НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 18.12.2019 № А33-28225/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

25 декабря 2019 года

Дело № А33-28225/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 декабря 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аркуда» (ИНН 2463110685, ОГРН 1172468058597, дата регистрации – 04.10.2017, г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 9В, кв. 71)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (ИНН 2463069250, ОГРН 1042442190207, дата регистрации – 26.12.2004, г. Красноярск, ул. Спартаковцев, д. 47А)

о признании недействительными ненормативных актов, незаконными действий налогового органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Макарова Е.В., действующего на основании доверенности от 28.05.2019, Ничипорчука А.П. – директора, действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ;

от ответчика: Гаврющенко О.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2018 № 2.4-04/7, копии диплома о высшем юридическом образовании, Будриной Е.В., действующей на основании доверенности № 2.4-04/31 от 08.04.2019, действующей на основании доверенности копии диплома о высшем юридическом образовании,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маады Ш.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аркуда» (далее – заявитель, ООО «Арку-да») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (далее – ответчик) о признании незаконными нормативные акты, принятые инспекцией Федеральной налоговой службы по октябрьскому району г. Красноярска: уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным от 28.04.2019 (в отношении налоговой декларации по НДС за 1-й квартал 2019 года и налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1-й квартал 2019 года); решения по жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 2.12-16/13528 от 18.06.2019 незаконным и недействительным; признании незаконными действия должностных лиц, выразившиеся в незаконном отказе в приеме налоговой декларации и компрометации сертификата ключа электронной подписи общества с ограниченной ответственностью «Аркуда»; устранении нарушения прав ООО «Аркуда» путем приема указанной декларации и обязании принять налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1-й квартал 2019 года и налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1-й квартал.

Заявление принято к производству суда. Определением от 03.10.2019 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании, состоявшемся 18.12.2019, заявитель обратился к суду с ходатайством об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым заявитель отказзался от требований в части:

- признания решения по жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 2.12-16/13528 от 18.06.2019 незаконным и недействительным;

- признания незаконными действия должностных лиц, выразившиеся в незаконном компрометации сертификата ключа электронной подписи общества с ограниченной ответственностью «Аркуда».

Заявитель в судебном заседании в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования: просил признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в вынесении уведомлений об отказе в принятии налоговый деклараций по НДС и по налогу на прибыль за 1 квартал 2019, представленных налогоплательщиком 24.04.2019 и 26.04.2019, и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль за 1 квартал 2019 года.

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Поскольку изменение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, изменение заявленных требований принято судом, определением от 18.12.2019 прекращено производство по настоящему делу в части:

- признания решения по жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 2.12-16/13528 от 18.06.2019 незаконным и недействительным;

- признания незаконными действия должностных лиц, выразившиеся в незаконном компрометации сертификата ключа электронной подписи общества с ограниченной ответственностью «Аркуда».

Представители заявителя требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представители ответчика требования не признали, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Аркуда» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2017, его учредителем (участником) и директором является Ничипорчук А.П.

24 апреля 2019 года обществом «Аркуда» в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска направлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за 1-й квартал 2019 года.

26 апреля 2019 года обществом «Аркуда» в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска направлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 1-й квартал 2019 года

Указанные налоговые декларации направлены обществом по телекоммуникационным каналам связи.

Между тем, направленные обществом «Аркуда» налоговые декорации не приняты налоговым органом, о чем в адрес налогоплательщика 24.04.2019 и 26.04.2019 направлены уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (расчета) и (или) о том, что расчеты считаются непредставленными.

В качестве причины отказа в приеме налоговых деклараций налоговым органом указано отсутствие (неправильное указание) электронной подписи руководителя общества «Аркуда».

При этом 19.04.2019 налоговым органом в информационный ресурс внесены сведения о компрометации ключа электронной подписи директора общества «Аркуда» Ничипорчука А.П. в связи с тем, что обществом «Аркуда» не предоставлены доказательства реальной финансово-хозяйственной деятельности названной организации.

Считая действия налогового органа по отказу в приеме налоговых деклараций по НДС за 1-й квартал 2019 года и по налогу на прибыль организации за 1-й квартал 2019 года, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество «Аркуда» обратилось в суд с требованием о признании указанных действий незаконными.

Возражая против заявленных налогоплательщиком требований, налоговый орган указал, что из представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 2018 года следует, что сумма исчисленного налога практически равна сумме заявленных налоговых вычетов. При этом в ходе мероприятий налогового контроля установлено, что контрагенты общества «Аркуда» - общества «Спутник» и «Транзит» являются «техническими» организациями (не обладающие материально-техническими и трудовыми ресурсами, представляющие отчетность, имеющую большой "разрыв" с данными налоговой декларации заявителя, не перечисляющие денежные средства на счет общества «Аркуда»). Движение денежных средств по расчетному счету общества «Аркуда» носит транзитный характер. Общество не находится по адресу государственной регистрации.

Указанные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о том, что заявитель не относится к организациям, ведущим реальную хозяйственную деятельность, в связи с чем в информационном ресурсе участников документооборота в отношении общества «Аркуда» был проставлен признак компрометации сертификата ключа электронной подписи.

В обоснование законности своих действий по направлению соответствующего письма в удостоверяющий центр налоговый орган указал приказ ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как видно из материалов дела оспариваемые действия налогового органа, выразились в вынесении последним уведомлений от 24.04.2019 и от 26.04.2019, которыми инспекция отказала обществу «Аркуда» налоговых деклараций по НДС за 1-й квартал 2019 года и по налогу на прибыль организации за 1-й квартал 2019 года Суд полагает, что такие действия ответчика не соответствует нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 5 статьи 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В силу пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Из положений пункта 4 статьи 80 НК РФ следует, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 № 35171).

Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее – Административный регламент).

Пунктом 213 Административного регламента установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю (пункт 215 Административного регламента).

В пункте 28 Административного регламента установлен следующий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета):

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Кроме того, в силу пункта 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

б) ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям.

Для электронного документа (документов), не соответствующего положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, с помощью приемного комплекса формируется сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в Системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде.

Процедура документооборота на этом прекращается. В силу пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка абонента-отправителя и типа вложения, проверка транспортного контейнера.

При этом, исходя из положений пункта 2.5 Методических рекомендаций при несоответствии электронного документа положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, формируется сообщение об ошибке.

Вместе с тем, сообщения об ошибке налоговым органом сформировано не было, что свидетельствует о том, что нарушений при проверке абонента-отправителя и типа вложения, проверке транспортного контейнера установлено не было.

Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса осуществляет первичный контроль в соответствии с пунктами 3 – 5 раздела I приложения № 1 к

Методическим рекомендациям и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов.

В силу пунктов 3 – 5 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка электронной подписи абонента-отправителя, проверка идентификации файла, проверка полномочий отправителя.

Пункт 2.8 Методических рекомендаций, так же как и Административный регламент, предусматривает, что сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.

Содержащиеся в Административном регламенте, Методических рекомендациях требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.

Из материалов дела следует, что 19.04.2019 инспекцией в информационный ресурс внесена запись о компрометации сертификата ключа ЭП. Данные действия, как пояснил представитель налогового органа, связаны с тем, что:

- что из представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 2018 года видно, что сумма исчисленного налога практически равна сумме заявленных налоговых вычетов;

- в ходе мероприятий налогового контроля установлено, что контрагенты общества «Аркуда» - общества «Спутник» и «Транзит» являются «техническими» организациями (не обладающие материально-техническими и трудовыми ресурсами, представляющие отчетность, имеющую большой "разрыв" с данными налоговой декларации заявителя, не перечисляющие денежные средства на счет общества «Аркуда»);

-движение денежных средств по расчетному счету общества «Аркуда» носит транзитный характер;

-общество «Аркуда» не находится по адресу государственной регистрации.

Указанные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о том, что заявитель не относится к организациям, ведущим реальную хозяйственную деятельность, в связи с чем в информационном ресурсе участников документооборота в отношении общества «Аркуда» был проставлен признак компрометации сертификата ключа электронной подписи.

Учитывая, что инспекцией в информационный ресурс 19.04.2019 внесена запись о компрометации сертификата ключа ЭП, то при представлении заявителем 24.04.2019 и 26.04.2019 налоговых деклараций по налогу на прибыль и по НДС за 1-й квартал 2019 года, налоговый орган со ссылкой на пункт 28 Административного регламента отказал в их приеме, указав, что декларации содержат ошибку - отсутствие, неправильное указание ЭП. В описании ошибки указано, что ЭП не принадлежит отправителю / подписанту документа.

Вместе с тем, совершая указанные действия, налоговый орган должен руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации, действующего законодательства.

В силу пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или её учредительных документов.

Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, направленные в адрес налогового органа 24.04.2019 и 26.04.2019 налоговые декларации по НДС и по налогу на прибыль подписаны руководителем общества «Аркуда» Ничипорчук А.П., статус которого в качестве директора общества «Аркуда» подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ и по существу налоговым органом не опровергнут, доказательств подписания налоговой декларации иным, неуполномоченным лицом не представлено. Аналогичные пояснения о подписанте декларации даны руководителем общества «Аркуда» Ничипорчук А.П.

Учитывая перечисленные нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Административного регламента суд полагает, что действия налогового органа по компрометации сертификата ключа ЭП не основаны на нормах действующего законодательства.

Следовательно, наличие предусмотренного подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента основания для отказа в принятии декларации налоговым органом не доказано.

Фактически, как следует из пояснений налогового органа, в принятии налоговой декларации отказано в связи с установлением налоговым органом следующих фактов:

- отсутствие материально-технической базы и трудовых ресурсов, необходимых для достижения результатов экономической деятельности с целью осуществления производственного процесса и заявленного при регистрации вида деятельности «Производство керамических плит и плиток»;

- отсутствие организации по месту государственной регистрации;

- «транзитный» характер движения денежных средств;

- создание искусственного документооборота с контрагентами – обществами «Спутник» и «Регион».

Вместе с тем, указываемые налоговым органом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя налогоплательщика на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), что предусмотрено подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента.

При таких обстоятельствах выводы инспекции о несоответствии представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации не подтверждены доказательствами и не основаны на законе.

Наравне с изложенным суд считает необходимым отметить, что установление вышеуказанных обстоятельств на стадии принятия налоговой декларации осуществляется налоговым органом вне какой-либо регламентированной процедуры, при отсутствии упоминания об этом в Методических рекомендациях и Административном регламенте.

Обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налогоплательщиком и принятия налоговым органом налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Довод налогового органа о том, что, исходя из положений статьи 80 НК РФ, достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы налогового органа о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации, отклоняется судом, как противоречащий пункту 4 статьи 80 НК РФ, и основанный на расширительном толковании норм НК РФ.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2017 № 1440-О, контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, осуществляется налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных им федеральным законодателем. В первую очередь, применительно к отношениям по уплате налогов и сборов соответствующие полномочия предусмотрены положениями статьи 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», главы 14 «Налоговый контроль», раздела V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», раздела V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», развивающими и уточняющими полномочия налоговых органов, закрепленные статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации».

Таким образом, налоговый контроль, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, должен проводиться должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. При этом такой контроль не должен приводить к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, регламентирована нормами НК РФ (статьи 88, 89, 101 НК РФ) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации, которая в силу статьи 80 НК РФ является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. До принятия налоговой декларации фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.

Проведение мероприятий налогового контроля по проверке достоверности сведений, содержащихся в не принятой налоговой декларации, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (на что указывает налоговый орган в обоснование своих действий), не может быть признано обоснованным, поскольку налоговому органу не предоставлено полномочий по проверке достоверности сведений в декларациях до момента их фактического принятия. Именно прием декларации является основанием для проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, установленная налоговым органом, должна быть отражена в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение, а налогоплательщик должен иметь возможность реализовать предоставленные ему НК РФ права для представления возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, обжалования решения налогового органа, чего он фактически лишается в случае отказа в принятии налоговой декларации по обстоятельствам, характеризующим его как «транзитную» организацию, не осуществляющую реальную хозяйственную деятельность.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что налоговым органом в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ, не доказано наличие правовых оснований для отказа в принятии представленной заявителем налоговой декларации по НДС за 1-й квартал 2019 года, направленной в налоговый орган 24.04.2019, а также налоговой декларации по налогу на прибыль, направленной в налоговый орган 26.04.2019.

При изложенных обстоятельствах, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу об отсутствии у инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска правовых оснований для непринятия налоговых деклараций за 1-й квартал 2019 года, поданных обществом «Аркуда» 24.04.2019 и 26.04.2019.

С учетом установленных обстоятельств заявленные требования подлежат удовлетворению, а действия налогового органа по непринятию деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль за 1-й квартал 2019 года - признанию незаконными.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Государственная пошлина за рассмотрение настоящего спора составляет 3 000 руб. (уплачена заявителем по платежному поручению № 111 от 09.09.2019) и с учетом рассмотрения настоящего спора, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя на основании статьи 110 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Аркуда» (ИНН 2463110685, ОГРН 1172468058597, дата регистрации – 04.10.2017, г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 9В, кв. 71) требованияудовлетворить.

Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (ИНН 2463069250, ОГРН 1042442190207, дата регистрации – 26.12.2004, г. Красноярск, ул. Спартаковцев, д. 47А), выразившиеся в отказе в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1-й квартал 2019 года и налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1-й квартал 2019 года, представленных налогоплательщиком 26.04.2019 и 24.04.2019.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Аркуда» путем принятия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1-й квартал 2019 года и налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1-й квартал 2019 года датами их изначальной подачи.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (ИНН 2463069250, ОГРН 1042442190207, дата регистрации – 26.12.2004, г. Красноярск, ул. Спартаковцев, д. 47А) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аркуда» (ИНН 2463110685, ОГРН 1172468058597, дата регистрации – 04.10.2017, г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 9В, кв. 71) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Л.А. Данекина