НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 14.07.2011 № А33-6893/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

20 июля 2011 года

Дело № А33-6893/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 июля 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 20 июля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.К. Бычковой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 2452018455), г.Железногорск Красноярского края,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю,

с участием третьего лица -Красноярского края в лице Министерства финансов по Красноярскому краю,

о возмещении убытков,

в присутствии:

от истца: Кравчуновской Т.В.- представителя по доверенности от 18.05.2009, по паспорту,

от ответчика: Елецкой Е.В.- представителя по доверенности от 25.01.2011, по удостоверению 24 №1509, (до перерыва), Крыловой Д.М.- представителя по доверенности от 27.01.2010, по удостоверению 24 №0627 (после перерыва),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евграшкиной Т.В.

установил:

муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 2452018455), г.Железногорск Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении убытков, связанных с предоставлением услуг по предоставлению льгот педагогическим работникам образовательных учреждений пос.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края по оплате за жилое помещение и отопление.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 27.05.2011 возбуждено производство по делу.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное разбирательство не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Красноярский край в лице Министерства финансов по Красноярскому краю.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель истца заявил об уменьшении исковых требований, просил взыскать 512 849 руб. 56 коп. основного долга.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уменьшение размера исковых требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании, в соответствии статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час.
 15 мин. 14 июля 2011 года, о чем было публично объявлено в судебном заседании, у сторон отобрана расписка-уведомление. Информация о перерыве была размещена на сайте суда.

После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителя истца:

Кравчуновской Т.В., представителя ответчика Крыловой Д.М.

В судебном заседании представитель истца представил дополнительный расчет.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В пункте 2.2. Устава муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет обеспечение коммунальными услугами предприятий, учреждений, организаций, расположенных в закрепленных зданиях и помещениях на территории поселков Подгорный и Новый путь.

Согласно протоколов общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов, муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» избрано в качестве управляющей организации. На основании вышеуказанных протоколов между собственниками жилых помещений и истцом заключены договоры на управление многоквартирным домами.

Из материалов дела следует, муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», что в период с сентября 2010 по февраль 2011 года предоставляло гражданам (педагогическим работникам) льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее - Закон об образовании).

В подтверждение размера задолженности по предоставленным льготам истцом представлены в материалы дела справки педагогических работников, расчет убытков, справки-выписки из поквартирных карточек, финансов –лицевого счета., квитанции о начислении платы за жилье и коммунальные услуги.

В подтверждение проживания педагогических работников на территории сельских поселений в ЗАТО Железногорск Красноярского края, площади занимаемых ими жилых помещений истцом представлены свидетельства о государственной собственности, договоры на передачу и продажу квартир в собственность граждан, договоры на передачу жилых помещений в собственность граждан, договоры купли-продажи квартир, справки-выписки из поквартирных карточек, финансов –лицевого счета с указанием имен физических лиц (педагогических работников), адреса места жительства.

В подтверждение статуса педагогических работников, вышедших на пенсию в материалы дела представлены копии трудовых книжек и пенсионных удостоверений в отношении в отношении лиц, указанных в расчете исковых требований.

Постановлениями Администрации ЗАТО г. Железногорска Красноярского края от 22.12.2009 № 2246п, 27.12.2010 № 2250, установлены размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений, обслуживаемых муниципальным предприятием ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство.

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.01.2010 № 1-п, 15.12.2010 № 269-п, установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным предприятием ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство.

Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорска Красноярского края от 24.12.2004 № 2152 (в редакции от 20.06.2010 № 1117а) установлены нормативы потребления коммунальных услуг на 2005-2010 годы.

Как указывает истец, в результате предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам (вышедшим на пенсию), проживающим в сельской местности в период с 01.01.2010 по 28.02.2011 муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» понесло убытки в сумме 512 849 руб. 56 коп.

Доказательств возмещения убытков в размере 512 849 руб. 56 коп в материалы дела не представлены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. На основании данной нормы плата с жильцов, являющихся педагогическими работниками, за найм жилого помещения не взималась.

При этом, Законом об образовании не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, предоставившей льготу.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» оценивая вопрос о возмещении платы, не полученной от льготных категорий потребителей, пришел к выводу, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Однако, наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

С учетом данной правовой позиции Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.04.2007 (дело № 53-Г07-4) признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 5 статьи 6 и пункт 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в соответствии с которыми льготы, предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании, предоставлялись гражданам в форме субсидий за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов. В указанном определении отмечено, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный Законом Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее - возмещение расходов), производится наймодателям жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в части платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 №4-1256 предусмотрено, что порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 N 318-п утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее - возмещение расходов), производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа – Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов РФ» №329 от 30.06.2004).

Ввиду изложенного судом отклонена позиция ответчика, основанная на том, что решение вопросов финансирования социальной поддержки педагогических работников за период с января 2010 по декабрь 2010 года, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, а федеральный бюджет возмещает произведенные расходы только после выполнения своей обязанности субъектом федерации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 19.06.2009 N 318-п финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели.

В ходе судебного разбирательства ответчик не оспаривал отсутствие финансирования принятого на уровне субъекта Российской Федерации порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из буквального толкования абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» следует, что оговорка «до достижения ими пенсионного возраста» относится только к праву на получение пенсии за выслугу лет. Остальные льготы, в том числе, право на бесплатное отопление и освещение, возрастом не ограничивается.

Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР: Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1); Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (пункт 6 «б»); Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.1985 № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах»; Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещениями и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Закон Российской Федерации «Об образовании» - как в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, так и в ныне действующей редакции - закрепляет в статье 55 право педагогов на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности. Норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, а также условия сохранения за ними права на эти льготы при переходе на пенсию, не содержат ни названный Закон, ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (пункт 5.2).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

В Определении от 04.12.2007 № 958-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в пункте 2.1. определения от 08.02.2007 № 322-О-П жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках».

Из вышеприведенных норм следует, что правом на получение льготы, предусмотренной пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», пользуются также педагогические работники, вышедшие на пенсию   и имеющие стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет.

Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 №154/12-22, предусмотрено, что право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах и средних профессионально - технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию   они пользовались этими льготами.

Ответчик не представил доказательства того, что Российская Федерация исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании. В связи с чем суд пришел к выводу, что ответчик не доказал наличие обстоятельств, исключающих вину ответчика в причинении убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законом.

Статус перечисленных лиц в качестве педагогических работников подтвержден представленными в материалы дела справками образовательных учреждений с отражением занимаемых должностей и периодов работы педагогических работников, копиями трудовых книжек и пенсионных удостоверений. Период работы работников, отраженный в справках соответствует периоду оказания спорных услуг.

Материалами дела подтверждается факт несения расходов по предоставлению истцом в период с 01.09.2010 по 28.02.2011 льгот по оплате услуг за отопление и содержания общего имущества лицам, являющимся педагогическими работниками, вышедшим на пенсию.

Как указывалось выше, истец заявил требования о взыскании убытков за период 01.09.2010 по 28.02.2011. Требования истца о взыскании убытков за период с 01.01.2011 по 28.02.2011 судом признается неправомерным по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» был изменен порядок предоставления льгот педагогическим работникам сельской местности. В статье 55 ФЗ «Об образовании» установлено, что (в последней редакции) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно представленных истцом документов, педагогические работники являются работниками муниципальных образовательных учреждений, следовательно, расходы понесенные истцом с 01.01.2011 не подлежат возмещению из средств федерального бюджета.

С учетом изложенных норм, муниципальным предприятием ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» доказан факт убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам за период с 01.09.2010 по 31.12.2010.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных обществом с ограниченной ответственностью «Балахтинские теплосети» в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 309 823 руб. 96 коп.

Довод ответчика о необоснованности исковых требований, поскольку убытки заявлены в отношении педагогических работников, вышедших на пенсию, не принимается судом на основании следующего.

В связи с тем, что Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.06.2010) и Закон Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» не содержат положений, предусматривающих условия и порядок сохранения за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при выходе на пенсию, применению подлежит действующее Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», т.к. право на льготы у данной категории граждан предусмотрено действующим законодательством, а отсутствие механизма его исполнения не является основанием для невозмещения убытков при его реализации.

С учетом изложенного и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» компенсация понесенных истцом расходов, возникших в связи с оказанием и услуги по отоплению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и вышедшим на пенсию, является обязанностью Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не обеспечившей в полном объеме финансирование льгот, предусмотренных действующим законодательством.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», г.Железногорск Красноярского края 309 823 руб. 96 коп. убытков, 8 008 руб. 96 коп. государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», г.Железногорск Красноярского края из федерального бюджета Российской Федерации 51 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением №537 от 20.04.2011.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Л.К.Бычкова