НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 28.04.2011 № А33-2195/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

06 мая 2011 года

Дело № А33-2195/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.04.2011.

В полном объёме решение изготовлено 06.05.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Северное» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Енисейск Красноярского края,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, г.Красноярск,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, г. Красноярск,

Енисейский муниципальный район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Енисейского района Красноярского края, г. Енисейск Красноярского края,

о взыскании убытков,

при участии:

от истца: до перерыва – ФИО1, по доверенности № 59 от 12.02.2011;

от ответчика: ФИО2, по доверенности от 27.01.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ануфриевой С.Н.,

установил:

открытое акционерное общество «Северное» (далее – истец; ОАО «Северное») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – ответчик), о взыскании 113 475 руб. 84 коп. убытков, связанных с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением педагогическим работникам, являющимся пенсионерами.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 25.02.2011 возбуждено производство по делу.

Определением от 21.03.2011 рассмотрение дела назначено в настоящее судебное заседание.

Третьи лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Представитель истца представил в материалы дела пояснения на возражения ответчика, заявив ходатайство об уменьшении исковых требований до 38 079,02 руб. в связи с исключением из списка педагогических работников старшей вожатой ФИО3 Остальные возражения ответчика истец считает необоснованными, т.к. обязанность по возмещению льгот педагогическим работникам лежит именно на ответчике.

Представитель ответчика не возражала против уточнения исковых требований.

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований истцом. Исковое заявление рассматривается с учётом произведённых изменений.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований в отношении пенсионеров, ссылаясь на то, что данный вопрос регулирует Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)»; действующая редакция Закона «Об образовании» не содержит положений, предусматривающих условия и порядок сохранения за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при выходе на пенсию; иные нормативно-правовые акты таких положений также не содержат. В иске истцом не указано нормативно-правовое обоснование обращения к ответчику с заявленными требованиями в отношении пенсионеров.

Представитель истца пояснил, что указанное представителем истца постановление не противоречит действующему законодательству и подлежит применению.

Представителем истца заявлено ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для подготовки мотивированных возражений на доводы ответчика относительно нормативно-правового обоснования иска.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 16 часов 30 минут 21.04.2011 до 16 часов 45 минут 28.04.2011.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя ответчика ФИО2

От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные пояснения на возражения ответчика, в которых со ссылкой на нормативные акты и позицию Конституционного суда Российской Федерации истец считает иск к ответчику обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика настаивала на ранее заявленных возражениях.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ОАО «Северное» предоставляло гражданам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), услуги по отоплению в населенном пункте с. Абалаково.

Согласно представленным справкам, граждане ФИО4 и ФИО5 являлись педагогическими работниками (в настоящее время пенсионеры), которым истцом предоставлены льготы на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

В связи с наличием расходов, связанных с предоставлением льгот, истцом составлены расчеты убытков за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 с указанием в них фамилий, имен, отчеств педагогических работников, места их жительства и суммы льготы, предоставленной каждому из них.

Полагая, что в результате предоставления льготы по отоплению в период с 01.07.2010 по 31.12.2010 у него возникли убытки в сумме 38 079,02 руб. (с учетом уточнения), которые не были возмещены в установленном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве правового основания иска (с учетом дополнительных пояснений и возражений на отзыв ответчика) истец ссылается на Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 28.05.1985 N 154/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (далее – Постановление Госкомтруда СССР от 28.05.1985 N 154/12-22).

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статьям 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, нарушенное право субъекта гражданских правоотношений может быть восстановлено путем полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в суд послужило невозмещение ему с 01.07.2010 по 31.12.2010 расходов в сумме 38 079,02 руб., возникших в связи с предоставлением услуг по отоплению педагогическим работникам, являющимся пенсионерами, проживающим в сельской местности, согласно представленным справкам на педагогических работников, зарегистрированных на территории Енисейского района (с. Абалаково). В качестве правового основания заявленного иска истец указывает статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Госкомтруда СССР от 28.05.1985 N 154/12-22.

Исходя из смысла статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 в редакции от 17.06.2010 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее – Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691) данный закон устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением (далее - денежные выплаты) педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края.

Согласно статье 3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.

В силу статьи 1 Постановления Госкомтруда СССР от 28.05.1985 N 154/12-22 право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за указанными в данной статье работниками, перешедшими на пенсию и ранее работавшими, в том числе в сельской местности. Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах и средних профессионально - технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Следовательно, действующим законодательством предусмотрено, что за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, и за совместно проживающими членами их семей, сохраняется право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением при условии, если общий стаж их работы в сельской местности составляет не менее 10 лет, и что на момент выхода на пенсию они пользовались данными льготами.

При этом, нормами действующего законодательства не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги. Кроме того, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.03 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее по тексту –Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет собственных средств последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 15.08.2001, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно представленным в материалы документам (устав, Положение о филиале «Абалаковский», договоры о передаче имущества в безвозмездное пользование в порядке оказания муниципальной помощи №/№ 0222/09 от 05.11.2009, 0222/10 от 05.10.2010, Приложения к договорам (акты приема – передачи имущества), КУМИ по Енисейскому району передало с баланса Енисейского муниципального района в безвозмездное пользование истцу здания котельных, водонапорные башни и водопроводные сети, теплосети, котлы, прочее оборудование котельных, оборудование водонапорной башни, а также дизельные электростанции и другое имущество. Следовательно, истец вправе оказывать услуги теплоснабжения в селе Абалаково Енисейского района и осуществлять сбор платы с населения данных населенных пунктов за данную услугу.

Материалами дела (расчеты убытков за период с 01.07.2010 по 31.12.2010, акты сверки, справки по задолженности, справки на педагогических работников, договоры на оказание услуг физическим лицам) подтверждается факт предоставления истцом в указанный период льготы по оплате услуги за отопление лицам, являющимся педагогическими работниками и вышедшим на пенсию. При этом, при исчислении размера платы за данную услугу истцом применен действующий тариф, предусмотренный для данной услуги в установленном законодательством порядке.

Следовательно, истец доказал наличие у него убытков в сумме 38 079,02 руб. в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и вышедшим на пенсию.

Довод ответчика о необоснованности исковых требований, поскольку убытки заявлены в отношении педагогических работников, вышедших на пенсию, не принимается судом на основании следующего.

В связи с тем, что Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.06.2010) и Закон Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» не содержат положений, предусматривающих условия и порядок сохранения за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при выходе на пенсию, применению подлежит действующее Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», т.к. право на льготы у данной категории граждан предусмотрено действующим законодательством, а отсутствие механизма его исполнения не является основанием для невозмещения убытков при его реализации.

С учетом изложенного и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» компенсация понесенных истцом расходов, возникших в связи с оказанием жилищной услуги и услуги по отоплению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и вышедшим на пенисию, является обязанностью Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не обеспечившей в полном объеме финансирование льгот, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Указанная норма не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные органы выступают в качестве процессуальных истцов.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ответчиком по настоящему делу, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска подлежат отнесению на ответчика, с которого подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 руб. в пользу истца; излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л :

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Северное» 38 079,02 руб. убытков, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Возвратить открытому акционерному обществу «Северное» из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб., уплаченную платежным поручением № 906 от 30.06.2010.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месячного срока после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.И. Медведева