в не оснащении техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, установлено Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении транспортного средства, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Новожилову А.А., ГАЗ 322135 г/н С897ЕУ 45 (категории М2), использовавшемуся для перевозки пассажиров по маршруту №253 «КГСХА-ЦУМ», то есть городских перевозок.

Однако указанная категория транспортных средств осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки является исключением из транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя Новожилова А.А., выразившихся в не оснащении техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха транспортного средства категории М2: ГАЗ 322135 г/н С897ЕУ 45, использовавшемуся для перевозки пассажиров по маршруту №253 «КГСХА-ЦУМ», состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время, в соответствии с подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Пунктом 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа), установлено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

Согласно пункту 37 Правила перевозок пассажиров и багажа внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В силу пункта 43 Правила перевозок пассажиров и багажа билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов предусмотрены в приложении № 1 к Правилам, к которым относятся: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправления; время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета.

В нарушение подпункта «в» пункта 29, подпунктов «а», «б» пункта 37, пункта 43 Правил перевозок пассажиров и багажа указанных норм, внутри транспортного средства ГАЗ 322135 государственный регистрационный номер С897ЕУ 45, используемого индивидуальным предпринимателем Новожиловым А.А. для регулярных перевозок пассажиров по маршруту №253 «КГСХА-ЦУМ», отсутствовала информация об адресе и номере телефона перевозчика, фамилия водителя; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; транспортное средство не оборудовано указателем маршрута регулярных перевозок, который должен быть размещен на заднем окне транспортного средства; в билетах серии АА-422 для проезда в данном транспортном средстве отсутствовал обязательный реквизит: наименование организации, выдавшей билет.

Данные нарушения подтверждаются актом проверки транспортного средства от 04.03.2013 № 10 и прилагаемыми к акту фототаблицей, путевым листом от 04.03.2013 №64, протоколом об административном правонарушении № 000513 от 04.03.2013 (листы дела 7-8, 9, 10, 11-13).

При таких обстоятельствах, материалы дела подтверждают нарушение индивидуальным предпринимателем Новожиловым А.А. подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании в части несоблюдения требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, факт нарушения предпринимателем Новожиловым А.А. лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании нашли подтверждение материалах дела. Объяснения, данные предпринимателем Новожиловым А.А. в протоколе об административном правонарушении (листы дела 7-8) свидетельствуют о том, что факт административного правонарушения он признаёт.

При этом индивидуальный предприниматель Новожилов А.А. как лицо, осуществляющее перевозку пассажиров автомобильным транспортом, на основании лицензии, выданной Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № АСС-45-008754, обязан знать и соблюдать требования Положения о лицензировании и иных нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта. Несоблюдение указанных требований свидетельствует о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения.

Учитывая изложенное, в действиях индивидуального предпринимателя Новожилова А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На дату рассмотрения дела, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Нарушений со стороны Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области, как органа уполномоченного осуществлять лицензионный контроль и составлять протоколы об административных правонарушениях, требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в виде предупреждения, либо административный штраф в размере от трёх до четырёх тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд учитывает, что сведений о привлечении предпринимателя Новожилова А.А. ранее (в течение одного года) к административной ответственности за совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности (глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в том числе по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат и в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено.

Доказательств причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинения имущественного ущерба допущенными предпринимателем Новожиловым А.А. нарушениями материалы административного дела не содержат.

Суд учитывает отсутствие в материалах дела сведений о наличии жалоб пассажиров на услуги по перевозке, оказываемые предпринимателем Новожиловым А.А.

С учётом изложенного, а также, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности и справедливости наказания, суд считает, что цель достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута в данном случае путём назначения индивидуальному предпринимателю Новожилову Алексею Андреевичу административного наказания по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Новожилова Алексея Андреевича (27.02.1958 года рождения, уроженца с. Чимеево Белозерского района Курганской области, проживающего по адресу: г. Курган, бульвар Солнечный, 11-228, ОГРНИП 304450125200066, ИНН 450105266152) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).

Судья

О.П. Гусева