НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 19.09.2023 № А33-10930/2023

425/2023-123749(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 сентября 2023 года.  В полном объёме решение изготовлено 26 сентября 2023 года. 

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования 

Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН 

о взыскании финансовых санкций,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коновало-

вым П.А.,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Красноярскому краю (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с  иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее –  ответчик) о взыскании 1 500 руб. финансовых санкций. 

Определением от 24.04.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке  упрощенного производства. Определением от 19.06.2023 суд перешел к рассмотрению дела  по общим правилам искового производства. 

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного  суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в  судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи  156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц. 

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства. 

Индивидуальный предприниматель ФИО1 является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования. 

Страхователь 11.01.2019 представил отчётность по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018  год на 4 застрахованных лиц, в ом числе с указанием в отношении 3-х застрахованных лиц  кода – МКС. 

В связи с отсутствием у Пенсионного фонда документов, подтверждающих работу указанных лиц в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и документы, подтверждающие правомерность применения кодов территориальных условий труда РКС, РКСМ и  МКС, МКСП, территориальным органом Пенсионного фонда страхователю 17.07.2019  направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся несоответ-


ствий. Уведомление получено страхователем 17.07.2019, срок предоставления сведений истек 24.07.2019, уточненные сведения страхователем не представлены. 

В отношении страхователя составлен акт от 24.09.2019 № 205S18190037507, в котором  страхователю сообщено о рассмотрении материалов проверки 01.11.2019 и о возможности  предоставления возражений. Акт направлен страхователю 26.09.2019. Страхователь в указанную дату на рассмотрение материалов проверки не явился. 

По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 01.11.2019 №  205S19190040802 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования (предоставление недостоверных  сведений) в отношении 3 застрахованных лиц в размере 1500 руб. (500 руб. х 3). 

Решение направлено страхователю почтовой связью 07.11.2019.

Страхователю выставлено требование от 03.12.2019 № 205S01190049292 об уплате  штрафа в добровольном порядке в срок до 23.12.2019. Требование направлено страхователю  почтовой связью 03.12.2019. Требование страхователем не исполнено. 

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в  деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от  15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее –  Федеральный закон № 167-ФЗ) Индивидуальный предприниматель ФИО1 является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования (далее  — страхователь). 

Согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 236-ФЗ) Российской Федерацией с 01.01.2023 создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) путем реорганизации государственного учреждения -  Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда  социального страхования Российской Федерации. 

В соответствии с частью 22 статьи 18 Федерального закона № 236-ФЗ в течение 2023 года Фондом могут использоваться бланки, штампы, печати и электронные подписи Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. 

В соответствии со статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического липа в форме присоединения к нему другого юридического лица  первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. 

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Красноярскому краю является правопреемником органа, вынесшего акт/решение/требование,  выбывшего в связи с реорганизацией в форме присоединения, что подтверждается выпиской  из Единого государственного реестра юридических лиц. 

Таким образом, арбитражный суд рассматривает требования отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю как требования лица, являющегося правопреемником органа, вынесшего акты, положенные в основу  заявленных по настоящему спору требований. 

В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность,  обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. 


По части 1 статьи 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса. 

В соответствии с частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную  экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом,  рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам,  предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в  настоящей главе. 

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в  соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и  иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. 

По статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на  основания своих требований и возражений. 

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания  обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. 

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд  в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. 

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного)  учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом  от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ). 

В статье 16 Федерального закона № 27-ФЗ определено, что органы Пенсионного фонда  Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления  страхователями сведений на застрахованных лиц. 

Согласно статье 18 Федерального закона № 27-ФЗ споры между органами Пенсионного  фонда Российской Федерации, страхователями и зарегистрированными лицами по вопросам  индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам,  в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица. 

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное  страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами  являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 167- ФЗ). 

По пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. 

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе  обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации  (статья 5 Федерального закона № 167-ФЗ). 

На основании статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, рабо-


тающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством  Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые  взносы. 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ  сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд РФ, на основании статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных  настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. 

По пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее  1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера,  на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о  налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц, необходимые для правильного назначения страховой и накопительной пенсии. 

В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая  лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются  выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе)  следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя  и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя  данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). 

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный  орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя. 

Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц  (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по  которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые  взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным  фондом Российской Федерации. 

Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление  страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 названного Федерального закона,  к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении  каждого застрахованного лица. 

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение  об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти  дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено  соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку,  направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. 

В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. 


Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение  об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу  по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). 

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или  должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган  Пенсионного фонда Российской Федерации. 

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности  за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. 

Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его  уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. 

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается  полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. 

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. 

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном  порядке. 

Согласно статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной  уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых  санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами  Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. 

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с  заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей,  если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей. 

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего  требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести  месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. 

Из материалов дела следует, что страхователь 11.01.2019 представил отчётность по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год на 4 застрахованных лиц, в том числе с указанием в  отношении 3-х застрахованных лиц кода – МКС. 

В связи с отсутствием у Пенсионного фонда документов, подтверждающих работу указанных лиц в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и документы, подтверждающие правомерность применения кодов территориальных условий труда РКС, РКСМ и  МКС, МКСП, территориальным органом Пенсионного фонда страхователю 17.07.2019  направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся несоответствий. Уведомление получено страхователем 17.07.2019, срок предоставления сведений истек 24.07.2019, уточненные сведения страхователем не представлены. 

В отношении страхователя составлен акт от 24.09.2019 № 205S18190037507, в котором  страхователю сообщено о рассмотрении материалов проверки 01.11.2019 и о возможности  предоставления возражений. Акт направлен страхователю 26.09.2019. Страхователь в указанную дату на рассмотрение материалов проверки не явился. 

По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 01.11.2019 №  205S19190040802 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нару-


шения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования (предоставление недостоверных  сведений) в отношении 3 застрахованных лиц в размере 1500 руб. (500 руб. х 3). Решение  направлено страхователю посредством почтовой связи 07.11.2019. 

Страхователю выставлено требование от 03.12.2019 № 205S01190049292 об уплате  штрафа в добровольном порядке в срок до 23.12.2019. Требование направлено страхователю  посредством почтовой связи 03.12.2019. Требование страхователем не исполнено. 

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежегодно не  позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные  сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ,  определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (подпункт 5). 

Данные сведения представляются по утвержденной форме СЗВ-Стаж.

Как следует из статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в  соответствующий орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя. 

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями  сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. 

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в  установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений,  предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому  страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого  застрахованного лица. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к  выводу, что Фондом факт неправомерности отражения сведений в отношении застрахованных лиц по кодам МКС документально не подтвержден. Само по себе отсутствие у Фонда  документов, подтверждающих работу застрахованных лиц в районах Крайнего Севера или  местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не свидетельствует о доказанности  нарушения в виде предоставления недостоверных сведений. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. 

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым 

Учитывая изложенное, правовые основания для взыскания финансовых санкций в размере 1500 руб. в связи с представлением страхователем недостоверных сведений по форме по  форме СЗВ-СТАЖ (исх.) за 2018 год отсутствуют. 

Государственная пошлина взысканию с заявителя не подлежит, поскольку в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от  уплаты государственной пошлины. 

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной  квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ). 


По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 65, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано 

в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края. 

Судья М.А. Альтергот