НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 31.01.2024 № А33-24378/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2024 года

Дело № А33-24378/2023

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 января 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мозольковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Водоотведение» (ИНН <***>, ОГРН <***>, Красноярский край, г. Кодинск)

к обществу с ограниченной ответственностью «Фотон» (ИНН <***>, ОГРН <***>, Красноярский край, г. Кодинск)

о взыскании задолженности, пени,

в присутствии всудебном заседании:

от истцапосредством сервиса «Онлайн-заседания» информационной системы «Картотека арбитражных дел»:ФИО1, представителя по доверенности №9 от 09.01.2024,

от ответчикапосредством сервиса «Онлайн-заседания» информационной системы «Картотека арбитражных дел»: ФИО2, представителя по доверенности от 26.12.2023,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой Е.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Водоотведение» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Фотон» (далее ответчик) о взыскании задолженности по плате за НВЦСВ за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 (далее спорный период) в сумме 108 108,69 руб., пени за период с 16.02.2023 по 16.08.2023 в сумме 8 618,59 руб., пени, подлежащие начислению на сумму долга в размере 108 108,69 руб., исчисленную по правилам ч. 6.2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», начиная с 17.08.2023 по дату фактической оплаты.

Определением от 30.08.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 23.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела в порядке общего производства.

Протокольным определением арбитражного суда от 26.12.2023 судебное разбирательство по делу отложено на 31.01.2024 в 12 час. 10 мин.

Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно заявленным требованиям и представленным доказательствам.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Из материалов дела следует, что между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор водоотведения от 01.07.2015 № 51-к (с учетом дополнительных соглашений), согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабжающая организация осуществляет за плату от абонента прием сточной жидкости в коммунальную канализацию в количестве равном объему горячего и холодного водопотребления, согласно приложения № 1, в помещения находящиеся по адресу: <...>

Как указывает истец, в период с 01.01.2023 по 31.05.2023 ООО «Водоотведение» произвело начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее - НВЦСВ)) на общую сумму 108 108,69 руб.

Расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен истцом исходя из тарифов, установленных для истца приказами Министерства тарифной политики Красноярского края.

Отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.

Частью 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ установлено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Названные показатели состава и свойств сточных вод имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.

Частью 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ установлено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с положениями части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, пункта 118 Правил № 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.

В силу подпункта "ж" пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Подпунктом "г" пункта 36 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил № 644.

В соответствии с пунктом 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 118 раздела 7 Правил № 644 также предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены названными Правилами. Положения пункта 118 Правил соответствуют части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ.

Согласно пункту 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 названных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем 8 пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) названных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) названных Правил при наличии условий, указанных в данном пункте.

Для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил № 644 расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возможно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям установленным пунктам 113 и 114 Правил № 644.

Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в названном пункте Правил

В письме от 09.11.2020 № 44934-ИА/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил № 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила № 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.

По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.

Таким образом, в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пункт 123(4) Правил 644 предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.

Как видно из материалов дела, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод ответчика менее 30 куб.м, соответственно, он подпадает под действие пункта 123(4) Правил 644.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что 21.11.2022 по заказу ООО «Фотон» произведен отбор проб сточных вод, по результатам которых были подготовлены протоколы испытаний в соответствии с постановлением Администрации Кежемского района Красноярского края № 484-п от 28.07.2021; 17.01.2023 получено Заключение по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований (испытаний) № 137; в результате исследований негативное воздействие не выявлено.

Также, ответчик указал, что им направлялись в адрес истца декларации.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что доводы ответчика являются необоснованными, а исковые требования о взыскании платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в размере 108 108,69 руб. подлежат удовлетворению, с учетом следующего.

В силу абзаца 1 пункта 124 Правил № 644 абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.

Как указывает ответчик и следует из материалов дела, 23.11.2022 были отобраны пробы хозяйственно-бытовой сточной воды на выпуске (до очистки) на объектах ответчика по адресам: <...>

При этом, доказательства извещения истца о проведении отбора проб в материалы дела не представлено, отбор проб проводился ответчиком в отсутствие представителя истца.

Испытательным лабораторным центром на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в Богучанском районе проведены исследования отобранных проб, по результатам лабораторных исследований (испытаний), измерений, составлены протоколы № 1432-504 от 13.12.2022, № 1433-504 от 13.12.2022, № 1434-504 от 13.12.2022, № 1435-504 от 13.12.2022.

В дальнейшем филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в Богучанском районе проведена гигиеническая, оценка результатов лабораторных исследований (испытаний), измерений, выдано Заключение. По результатам гигиенической оценки специалисты пришли к выводу, что отобранные пробы по химическим показателям соответствуют требованиям раздела III, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

Письмом от 29.12.2022 № 56 ООО «Фотон» направило в адрес истца декларации о составе и свойствах сточных вод на 2022-2023 по объектам: ОДЦ Кодинская заимка, ул. Гайнулина, 9 «А», Большой банкетный зал, ул. Колесниченко, 3, Административное здание, ул. Колесниченко, 5. Указанное письмо получено истцом 09.01.2023, что подтверждается входящим штампом на письме.

В соответствии с пунктом 127 Правил № 644 декларация на очередной год подается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства до 1 ноября предшествующего года.

Пунктом 130 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 130 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в случае подачи абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты).

Таким образом, с учетом даты заключения договора (01.07.2015) декларация на 2022 должна была быть подана ответчиком не позднее 01.11.2021, на 2023 - не позднее 01.11.2022.

Руководствуясь абзацем 7 пункта 130 Правил № 644, ООО «Водоотведение» отказало ООО «Фотон» в принятии Деклараций о составе и свойствах сточных вод на 2022-2023 по причине нарушения сроков подачи данных деклараций, установленных пунктом 127 Правил № 644 и возвратило их в адрес ответчика.

В соответствии с абзацем 6 пункта 130 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства при рассмотрении декларации в отношении сбрасываемых сточных вод вправе не принимать указанную декларацию в случае, если в декларации указаны фактические значения не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам № 644, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых, установлены нормативы состава и свойств сточных вод.

Согласно части 2 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правилами № 644.

Постановлением Администрации Кежемского района № 484-п от 28.07.2021 установлены нормативы состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения г. Кодинск Кежемского района в количестве 21 показателя.

Таким образом, перечень показателей загрязняющих веществ, подлежащих исследованию с целью определения состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, должен соответствовать перечню, указанному в Приложении № 5 к Правилам № 644, который содержит 30 показателей, с увеличением количества показателей, в случае если органами местного самоуправления установлены нормативы состава и свойства сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, содержащие показатели не учтенные в Приложению № 5.

С учетом изложенного, для установления факта наличия (отсутствия) факта негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в перечень исследуемых показателей должны быть включены 35 показателей, в том числе 30 показателей приведённых в Приложении № 5 к Правилам № 644, а также 5 дополнительных показателей в соответствии с установленными постановлением Администрацией Кежемского района № 484-п от 28.07.2021 нормативами состава и свойств сточных вод, а именно: сухой остаток, нитрат ион, нитрит ион, ион аммония, БПК полн.

Как следует из представленных ответчиком ФИО3 испытаний от 13.12. 2022 и Заключения № 137 от 17.01.2023 исследование проводилось только по 16 из 35 обязательных показателей. Ответчиком не представлены показания по следующим нормативам, установленных приложением № 5 к Правилам № 644: азот общий, фосфор общий, хлор и хлорамины, соотношение ХПК:БПК5, сульфиды (S-H2S+S2-), алюминий, марганец, хром общий, хром шестивалентный, кадмий, мышьяк, ртуть, температура, жиры, летучие органические соединения (ЛОС), СПАВ неионогенные, СПАВ анионные.

Таким образом, представленные ответчиком документы не могут с достоверностью подтверждать отсутствие негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых ответчиком, на работу централизованной системы водоотведения.

Кроме того, из раздела 3 Заключения № 137 от 17.01.2023 следует, что исследование проводилось не на предмет оценки соответствия проб хозяйственно-бытовой сточной воды вышеуказанным обязательным показателям, а на предмет гигиенической оценки проб, при том что по обобщенным показателям (рН; общая минерализация (сухой остаток); БПК5; БПК полн.; ХПК; содержание нефтепродуктов; содержание ПАВ анионактивных) гигиенические нормативы не предусмотрены.

С учетом изложенного, оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, арбитражный суд считает, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения правомерно определен истцом по вышеуказанной формуле.

Расчет проверен судом и признается арифметически верным, соответствующим действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, чтотребования истца о взыскании с ответчика 108 108,69 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Также истцом было заявлено требование о взыскании пени в сумме 8 618,59 руб. за период с 16.02.2023 по 16.08.2023.

В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться пеней, которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно пункту 6.2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ " абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

В соответствии с пунктом 3.3 договора от 01.07.2015 № 51-к расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу; абонент оплачивает сброшенную сточную жидкость в объеме потребленной холодной воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Факт просрочки исполнения обязательств по оплате подтверждается материалами дела.

Доказательств, подтверждающих отсутствие вины ответчика в нарушении сроков уплаты денежных средств, а также того, что допущенная ответчиком просрочка произошла вследствие непреодолимой силы не представлено (статья 65 АПК РФ).

Проверив расчет, арбитражный суд приходит к выводу о том, что порядок расчёта законной неустойки, использованный истцом, является обоснованным.

Арифметическая правильность данного расчета ответчиком не оспорена.

Доказательства оплаты пени в материалы дела не представлены.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика пени в размере 8 618,59 руб. являются обоснованными.

Пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 установлено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Поскольку денежное обязательство до вынесения решения по делу ответчиком в полном объеме не исполнено, следовательно, требование истца о взыскании с ответчика пени по день фактической оплаты долга правомерно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Госпошлина, исчисленная от суммы иска по настоящему делу, составляет 4 502 руб.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 4 502 руб. платежным поручением от 21.08.2023 № 661.

Учитывая результат рассмотрения дела, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 502 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фотон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоотведение» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 108 108.69 руб. долга, 8 618.59 руб. пени за период с 16.02.2023 по 16.08.2023, пени исчисленной по правилам п. 6.2. ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», начиная с 17.08.2023 по дату фактической оплаты, расходы по уплате госпошлины в сумме 4 502 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Л.В.Мозолькова