АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ноября 2020 года | Дело № А33-7809/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.10.2020.
В полном объеме решение изготовлено 02.11.2020.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Сысоевой О.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ачинский Городской Электрический Транспорт" (ИНН 2443013228, ОГРН 1022401155105, г. Ачинск)
к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917, г. Красноярск)
об обязании возвратить денежные средства,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Блинцовой А.С.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ачинский Городской Электрический Транспорт" (далее – истец, МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик) об обязании возвратить из соответствующего бюджета плату в размере 42 180,94 руб., ошибочно перечисленную за негативное воздействие на окружающую среду.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 28.02.2020 года возбуждено производство по делу.
Истец, ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 123 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От истца поступили письменные пояснения.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В 2017 году МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" ежеквартально осуществляло авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год 19.04.2017, 20.07.2017, 20.10.2017, 28.02.2018 с учетом корректировки.
В 2018 году МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" осуществляло авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год 20.04.2018, 20.07.2018.
Всего оплачено 42 180,94 руб. (представлены платежные поручения об оплате № 570 от 20.07.2018, № 569 от 20.07.2018, № 509 от 20.10.2017, № 508 от 20.10.2017, № 434 от 20.07.2017, № 433 от 20.07.2017, № 349 от 20.04.2018, № 348 от 20.04.2018, № 208 от 28.02.2018, № 207 от 28.02.2018, № 184 от 19.04.2017, № 183 от 19.04.2017).
Истец указал, что осуществлял свою деятельность на объекте IV категории, что подтверждается Свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOVBMJRT от 23.12.2016.
С учетом изложенного, истец считает оплаченные платежи ошибочными.
Письмами от 26.11.2018, от 29.07.2019 истец обратился к ответчику с заявлением излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 24.01.2019 ответчик запросил дополнительные сведения и документы, письмом от 31.10.2019 ответчик возвратил ответчику заявление о возврате денежных средств в связи с отсутствием акта сверки взаиморасчётов.
В связи с тем, что ошибочно перечисленные платежи не возвращены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик представил отзыв, указав следующее:
- МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающей среду и осуществляет следующие виды негативного воздействия: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства и потребления;
- истец представил Декларацию о плате НВОС, расчет выбросов произведен на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ, выданного Министерством экологии и рационального природопользования от 16.05.2014 № 0993, в выбросах присутствует серная кислота которая относится ко 2 классу опасности. Фактический уровень негативного воздействия на окружающей среду не соответствует присвоенной 4 категории;
- ответчик указал, что им направлен запрос в Министерство экологии и рационального природопользования о предоставлении разрешительных документов и об актуализации сведений;
- в деятельности учреждения в 2017 году образованы отходы, не относящиеся к ТКО;
- не представлен акт сверки.
Истец в свою очередь указал, что в декларации за 2017 года серная кислота указана ошибочно. При предоставлении декларации ответчиком сведения не были актуализированы, уведомлений не поступало, проверок не проведено. Истец указал3, что занимается размещением отходов в деятельности.
Третье лицо представило отзыв, указав следующее:
- истцу присвоен IVкатегория, что отражено в свидетельстве о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOVBMJRT от 23.12.2016;
- по состоянию на 27.07.2020 с учетом актуализированных сведений категория МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" IV.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 4.2. Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании пункта 16.1. Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды следует, что из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", для отнесения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, к IV категории необходимо наличие одновременно следующих критериев: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
При этом если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях отнесения объектов к соответствующей категории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).
Если на объекте его деятельности образуются отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, но при этом отсутствуют виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в постановлении № 1029, он не уплачивает платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за операторов по их обращению и размещению.
Определение категории объекта негативного воздействия на окружающую среду осуществляется при его постановке на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в порядке установленном Законом № 7-ФЗ и Постановлением Правительства от 23.06.2016 № 572.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду "Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет.
Часть 11 статьи 69 Закона об окружающей среде предусматривает, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что истец осуществлял в спорный период свою деятельность на объекте IV категории, что подтверждается Свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOVBMJRT от 23.12.2016. Указанные сведения подтверждены Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, по состоянию на 27.07.2020 с учетом актуализированных сведений категория МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" IV.
Доводы ответчика о наличие вредных выбросов и отходов у ответчика не подтверждены документально.
Довод ответчика о том, что все юридические лица являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, отклонен.
Учреждение образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Постановлении № 572, следовательно, у заявителя объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Доказательств обратного не представлено.
В 2017 году МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" ежеквартально осуществляло авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год 19.04.2017, 20.07.2017, 20.10.2017, 28.02.2018 с учетом корректировки.
В 2018 году МУП "Ачинский Городской Электрический Транспорт" осуществляло авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год 20.04.2018, 20.07.2018.
Всего оплачено 42 180,94 руб. (представлены платежные поручения об оплате № 570 от 20.07.2018, № 569 от 20.07.2018, № 509 от 20.10.2017, № 508 от 20.10.2017, № 434 от 20.07.2017, № 433 от 20.07.2017, № 349 от 20.04.2018, № 348 от 20.04.2018, № 208 от 28.02.2018, № 207 от 28.02.2018, № 184 от 19.04.2017, № 183 от 19.04.2017).
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода (часть 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
Судом установлено, что, истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм, следовательно, у ответчика была возможность ознакомиться и осуществить проверку представленных документов, вместе с тем, вопрос о возврате платежей не получил разрешения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что произведенная истцом плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит возврату в полном объеме.
Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом заявления составляет 2000 руб., уплачена истцом в полном объеме платежным поручением № 102 от 27.01.2020.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(ИНН 2466146143) возвратить муниципальному унитарному предприятию «Ачинский городской электрический транспорт»(ИНН 2443013228) из соответствующего бюджета 42180,94 руб. излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Взыскать с Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(ИНН 2466146143) в пользу муниципального унитарного предприятия «Ачинский городской электрический транспорт»(ИНН 2443013228) 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | О.В. Сысоева |