АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2020 года | Дело № А33-291/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению (протесту) заместителя прокурора Кировского района города Красноярска
к Службе финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290)
об оспаривании постановления от 19.12.2019 № 156-15.15.5-19,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска»,
в присутствии в предварительном и судебном заседании:
от заявителя: Чуприкова Д.А., по служебному удостоверению,
от ответчика: Афанасьевой И.В., по доверенности №101-21 от 10.01.2020, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кимом С.Д.,
установил:
заместитель прокурора Кировского района г. Красноярска (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (протестом) к Службе финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края (далее – ответчик) об отмене постановления от 19.12.2019 № 156-15.15.5-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска»; о направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение руководителю Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края.
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.02.2020 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» (далее - ООО УК «ЖСК»).
Определением от 06.04.2020 дата рассмотрения дела изменена.
В предварительное и судебное заседания третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явилось, представителей не направило. В соответствии со статьями 123, 136, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением администрации города Красноярска от 01.11.2017 №718 утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию современной городской среды» на 2018-2024 годы. Указанная: муниципальная программа предусматривает, в том числе, подпрограмму: формирование современной городской среды. Исполнителями мероприятий подпрограммы являются департамент городского хозяйства, администрации районов в городе. Источник финансирования: средства федерального бюджета, средства краевого бюджета, средства бюджета города. Механизм указанной подпрограммы предусматривает выделение средств федерального и краевого бюджета на реализацию мероприятий на благоустройство дворовых территорий.
С 2019 года указанный проект вошел в состав национального проекта «Жилье и городская среда», обозначенного в Указе "Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, на период до 2024 года».
В рамках реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий средства направляются на выполнение минимального перечня работ, который включает в себя ремонт тротуара, дворового проезда, ремонт дороги, образующей проезд к территории, прилегающей к многоквартирному дому, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн для мусора. Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территории включает в себя оборудование детских площадок, оборудование спортивных площадок, устройство пешеходных дорожек.
В силу приложения №8 к рассматриваемой муниципальной программе дворовая территория дома № 10 по ул. Западная г. Красноярска входит в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих, благоустройству в 2018-2022 годах, исходя из минимального перечня работ по благоустройству.
Постановлением администрации г. Красноярска от 01.03.2017 № 121 «Об утверждении порядке и сроков предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию; современной городской среды» на 2018-2024 годы» определены условия включения дворовых территорий в программу.
Одним из условий включения дворовых территорий в программу является тот факт, что земельный участок дворовой территории должен быть включен в состав общего имущества многоквартирного дома (раздел № 2) и иметь кадастровый паспорт (раздел № 3).
Постановлением администрации г. Красноярска от 16.03.2018 № 161 установлен порядок предоставления субсидии из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, направленных на формирование современной городской среды, которым установлено, что субсидии предоставляются управляющим компаниям.
Установлено, что администрацией Кировского района в г. Красноярске 17.04.2019 с ООО УК «ЖСК» заключен договор №25 на предоставление субсидии из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, направленных на формирование современной городской среды, расположенных на территории Кировского района в г. Красноярске в 2019 году. Договор заключен в соответствии с Постановлением администрации города Красноярска от 01.11.2017 №718.
Предметом договора является предоставление из бюджета в 2019 году ООО УК «ЖСК» субсидии в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, направленных на формирование современной городской среды, расположенных на территории Кировского района в г. Красноярске, в том числе по адресу: ул. Западная 10.
Размер субсидии составил 15 298 570,69 рублей. В соответствии с приложением № 1 к договору № 25 размер субсидии на благоустройство дворовой территории по ул. Западная 10 составляет 821 655, 94 рублей.
Пунктом 3.3 договора № 25 установлено, что получатель Субсидии может использовать средства Субсидии только на цели, предусмотренные Договором порядком предоставления субсидий.
В рамках исполнения условий договора № 25 и выполнения благоустройства ООО УК «ЖСК» 29.04.2019 с ООО СП «Сфера» заключен договор подряда №МП-Б-1 на проведение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе, дворовой территории по ул. Западная 10. Предметом указанного договора является выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, согласно адресному перечню и видам работ, в пределах границ земельного участка, согласно кадастровым паспортам, в соответствии с Техническим заданием.
Общая стоимость работ по ул. Западная 10 составляет 851 456,94 рублей (821 655,94 рублей - средства субсидии, 29 801 рубль - средства граждан).
В соответствии с подписанными уполномоченными лицами актом о стоимости выполненных работ (КС-3) и актом, о приемке выполненных работ (КС-2) от 16.08.2019 ООО СП «Сфера» выполнило благоустройство дворовой территории по ул. Западная 10 в полном объеме в соответствии с договором от 29.04.2019 № МП-Б-1.
18.09.2019 денежные средства в размере 851 456,94 руб. перечислены ООО СП «Сфера», что подтверждается платежным поручением №13349.
Проведенное прокуратурой района проверкой установлено, что ООО СП «Сфера» выполнены, а ООО УК «ЖСК» приняты работы, которые не соответствуют целям предоставления субсидии.
Установлено, что многоквартирный дом по ул. Западная, 10, имеет дворовую территорию в границах земельного участка с кадастровым номером № 24:50:0600017:137, в связи с чем, благоустройство дворовой территории должно было осуществляться на указанном земельном участке.
04.10.2019 прокуратурой района с привлечением специалиста департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска проведена проверка фактических выполненных работ, в частности выполнен обмер площади фактических выполненных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия (составляющая часть благоустройства) на проезде дворовой территории.
В соответствии с актом проверки, а также план-схемой специалиста департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска благоустройство (ремонт асфальтобетонного покрытия) выполнено не в границах земельного участка с кадастровым номером № 24:50:0600017:137, а за его пределами на земельных участках не разграниченной собственности. Общая площадь таких работ составила 188 кв.м.
Благоустройство земельного участка не разграниченной собственности по адресу: ул. Западная, 10, не соответствует целям предоставления субсидии, так как не является дворовой территорией, правом решения вопроса о его благоустройстве собственники многоквартирного дома не наделены, что не соответствует, условиям договора о предоставлении субсидии от 17.042019 №25.
В силу положений Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления городского округа распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с информацией ООО УК «ЖСК» от 04.10.2019 № 6703-5/мн-иск стоимость ремонта 1 кв.м. асфальтобетонного покрытия на проезде по ул. Западная, 10 составляет 1 314,26 рублей.
В связи с тем, что общая площадь работ, выполненных не по целевому назначению, составляет 188 кв.м., общая стоимость указанных работ составляет 247 080,88 рублей (188 кв.м.* 1 314,26-247 080,88 рублей).
В действиях ООО УК «ЖСК» прокуратура усмотрела признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ - нарушение юридическим лицом, являющимися получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ. Датой совершения правонарушения является -16.08.2019. Правонарушение выявлено прокуратурой Кировского района - 04.10.2019 (дата завершения проверки).
Постановлением заместителя прокурора Кировского района г. Красноярска от 14.10.2019 возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края от 23.12.2019 №156-15.15.5-19 дело об административном правонарушении в отношении ООО УК «ЖСК» по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением от 23.12.2019 №156-15.15.5-19, заместитель прокурора Кировского района г. Красноярска направил в суд протест с требованием отменить постановление.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Статьей 29.9 КоАП РФ установлены виды постановлений и определений, которые выносятся в результате рассмотрения дела об административном правонарушении. Пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отнесено к актам административных органов, которыми заканчивается рассмотрение дела.
Общий порядок обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Из абзаца 2 пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
С учетом изложенного настоящий спор подлежит разрешению судом с учетом положений параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
По смыслу приведенных положений во взаимосвязи с положениями частей 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При проверке законности такого решения суд не может подменять собой административный орган, но должен проверить, насколько полно и правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и положенные в основу принятого постановления.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 данного Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события и состава административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
При этом следует отметить, что вне зависимости от вида вынесенного постановления (постановление о назначении административного наказания или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении) в нем, исходя из требований пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Данные нормы, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1011-О, гарантируют права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В силу части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление административного органа вынесено 23.12.2019. Протест направлен в суд 31.12.2019.
Таким образом, срок на обжалование оспариваемого постановления не пропущен.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Статьей 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Аналогичное правило закреплено частью 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Судом установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом. Требования к порядку составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, установленные статьями 28.2, 28.4 и 28.5 КоАП РФ, прокурором соблюдены.
С учетом положений статей 28.3, 23.51 КоАП РФ, Положения о Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п, Приказа службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 15.01.2014 N 1нп "Об утверждении Перечней должностных лиц службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", распоряжения Губернатора Красноярского края от 14.06.2018 №313-рг, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ арбитражным судом не установлено.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям (статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Красноярска от 01.11.2017 №718 утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию современной городской среды» на 2018-2024 годы. Указанная: муниципальная программа предусматривает, в том числе, подпрограмму: формирование современной городской среды. Исполнителями мероприятий подпрограммы являются департамент городского хозяйства, администрации районов в городе. Источник финансирования: средства федерального бюджета, средства краевого бюджета, средства бюджета города. Механизм указанной подпрограммы предусматривает выделение средств федерального и краевого бюджета на реализацию мероприятий на благоустройство дворовых территорий.
С 2019 года указанный проект вошел в состав национального проекта «Жилье и городская среда», обозначенного в Указе "Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, на период до 2024 года».
В рамках реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий средства направляются на выполнение минимального перечня работ, который включает в себя ремонт тротуара, дворового проезда, ремонт дороги, образующей проезд к территории, прилегающей к многоквартирному дому, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн для мусора. Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территории включает в себя оборудование детских площадок, оборудование спортивных площадок, устройство пешеходных дорожек.
В силу приложения №8 к рассматриваемой муниципальной программе дворовая территория дома № 10 по ул. Западная г. Красноярска входит в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих, благоустройству в 2018-2022 годах, исходя из минимального перечня работ по благоустройству.
Постановлением администрации г. Красноярска от 01.03.2017 № 121 «Об утверждении порядке и сроков предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию; современной городской среды» на 2018-2024 годы» определены условия включения дворовых территорий в программу.
Одним из условий включения дворовых территорий в программу является тот факт, что земельный участок дворовой территории должен быть включен в состав общего имущества многоквартирного дома (раздел № 2) и иметь кадастровый паспорт (раздел № 3).
Муниципальным правовым актом ~ Постановлением администрации г. Красноярска от 16.03.2018 № 161 в разделе I определена цель предоставления субсидий, а в разделе II определены условия и порядок предоставления субсидий.
Проведенное прокуратурой района проверкой установлено, что ООО СП «Сфера» выполнены, а ООО УК «ЖСК» приняты работы, которые не соответствуют целям предоставления субсидии.
Установлено, что многоквартирный дом по ул. Западная, 10, имеет дворовую территорию в границах земельного участка с кадастровым номером № 24:50:0600017:137, в связи с чем, благоустройство дворовой территории должно было осуществляться на указанном земельном участке.
В соответствии с актом проверки, а также план-схемой специалиста департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска благоустройство (ремонт асфальтобетонного покрытия) выполнено не в границах земельного участка с кадастровым номером № 24:50:0600017:137, а за его пределами на земельных участках не разграниченной собственности. Общая площадь таких работ составила 188 кв.м.
Таким образом, прокуратурой фактически установлено расходование субсидий в сумме 247 080,88 руб. не по целевому назначению.
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрено статьей 15.14. КоАП РФ.
При этом в постановлении прокуратуры от 14.10.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении не указано.
В поданном суд протесте заявитель указывает, что нарушенными ООО УК «ЖСК» условиями предоставления субсидий, установленными в разделе II Положения №161, являются:
- для получения субсидий управляющие организации предоставляют в администрацию района, на территории которой располагается соответствующая дворовая территория, необходимые документы, в том числе смету на выполнение работ (п.10 раздела 2);
- управляющие организации несут ответственность за достоверность и правильность документов и расчетов, предоставляемых для проведения субсидии (п.11 раздела 2).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что событие нарушения ООО УК «ЖСК» обоснованно признано ответчиком отсутствующим на основании следующего.
Как указал Верховный Суд РФ в определении от 13.12.2018 N 305-АД18-14921 по делу N А40-186686/2017, в ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П разъяснено, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Соответственно, при толковании части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ следует исходить из того, что установленные в ней санкции должны исчисляться только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условия ее предоставления.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
29.04.2019 ООО УК «ЖСК» с ООО СП «Сфера» заключен договор подряда №МП-Б-1 на проведение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе, дворовой территории по ул. Западная 10. Предметом указанного договора является выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, согласно адресному перечню и видам работ, в пределах границ земельного участка, согласно кадастровым паспортам, в соответствии с Техническим заданием.
Общая стоимость работ по ул. Западная 10 составляет 851 456,94 рублей (821 655,94 рублей - средства субсидии, 29 801 рубль - средства граждан).
В соответствии с подписанными уполномоченными лицами актом о стоимости выполненных работ (КС-3) и актом, о приемке выполненных работ (КС-2) от 16.08.2019 ООО СП «Сфера» выполнило благоустройство дворовой территории по ул. Западная 10 в полном объеме в соответствии с договором от 29.04.2019 № МП-Б-1.
18.09.2019 денежные средства в размере 851 456,94 руб. перечислены ООО СП «Сфера», что подтверждается платежным поручением №13349.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе Постановление от 24.05.2001 N 8-П, Определение от 17.07.2012 N 1286-О), в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Соответственно, общество, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у административного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина общества в совершении вменяемого правонарушения, и оно не могло было быть привлечено к ответственности оспариваемым постановлением.
Факт получения управляющей компанией субсидии с соблюдением условий ее предоставления подтверждается тем обстоятельством, что все необходимые для получения субсидии документы были предоставлены в администрацию Кировского района, (на территории которой располагается соответствующая дворовая территория), которая после получения от управляющей компании документов, указанных в пункте 10 Положения № 161, в течение 10 рабочих дней, рассмотрев представленные документы, приняла решение о заключении договора на предоставление субсидии с управляющей компанией. Только после этого на основании принятых решений о заключении договора администрация Кировского района в течение трех дней формировала и утверждала список объектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, финансируемые за счет средств субсидии.
Предоставление субсидии ООО УК «ЖСК» было осуществлено по договору № 25 от 17.04.2019, на основании документов, представленных управляющей компанией в администрацию Кировского района, согласно пункта 17 Положения №161.
Согласование пакета документов для перечисления средств субсидии (указанных в пункте 17 Положения № 161), согласно пункта 18 Положения № 161, управляющей компании произведено МКУ города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», которое на основании полученных от управляющей компании документов, осуществляло проверку выполненных работ и согласование представленных ООО УК «ЖСК» актов приемки выполненных работ (с указанием на актах дат их получения и согласования) на предмет соответствия сведений, указанных в актах приемки выполненных работ, фактическим затратам на реализацию мероприятий программы.
С учетом изложенного, в оспариваемом постановлении обоснованно указано о недоказанности события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО УК «ЖСК», поскольку прокурором не представлено доказательств нарушения управляющей компанией условий предоставления субсидии.
Субсидия ООО УК «ЖСК» предоставлена с соблюдением условий предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, направленных на формирование современной городской среды.
Учитывая, что фактов и обстоятельств, подтверждающих нарушение управляющей компанией условий предоставления субсидии из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, направленных на формирование современной городской среды, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, ООО УК «ЖСК» не может быть привлечено к ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что заявителем не доказан факт, что условия предоставления субсидии обязывали ООО УК «ЖСК» проведения топографических работ земельных участков, плана-схемы местности для проведения работ. Доказательства наличия у лица, составившего план-схему, на основании которой заявитель пришел к выводу о выполнении работ по благоустройству вне границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:06000176137, соответствующего специального образования, полномочий для проведения таких работ не представлено. Произведенный обмер объекта, отраженный в плане-схеме, не является достаточным доказательством проведение работ вне границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:06000176137.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
Следовательно, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, прекращено обоснованно.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным; требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требования заявителя.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Н.Н. Фролов |