АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-1085/2013
05 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2013 года
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Деревенко Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ратушинской О.А., использовании средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Крестьянско-фермерского хозяйства «Менщиковское» (ОГРН 1034569000443, ИНН 4517002192)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану (ОГРН 1044515000001, ИНН 4501111870)
о признании незаконным решения налогового органа
при участии:
от заявителя: Феоктистова Е.А. - представитель по доверенности от 20.05.2013
от налогового органа: Кочарина Л.В.- представитель по доверенности от 29.12.2012 № 05-13/36649,
установил:
Крестьянско-фермерское хозяйство «Менщиковское» (далее заявитель, КФХ «Меншиковское») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г.Кургану от 27.09.2012 № 14-25/01/99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В порядке статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом в судебном заседании использовались средства звукозаписи.
В судебном заседании 27.05.2013 судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявителем заявленных требований- признание незаконным решения ИФНС России по г. Кургану от 27.09.2012 № 14-25/01/99 в части доначисления транспортного налога за 2009 год в сумме 122629 руб., за 2010 год в сумме 112089 руб., начисления пени в сумме 60787 руб. 35 коп., и применения налоговых санкций по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3265 руб.(том 3 листы дела 106-108, 126-127).
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к заявлению (том 1 листы дела 5-7, том 2 листы дела 168-170, том 3 листы дела 106-108). В обоснование заявленных требований указал, что налоговым органом необоснованно сделан вывод о не выполнении заявителем условий для использования налоговой льготы при исчислении транспортного налога. Пояснил, что в проверяемый период заработная плата работникам КФХ «Менщиковское» была исчислена из расчета неполного рабочего дня. Неполная рабочая неделя была установлена в связи с сезонным характером некоторых видов работ. Указал, что задолженности по налогам, пеням у заявителя не имеется. Кроме того, считает несостоятельным вывод налогового органа о нарушении заявителем срока предоставления документов, подтверждающих право на использование налоговой льготы, установленного п.1 ст. 3 закона Курганской области от 26.11.2002 № 255 « О транспортном налоге на территории Курганской области».
Представитель налогового органа по заявленным требованиям возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнениях к отзыву ( том 1 листы дела 107-111, том 3 листы дела 112-113). Пояснил, что в ходе выездной налоговой проверки было установлено невыполнение заявителем пп.2 п.1. ст. 3 закона Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области», а именно среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на одного человека КФХ «Менщиковское» в 1,2,3,4 кварталах 2009 года и в 1,3 кварталах 2010 года по отношению в величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет менее 1.
В отношении задолженности по пеням по транспортному налогу в размере 31 руб. 77 коп., и по пеням по единому сельскохозяйственному налогу в размере 54 руб.94 коп., пояснили, что спорные суммы пени были начислены заявителю за несвоевременную уплату данных налогов за 2008 год и 2009 год. В подтверждение своих доводов в материалы дела представили расчет сумм пени, данные налоговых обязательств по транспортному налогу и единому сельскохозяйственному налогу, требования об уплате спорных сумм, решения о взыскании задолженности по пеням за счет денежных средств налогоплательщика. Также считают, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих своевременное представление в налоговый орган документов, подтверждающих право на использование налоговой льготы по транспортному налогу.
Исследовав письменные материалы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Крестьянское фермерское хозяйство «Менщиковское» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034569000443 (том 1 листы дела 71).
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану на основании решения № 8 от 08.02.2012 проведена выездная налоговая проверка в отношении заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе транспортного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 (том 2 листы дела 42-43).
По итогам проверки составлен акт проверки № 14-25/01/53 от 17.08.2012 (том 2 листы дела 1-40), который получен представителем заявителя Серебренниковой Ю.С. 29.08.2012.
27.09.2012 инспекцией принято решение № 14-25//01/99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены транспортный налог за 2009 год в сумме 122629 руб., за 2010 год в сумме 112089 руб., начислены соответствующие суммы пеней и применены налоговые санкции по п.1 ст122 НК РФ (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств ) в размере 11735 руб. (том 1 листы дела 38-70).
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Кургану № 14-25-01/99 от 27.09.2012 заявителем была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Курганской области.
Решением Управления ФНС России по Курганской области № 328 от 25.02.2013 решение ИФНС России по г. Кургану № 14-25-01/99 от 27.09.2012 изменено путем отмены п.1 резолютивной части в части размере налоговой санкции в сумме, превышающей 10000 руб. (том 1 листы дела 35-37).
Таким образом, досудебный порядок, регламентированный положениями пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдён.
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Кургану № 14-25-01/99 от 27.09.2012 КФХ «Менщиковское» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании его незаконным в части доначисления транспортного налога за 2009 год в сумме 122629 руб., за 2010 год в сумме 112089 руб., начисления пени в сумме 60787 руб. 35 коп., и применения налоговых санкций по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3265 руб.
При анализе заявленных требований и оценке доказательств, суд учитывает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Курганской области транспортный налог введен Законом Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» (далее – Закон № 255).
В судебном заседании установлено, что КФХ «Менщиковское» в проверяемый период в соответствии со статьями 357-361 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком транспортного налога, при этом пользовался льготой, установленной статьёй 3 Закона № 255).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 255 от уплаты транспортного налога освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители - за грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Согласно статье 4 Закона № 255 право на использование налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, имеют организации и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие следующим условиям:
1. являются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (по данным налогового органа по месту учета налогоплательщика) или отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подтверждается справкой-расчетом налогоплательщика произвольной формы);
2. транспортные средства (грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу) используются ими при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
3. среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет не менее 1. Данный показатель определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи и подтверждается соответствующей справкой-расчетом, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области;
4. на последний день соответствующего налогового (отчетного) периода, по данным налогового органа по месту учета налогоплательщика: не имеют задолженности по налогам и сборам, пеням и (или) налоговым санкциям. Налогоплательщик также признается соответствующим данному условию, если задолженность по налогам и сборам, указанным в статьях 56, 61, 61-1 и 61-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежащим частично или полностью зачислению в доходы бюджета Курганской области и (или) местных бюджетов муниципальных образований Курганской области, а также задолженность по пеням и (или) налоговым санкциям по ним уплачена налогоплательщиком не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего налогового (отчетного) периода;
5. не находятся в процессе ликвидации и в отношении них не применяются процедуры банкротства, на их имущество не наложен арест и (или) не обращено взыскание.
Право на использование данной налоговой льготы подтверждается соответствующими документами (их копиями), которые представляются в налоговый орган: организациями - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальными предпринимателями - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки налоговым органом установлено, что среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет менее 1.
Кроме того, КФХ «Менщиковское» по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 имело задолженность по пеням по транспортному налогу в сумме 31 руб.77 коп., а также по пеням по единому сельскохозяйственному налогу (далее- ЕСХН) в размере 54 руб.94 коп.
Суд считает не доказанным налоговым органом факт невыполнения заявителем в 2009-2010 годах требований подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Закона 255.
Заявителем в подтверждение своих доводов об установлении в КФХ «Менщиковское» неполного рабочего времени в проверяемом периоде представлены приказ от 26.12.2008 (том 3 лист дела 109), расчетные ведомости, платежные ведомости, табели учета рабочего времени ( том 2 листы дела 171-192, том 3 листы дела 1-70).
Налоговым органом не опровергнуты доводы заявителя об установлении в КФХ «Менщиковоское» в спорном периоде неполного рабочего времени.
Ссылку представителя налогового органа на непредставление данных документов в ходе выездной налоговой проверки суд считает несостоятельной.
Табели учета рабочего времени за проверяемый период налоговым органом не запрашивались (том 2 листы дела 51-62), при допросе свидетеля Васильева С.М. налоговым органом вопрос о режиме рабочего времени, количестве работающих в 2010 году не уточнялся ( том2 листы дела 63-88). Противоречия в представленных на проверку документах (расчетных ведомостях за 2009 год и справкой расчетом за 2009 год) в указании количества работников налоговым органом в ходе проверки не устранены.
В рассматриваемом споре суд не вправе подменять собой налоговый орган и восполнять недостатки и устранять нарушения, допущенные инспекцией при проведении выездной налоговой проверки, иное свидетельствовало бы о нарушении принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что налоговый орган по данному эпизоду принял оспариваемое решение по не полностью выясненным обстоятельствам, может свидетельствовать о неправомерности выводов налогового органа.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем не соблюдены требования подпункта 4 пункта 1 статьи 4 Закона 255.
Из материалов дела следует, что у заявителя имелась задолженность по пени, начисленные за несвоевременную уплату единого сельскохозяйственного налога за 2009 год и транспортного налога за 2008 год.
Материалами дела подтверждается, что ЕСХН за полугодие 2009 года по сроку уплаты 27.07.2007 заявителем перечислен 20.09.2009. За период с 28.07.2009 по 20.09.2009 за несвоевременную уплату налога начислены пени в сумме 76 руб. 13 коп., которые были частично уплачены заявителем 21.09.2009 в сумме 21 руб.19 коп. оставшаяся сумма задолженности по пени 54 руб. 94 коп. были взысканы налоговым органом в бесспорном порядке 18.05.2011. Таким образом, по состоянию на 28.01.2010, 28.01.2011 КФХ «Менщиковское» имело задолженность по пеням по единому сельскохозяйственному налогу в сумме 54 руб. 94 коп. (том3 листы дела 82-91).
Пени по транспортному налогу в сумме 28 руб.74 коп. начислены за период с 03.02.2009 по 09.02.2009 за несвоевременную уплату налога за 2008 год (вместо 02.02.2009 налог уплачен 18.02.2009). Указанные суммы пени были взысканы налоговым органом в бесспорном порядке в 2011 году (том 3 листы дела 92-98).
Таким образом, наличие спорной задолженности подтверждается письменными материалами дела
Довод представителя заявителя о не выставлении налоговым органом требований об уплате спорных сумм пени опровергается письменными материалами дела (том3 листы дела 82-91, 92-98).
В установленном законном порядке требования налогового органа №16218 от 11.04.2011, № 7483 от 01.03.2011 и решения о взыскании налогов. сборов, пени за счет денежных средств налогоплательщика № 4045 от 18.05.2011, № 2684 от 25.03.2011 не оспорены.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик в силу ст.75 НК РФ должен выплатить пени.
Довод заявителя о своевременном направлении в налоговый орган документов, подтверждающих право на использование налоговой льготы по транспортному налогу, является голословным. Доказательств в подтверждение этому заявителем не представлено.
Поскольку КФХ «Менщиковское» не были выполнены требования пункта 1 статьи 4 Закона № 255, основания для освобождения заявителя от уплаты транспортного налога за 2009, 2010 годы на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 255 отсутствуют.
Доказательств, свидетельствующих, что спорные транспортные средства не являются объектом налогообложения по транспортному налогу в соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Оснований для признания решения ИФНС России по г. Кургану № 14-25-01/99 от 27.09.2012 недействительным в части начисления транспортного налога за 2009 год в сумме 122629 руб., за 2010 год в сумме 112089 руб., начисления соответствующих сумм пени судом не установлено.
Оснований для снижения налоговых санкций в оспариваемой части суд не находит.
Как следует из оспариваемого решения, при привлечении заявителя к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога налоговым органом учтены смягчающие ответственность обстоятельства ( совершение правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение организации). В связи с чем, штраф был уменьшен в 4 раза и составил 11735 руб.(том 1 листы дела 67,68).
Решением Управления ФНС России по Курганской области № 328 от 22.11.2012 решение ИФНС России по г. Кургану от 27.09.2012 № 14-25/01/99 изменено путем отмены п.1 резолютивной части в части размера налоговой санкции в сумме, превышающей 10000 руб. При этом, были учтены дополнительные смягчающие обстоятельства ( вид деятельности заявителя, поскольку он является сельскохозяйственным товаропроизводителем).
Иных обстоятельств, которые могли бы повлечь снижение налоговой санкции КФХ «Менщиковское» не заявлено.
Кроме того, суд считает, что размер штрафа 3265 руб. (с учетом решения УФНС России по Курганской области) соответствует требованиям справедливости и соразмерности наказания.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на КФХ «Менщиковское».
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Крестьянскому Фермерскому хозяйству « Менщиковоское» (ОГРН 1034569000443) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Кургану № 14-25-01/99 от 27.09.2012 части доначисления транспортного налога за 2009 год в сумме 122629 руб., за 2010 год в сумме 112089 руб., начисления пени в сумме 60787 руб. 35 коп., и применения налоговых санкций по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3265 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
Л.А. Деревенко