НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 20.02.2024 № А33-32384/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

06 марта 2024 года

Дело № А33-32384/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 марта 2024 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к садоводческому некоммерческому товариществу «Ветеран-4» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании финансовых санкций,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Литвиновой,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Ветеран-4» (далее – ответчик) о взыскании 2 500 руб., из них:

-500 руб. штрафа за несвоевременное представление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год, начисленного на основании решения от 11.06.2019 № 205S19190023379,

-1000 руб. штрафа за несвоевременное представление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 год, начисленного на основании решения от 27.09.2019 № 205S19190038038,

-500 руб. штрафа за несвоевременное представление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 года, начисленного на основании решения от 19.03.2021 № 205S19210005987,

-500 руб. штрафа за несвоевременное представление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 года, начисленного на основании решения от 17.05.2021 № 205S19210010780.

Определением от 16.12.2022 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

В связи с переименованием Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю суд уточняет наименование заявителя по делу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.

16.01.2022 от ответчика поступил отзыв на заявление, согласно которому страхователем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ(исходная) за 2018, 2017 год не предоставлялась в связи с тем, что на председателя правления Садоводческого некоммерческого товарищества трудовой договор не составлялся, начислений и перечислений заработной платы не производилось (Письмо в адрес начальника управления ПФР было направлено 27.12.2021); штраф за декабрь 2020 года уплачен 30.07.2021 платежным поручением № 57 от 26.07.2021. 17.02.2023 судом вынесено определение о рассмотрении дела о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте разбирательства для участия в судебном заседании не явились, явку уполномоченных представителей не обеспечили. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Проверкой, проведенной территориальным органом ПФР по Красноярскому краю, выявлены следующие нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования.

1) 14.02.2017 за январь 2017 года на 2 застрахованных лиц (ФИО1, ФИО2) представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная). В ходе проведения сверки отчетности за 2017 год по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М выявлен факт отсутствия предоставления страхователем ежегодной отчетности СЗВ-СТАЖ исходная за 2017 год на 2 застрахованных лица.

В отношении страхователя составлен акт от 20.08.2019 № 205S18190034617 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об инди­видуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного стра­хования.

Акт направлен страхователю почтой, что подтверждается списком почтовых от­правлений от 21.08.2019.

В акте страхователю было сообщено о месте, времени, дате рассмотрения результатов проверки. Рассмотрение акта было назначено на 27.09.2019 года в 10:00 час.

Страхователю предоставлялся срок для направления возражений в течение 15 дней со дня получения акта. Страхователь на рассмотрение акта проверки не явился, возражений не представил. В связи с чем, территориальным органом ПФР принято ре­шение о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 27.09.2019 № 205S19190038038 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законода­тельства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение о применении финансовых санкций направлен страхователю по почте от 02.10.2019.

Страхователю выставлено требование от 31.10.2019 № 205S01190045250 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 19.11.2019.

Требование направлено страхователю по почте от 01.11.2019.

2) В силу выполнения требований п. 2.2. ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от страхователя ежемесячно поступали сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исходная за 2018 год, в установленные законом сроки, а именно:

13.07.2018 за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

13.08.2018 за июль 2018 года на 1 застрахованное лицо,

17.09.2018 за август 2018 года на 1 застрахованное лицо,

10.10.2018 за сентябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

13.11.2018 за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

17.12.2018 за ноябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

10.01.2019 за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо.

В ходе проведения сверки отчетности за 2018 год по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М выявлен факт отсутствия предоставления страхователем ежегодной отчетности СЗВ-СТАЖ исходная за 2018 год на 1 застрахованное лицо.

В отношении страхователя составлен акт от 25.04.2019 № 205S18190020149 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Акт направлен страхователю почтой, что подтверждается списком почтовых отправлений от 26.04.2019.

В акте страхователю было сообщено о месте, времени, дате рассмотрения результатов проверки. Рассмотрение акта было назначено на 11.06.2019 года в 10:00 час.

Страхователю предоставлялся срок для направления возражений в течение 15 дней со дня получения акта. Страхователь на рассмотрение акта проверки не явился, возражений не представил. В связи с чем, территориальным органом ПФР принято решение о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 11.06.2019 № 205S19190023379 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение о применении финансовых санкций направлен страхователю по почте от 15.06.2019.

Страхователю выставлено требование от 11.07.2019 № 205S01190029663 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 30.07.2019.

Требование направлено страхователю по почте от 16.07.2019.

3) В силу выполнения требований п. 2.2. ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020г. страхователем представлены по Почте России 17.11.2021 на 1 застрахованное лицо, имеющее СНИЛС <***>, что подтверждается почтовым конвертом с описью вложения с оттиском печати Почты России от 17.11.2021, протокол проверки от 02.12.2020, что является нарушением законодательства и влечет взыскание штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 17 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Расчет суммы штрафа: 1 ЗЛ * 500 руб = 500 руб.

В отношении страхователя составлен акт от 05.02.2021 № 205S18210003153 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об инди­видуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного стра­хования.

Акт направлен страхователю почтой, что подтверждается списком почтовых от­правлений от 08.02.2021.

В акте страхователю было сообщено о месте, времени, дате рассмотрения результатов проверки. Рассмотрение акта было назначено на 19.03.2021 года в 10:00 час.

Страхователю предоставлялся срок для направления возражений в течение 15 дней со дня получения акта. Страхователь на рассмотрение акта проверки не явился, возражений не представил. В связи с чем, территориальным органом ПФР принято решение о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 19.03.2021 № 205S19210005987 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законода­тельства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение о применении финансовых санкций направлен страхователю по почте от 23.03.2021.

Страхователю выставлено требование от 19.04.2021 № 205S01210006975 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 11.05.2021 года.

Требование направлено страхователю по почте от 19.04.2021.

4) В силу выполнения требований п. 2.2. ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020г. страхователем представлены по Почте России 18.01.2021г. на 1 застрахованное лицо, имеющее СНИЛС <***>, что подтверждается почтовым конвертом с описью вложения с оттиском печати Почты России от 18.01.2021г., протокол проверки от 22.01.2020г., что является нарушением законодательства и влечет взыскание штрафа в соответствии с ч.3 ст. 17 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Расчет суммы штрафа: 1 ЗЛ * 500 руб = 500 руб.

В отношении страхователя составлен акт от 24.03.2021 № 205S18210006915 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об инди­видуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного стра­хования.

Акт направлен страхователю почтой, что подтверждается списком почтовых от­правлений от 25.03.2021.

В акте страхователю было сообщено о месте, времени, дате рассмотрения результатов проверки. Рассмотрение акта было назначено на 17.05.2021 года в 10:00 час.

Страхователю предоставлялся срок для направления возражений в течение 15 дней со дня получения акта. Страхователь на рассмотрение акта проверки не явился, возражений не представил. В связи с чем, территориальным органом ПФР принято решение о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 17.05.2021 № 205S19210010780 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законода­тельства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение о применении финансовых санкций направлен страхователю по почте от 24.05.2021.

Страхователю выставлено требование от 21.06.2021 № 205S01210012367 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 09.07.2021 года.

Требование направлено страхователю по почте от 21.06.2021.

На момент подачи заявления в Арбитражный суд, страхователем штрафы в добро­вольном порядке не оплачены.

Ссылаясь на неисполнение страхователем обязательств по уплате финансовых санкций в размере 2500 руб., Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Ветеран-4» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

По части 1 статьи 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

По статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ).

По пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

По пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представ­ляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших до­говоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц, необходимые для правильно­го назначения страховой и накопительной пенсии.

В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «сведения о застрахованных лицах» в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» согласно приложению к настоящему постановлению.

В силу данного постановления страхователь обязан отразить в данной форме свой регистрационный номер, наименование, идентификационный номер налогоплательщика, отчетный период, тип формы (исходная, дополняющая, отменяющая), а также индивидуальные сведения на застрахованных лиц в виде таблицы с отражением информации, указанной в пункте 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:

- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,

- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации» в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.

Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция) при представлении индивидуальных сведений застрахованным лицом (его представителем) они заверяются подписью этого лица (его представителя).

Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 32 Инструкции).

Согласно пункту 38 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Из приведенных положений Законов N 167-ФЗ и N 27-ФЗ следует, что формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М предоставляется в целях правильного назначения пенсии в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.

Согласно положениям статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

В рассматриваемом случае Фондом установлено:

1) В силу выполнения требований п. 2.2. ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от страхователя ежемесячно поступали сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исходная за 2018 год, в установленные законом сроки, а именно:

13.07.2018 за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

13.08.2018 за июль 2018 года на 1 застрахованное лицо,

17.09.2018 за август 2018 года на 1 застрахованное лицо,

10.10.2018 за сентябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

13.11.2018 за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

17.12.2018 за ноябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо,

10.01.2019 за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо.

В ходе проведения сверки отчетности за 2018 год по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М выявлен факт отсутствия предоставления страхователем ежегодной отчетности СЗВ-СТАЖ исходная за 2018 год на 1 застрахованное лицо - ФИО1 (СНИЛС <***>).

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 11.06.2019 № 205S19190023379 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

2) Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020г. страхователем с нарушением срока представлены по Почте России 17.11.2021 на 1 застрахованное лицо, имеющее СНИЛС <***> (ФИО3).

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 19.03.2021 № 205S19210005987 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законода­тельства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

3) Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020г. страхователем с нарушением срока представлены по Почте России 18.01.2021г. на 1 застрахованное лицо, имеющее СНИЛС <***> (ФИО3).

По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со ст. 17 Фе­дерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 17.05.2021 № 205S19210010780 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законода­тельства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что товариществом не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год на ФИО1 СНИЛС <***> и несвоевременно представлены сведения по формам СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 г., СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 г. на ФИО3 СНИЛС <***>.

Из отзыва товарищества следует, что указанные лица - бывший и действующий председатели правления Садоводческого некоммерческого товарищества, работали безвозмездно. На председателя правления Садоводческого некоммерческого товарищества трудовой договор не составлялся, начислений и перечислений заработной платы не производилось, поэтому отчет по форме СЭВ-стаж не предоставлялся.

Согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Красноярскому краю от 21.09.2023 № 29-21/16210, представленным Фондом в материалы делав, СНТ «Ветеран» ИНН <***> за 2017, 2018 годы Расчеты по страховым взносам не предоставлялись. За 9 и 12 месяцев 2020 Расчеты по страховым взносам представлены с «нулевыми показателями».

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что отчисления страховых взносов в отношении руководителей СНТ «Ветеран» (председателя) ФИО1 и ФИО3, в вышеуказанные периоды производились, а также, что данные лица осуществляли трудовую деятельность в СНТ «Ветеран», то есть являлись застрахованными лицами, Фондом в материалы дела не представлено.

При этом тот факт, что вышеуказанные лица являлись председателями СНТ «Ветеран» в вышеуказанные периоды, подтвержден материалами регистрационного дела, представленными по запросу суда.

В силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

В соответствии с ст. 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Согласно части 2 статьи 123.14 ГК РФ В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

Статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Ведение гражданами садоводства и огородничества осуществляется для собственных нужд.

В силу статьи 16 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием.

Статьей 19 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что председатель товарищества действует без доверенности от имени товарищества, в том числе:

1) председательствует на заседаниях правления товарищества;

2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом товарищества не подлежат обязательному одобрению правлением товарищества или общим собранием членов товарищества;

3) подписывает документы товарищества, в том числе одобренные решением общего собрания членов товарищества, а также подписывает протоколы заседания правления товарищества;

4) заключает сделки, открывает и закрывает банковские счета, совершает иные операции по банковским счетам, в том числе на основании решений общего собрания членов товарищества и правления товарищества, в случаях, если принятие решений о совершении таких действий относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или правления товарищества;

5) принимает на работу в товарищество работников по трудовым договорам, осуществляет права и исполняет обязанности товарищества как работодателя по этим договорам;

6) выдает доверенности без права передоверия;

7) осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в отношениях с иными лицами;

8) рассматривает заявления членов товарищества.

Из приведенных норм права следует, что товарищество собственников недвижимости является формой самоорганизации, одобренной государством в целях защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Члены товарищества и председатель, действуют в соответствующей организационной форме в своих интересах и в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя, что исключает возникновение между товариществом и председателем товарищества, являющимся также членом организации, как одним из органов управления трудовых отношений в понимании, придаваемом им статьей 15 ТК РФ. Без председателя товарищества, являющимся единоличным исполнительным органом, невозможно функционирование товарищества.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 N 84-КА19-1.

Таким образом, председатель товарищества осуществляет деятельность в интересах общественной организации, при этом в отсутствие между ними трудовых или гражданско-правовых отношений не является застрахованным лицом, в отношении которого страхователем предоставляется формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в целях правильного назначения пенсии.

Поскольку наличие трудовых отношений между председателем и товариществом не доказано, равно как и осуществление председателю каких-либо выплат по иным основаниям, суд приходит к выводу о недоказанности Фондом обязанности у некоммерческой организации представить отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ на вышеуказанных лиц.

В связи с тем, что у товарищества в рассматриваемом случае отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности по формам СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год, СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 г., СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 г. (обратного не доказано), правовые основания для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ отсутствуют.

Указанный вывод также соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 75-АД21-2-К3.

С учетом вышеизложенного, требование учреждения не подлежит удовлетворению.

Согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Следовательно, на правоотношения, связанные с контролем страхователей при предоставлении ими индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным Законом № 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с абзацем 6 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Согласно абзацу 7 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений (абзац 8 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ).

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (абзац 9 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Абзацами 15 - 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений и сроки обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения Федеральным законом №27-ФЗ не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки – 3 месяца (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации), сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок – 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции управление вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма № 71 от 17.03.2003, применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Таким образом, предельный срок взыскания с должника неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Как следует из материалов дела, 14.02.2017 за январь 2017 года страхователем представлены сведения на 2 застрахованных лиц (ФИО1, ФИО2) В ходе проведения сверки отчетности за 2017 год по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М выявлен факт отсутствия предоставления страхователем ежегодной отчетности СЗВ-СТАЖ исходная за 2017 год на 2 застрахованных лица.

В отношении страхователя составлен акт от 20.08.2019 № 205S18190034617 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об инди­видуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного стра­хования. Акт направлен страхователю почтой, что подтверждается списком почтовых от­правлений от 21.08.2019.

Учитывая изложенное, суд полагает, что составление акта проверки 20.08.2019 свидетельствует о нарушении учреждением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков, поскольку о наличии данного нарушения Фонду должно было стать известно 01.03.2018 (в день представления отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год).

В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.

Совокупный срок на взыскание санкций в судебном порядке, на момент обращения с рассматриваемым заявлением, исчисленный исходя из совокупности вышеперечисленных сроков, на момент обращения заявителя в суд с рассматриваемым требованием (08.12.2022) истек.

То обстоятельство, что акта проверки составлен только 20.08.2019, не восстанавливает течение предельного срока на обращение в суд, доказательств невозможности выявления данного нарушения ранее 20.08.2019 Фондом в материалы дела не представлено.

Исходя из вышеизложенного, пенсионный фонд обратился в суд с пропуском срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ. Доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд заявителем не представлено.

С учетом вышеизложенного, требование учреждения не подлежит удовлетворению.

Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результат рассмотрения настоящего дела, а именно отказ в удовлетворении заявленных требований, освобожденного от уплаты государственной пошлины, основания для взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины отсутствуют.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж