АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
15 мая 2006 | Дело № А33-2101/2005 |
г. Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края Данекина Л.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ачинский глиноземный комбинат» (г. Ачинск)
к межрайонной Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края , Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (г.Красноярск)
о признании недействительным решения № 496 от 27.10.2004г.
третье лицо - Енисейское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Дерябина С.А. по доверенности от 24.01.2003г., Бессоновой И.В. по доверенности от 09.02.2005г.
ответчика: Гончаровой О.Б. по доверенности от 11.01.2005г.
третьего лица: Шигиной Н. А. по доверенности от 16.02.05 г.
при объявлении резолютивной части решения в судебном заседании «15» мая 2006 г. (в полном объеме решение изготовлено «15» мая 2006 г.)
установил:
открытое акционерное общество «Ачинский глиноземный комбинат» (далее – заявитель, предприятие) обратилось с заявлением, измененным в соответствии со статёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к межрайонной Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края , Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения № 496 от 27.10.2004г. в части п. 1 (1.1, 1.2) в соответствии с которым с ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» должен быть взыскан налог на прибыль в сумме 2 738 103,87 руб. за 2003 г.
К участию в рассмотрении настоящего дела по ходатайству заявителя привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.
Заявитель в судебном заседании подтвердил свои требования.
Ответчик предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 12.04.2005г.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее оп тексту Постановление Правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.1992) соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят организации, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утверждены Постановлением Правительства от 12.06.03 г. № 344. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и приказа МПР России от 11.03.2002 г. № 115 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 09.07.2002 г. № 3553. Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду производится организацией и согласовывается в Енисейском межрегиональном управлении по технологическому и экологическому надзору с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Платежи рассчитываются исходя из объемов загрязнения, указанных в выданных организациям разрешениях (лимитах) на выбросы, сбросы ,загрязняющих веществ и размещение отходов.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 28.07.2004 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2003 год в части:
-правомерности отнесения сумм платы за загрязнение окружающей среды на расходы, связанные с производством и реализацией;
-контроля правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (лис 06 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 г).
Проверкой установлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 г., в результате отнесения суммы отчислений за сверхнормативное загрязнение окружающей среды за 2003 г. в размере 11 408 766,11 руб. на расходы, связанные с производством и реализацией, что привело к неуплате налога на прибыль в сумме 2 738 103,87 руб.
По результатам камеральной проверки налоговым органом 27.10.2004 принято решение № 496, в соответствии с пунктом 1.2 резолютивной части которого предприятию доначислен налог на прибыль в сумме 2 738 103,8 руб.
Предприятие считает, что указанное решение налогового органа, в части доначисления налога на прибыль за 2003 год в размере 2 738 103,8 руб., не соответствует закону и нарушает законные права и интересы общества, полагая, что:
-заявитель осуществляет два вида воздействия на окружающую природную среду, за которые производит: размещение отходов и потребления (осуществляется заявителем в пределах установленных лимитов, разработанных и утвержденных на основании нормативов образования отходов); выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-в соответствии с Законом от 24.06.98 № 889-ФЗ «Об отходах производства» лимит на размещение отходов это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
-в целях обеспечения окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
-лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
-все платежи, осуществляемые предприятием «в пределах лимитов» следует относить к расходам, связанным с производством и реализацией;
-в отношении нормирования отходов Законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены нормативы образования отходов (на единицу продукции) и лимиты на размещение (разрабатываются организацией, утверждаются уполномоченным органом). Ни какого другого нормирования в отношении отходов не существует. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты, по существу тоже, что лимиты на размещение отходов;
-затраты заявителя на оплату за размещение отходов в пределах согласованных лимитов относятся к иным аналогичным расходам, связанным с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку плата за размещение отходов – аналогичные затраты, а размещение отходов - это иной (аналогичный) вид негативного воздействия на окружающую среду;
-Временные правила, на которые ссылается налоговый орган в своем решении не прошли государственную регистрацию, не были опубликованы, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009 были изданы в виде письма, в связи с чем не могут иметь силы нормативно правового акта, подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела.
Налоговый орган не согласен с доводами заявителя по следующим основаниям:
-в соответствии с разделом 3 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.94 (далее по тексту Временные правила), с целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов. Организация разработки и утверждения нормативов объемов образования и размещения отходов осуществляется Минприроды России совместно с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
-нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей;
-согласно пунктам 3.2, 3.3 Временных правил для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов;
-пунктом 4.1 Временных правил предусмотрено, что на период разработки методических документов по нормированию размещения отходов действует система установления лимитов размещения отходов производства и потребления. Лимиты на размещение отходов – ограничения по размещению отходов, установленные в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Норма закона разделяет термины «нормативы размещения отходов» и «лимиты на размещение отходов». Поскольку действующие нормативы предельно допустимых объемов размещения отходов отсутствуют, следовательно, любое размещение отходов, в том числе в пределах лимитов, будет являться сверхнормативным, и в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не должно учитываться при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие является плательщиком налога на прибыль.
Из материалов дела следует, что предприятием при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 г. на расходы, связанные с производством и реализацией (строка 120 Приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль) отнесена сумма отчислений за сверхнормативное загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов) за 2003 г. Суд полагает, что предприятием необоснованно сумма отчислений за сверхнормативное загрязнение окружающей среды за 2003 г. отнесена на расходы, связанные с производством и реализацией по следующим основаниям.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации .
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Согласно пункту 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Учитывая, что в Налоговом кодексе Российской Федерации не дано определение понятию «предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду», то должно применяться понятие в том значении, в котором оно используется в законодательстве об охране окружающей среды.
Плата за загрязнение окружающей среды взимается с 1992 г. в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», взамен которого с 12.01.2002 г. вступил в силу Федеральный Закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее Закона№7-ФЗ) дано определение окружающей среды, согласно которому окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Статьей 2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) установлено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе:
-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих веществ и иных веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (статья 16). В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе:
-нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
-нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (статья 22).
Статьей 23 названного Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Федеральный закон № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96 – ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Пунктом 1 статьи 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлены виды нормативов таких выбросов:
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.
В статье 1 Закона № 96-ФЗ установлены основные понятия:
-под техническим нормативом выброса понимается норматив выброса загрязняющих веществ, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега для транспортных или иных передвижных средств;
-под предельно допустимым выбросом понимается норматив предельно допустимого выброса вредного вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов.
Таким образом, для транспортных средств (передвижных источников) устанавливается только технический норматив выброса, а для стационарных источников загрязнения норматив предельно-допустимого выброса, с учетом технического норматива.
При этом согласно пункту 3 статьи 12 Закона № 96-ФЗ предельно допустимые нормативы устанавливаются территориальными органами исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 указанного Закона, в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники вредных выбросов в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов вышеназванные территориальные органы могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.
Согласно статье 1 Федерального Закона № 96-ФЗ под временно согласованными выбросами понимаются временные лимиты выбросов вредного вещества в атмосферный воздух, которые устанавливаются для действующих стационарных источников в целях поэтапного установленного предельно допустимого выброса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при размещении отходов не были установлены.
Согласно пункту 3.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.
Пунктом 3.2 данных Правил предусмотрено, что для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.
Из анализа перечисленных выше норм действующего законодательства следует, что понятия «нормативы допустимых выбросов», при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды, и «лимиты на выбросы и сбросы», при соблюдении которых нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются - разделены. Поэтому предоставление предприятию лимитов выбросов вредного вещества в атмосферный воздух это есть разрешение на определенный срок (временное).
Таким образом, поскольку действующие нормативы предельно допустимых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещения отходов отсутствуют, следовательно, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов, в том числе в пределах лимитов, будет являться сверхнормативным, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 254 и пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения указанные платежи в расходы, уменьшающие налоговую базу для исчисления налога на прибыль, не включаются.
Таким образом, предприятием плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, размещение отходов в пределах установленных лимитов необоснованно отнесена на расходы уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя, изложенные в исковом заявлении, в объяснениях по делу, в письменных пояснениях являются несостоятельными.
Основываясь на анализе вышеперечисленных норм законодательства, исследованных по делу доказательств, арбитражный суд считает, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не подлежит признанию недействительным.
Государственная пошлина
Государственная пошлина по заявлению составляет 2000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя. При уплате государственной пошлины подлежит применению пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий обязанность самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). Учитывая, что при обращении с заявлением в арбитражный суд государственная пошлина была уплачена физическим лицом - Сахоровым В. С. (за ОАО «АГК»), по квитанции от 12.01.2005 г., государственная пошлина не считается уплаченной заявителем и подлежит взысканию с него.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с открытого акционерного общества «Ачинский глиноземный комбинат», зарегистрированного администрацией г. Ачинска 20.04.1994 г. за № 204 – П, расположенного по адресу: г. Ачинск, Южная Промзона, квартал 1Х, строение 1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края или в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья Л. А. Данекина
по делу № А33- 2101/2005
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15 » мая 2005 г |
г. Красноярск
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с открытого акционерного общества «Ачинский глиноземный комбинат», зарегистрированного администрацией г. Ачинска 20.04.1994 г. за № 204 – П, расположенного по адресу: г. Ачинск, Южная Промзона, квартал 1Х, строение 1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края или в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья Л. А. Данекина