АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2020 года
Дело № А33-33048/2019
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Орлёнок" (ИНН 2465037060, ОГРН 1022402479604)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608)
о признании незаконным и отмене постановления,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,Соколова Владимира Михайловича,
в присутствии в предварительном и судебном заседании:
от заявителя: адвоката Расторгуевой И.Ю., действующей на основании доверенности от 10.01.2020,
от ответчика: Киреева В.А., действующего на основании доверенности от 12.12.2019 (диплом: регистрационный номер 471/5-05 от 24.12.2005),
третьего лица: Соколова Владимира Михайловича,
от третьего лица: Соколова А.В., представителя по доверенности от 14.01.2017,
при ведении протокола секретаремсудебного заседания Шинкоренко М.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Орлёнок" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 24218 по делу об административном правонарушении от 27.09.2019.
Определением от 31.10.2019 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Соколов Владимир Михайлович.
Определением от 03.12.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо поддержало позицию управления, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Орлёнок" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402479604.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее -Управление) поступило обращение Соколова Владимира Михайловича (вх. № 18-26-34122 от 29.07.2018), с учетом дополнений (вх. № 18-26-37585 от 19.08.2019) с жалобой на отсутствие возможности у потребителя производить оплату жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья «Орлёнок» (ОГРН: 1022402479604, дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 2465037060, адрес (место нахождения) юридического лица (660133, г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, д. 10 офис (квартира) 44) (далее - ТСЖ «Орлёнок») путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя.
Соколов Владимир Михайлович является собственником жилого помещения расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, д. 10 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 867229 от 22.04.2008).
После анализа вышеуказанного обращения Управлением принято решение о проведении в отношении вышеуказанного хозяйствующего субъекта внеплановой документарной проверки (распоряжение от 19.08.2019 № 5449).
Из письменных пояснений и представленных документов ТСЖ «Орлёнок» (сопроводительное письмо от 20.08.2019 (вх. № 18-26-39365 от 29.08.2019) следует, что письменных и устных заявлений Соколова В.М. в адрес ТСЖ «Орленок», содержащие просьбы о возможности внесения денежных средств за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг без взимания комиссии не предоставлял. Возможность оплаты для Соколова В.М. и других собственников по содержанию и ремонту жилого помещения путем наличных расчетов не предоставляется возможным так как (отсутствуют технические возможности помещения). Информация в полном объеме о внесении денежных средств за указанные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг ТСЖ «Орленок», в том числе о внесении денежных средств указаны в квитанции ежемесячно, доске объявлений. Изъявлял ли желание Соколов В.М. оплачивать услуги банку, платежному агенту - не изъявлял т.к. каждый собственник обязан оплачивать предоставляемые ему услуги ( постановление РФ 354 от 06.05.2011г, глава 5). ТСЖ (Орленок) не кредитная организация алгоритм действия смотрите - договор с банком. За период с января 2019 г. по июль 2019 г сумма указана потребителю Соколову В.М. и с разбивкой по месяцам в платежном документе. Оплачены ли Соколовым В.М. денежные средства за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг- оплачены. Платежный документ выдается собственнику ежемесячно с 30-2 число текущего месяца. Комиссию с плательщика ни когда ТСЖ «Орленок» не берет, берет банк через который плательщик оплачивает. Оплачивать за содержание дома, ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг можно в любом банке на выбор, через пластиковую карту, телефон, автоплатеж: и т.д.
В результате проведения административного расследования административным органом установлено, что при оказании услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг многоквартирным домом по адресу: г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, д. 10 за период с января по июль 2019 г. ТСЖ «Орлёнок» допущено нарушение требований статей 16.1, 37 Закона о защите прав потребителей, выразившееся в нарушении установленных законом прав потребителя Соколова В.М., связанных с оплатой содержания и ремонта жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, а именно, потребителю Соколову В.М. не обеспечена возможность производить оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя Соколова В.М., без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов (так как при оплате сумм за потребленные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг на основании предъявленных платежных документов с потребителя взимается дополнительные суммы), информации о наличии права выбора оплатить услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг в суме выставляемого платежа иным способом, не включающим комиссию ТСЖ «Орлёнок» потребителю Соколову В.М. не представлено.
Таким образом, потребителю Соколову В.М. (собственнику жилого помещения № 5, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, д. 10 (лицевой счет № 50042519005) не обеспечена возможность производить оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг
за январь 2019г. в размере 5 983,43 руб. в срок до 10.02.2019;
за февраль 2019 г. в размере 6 151,07 руб. в срок до 10.03.2019;
за март 2019 г. в размере 3 795,47 руб. в срок до 10.04.2019;
за апрель 2019 г. в размере 6 151,07 руб. в срок до 10.05.2019;
за май 2019 г. в размере 6 151,62 руб. в срок до 10.06.2019
за июнь 2019 г. в размере 6 151,11 руб. в срок до 10.07.2019
за июль 2019 г. в размере 5 753,03 руб. в срок до 10.08.2019
путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя Соколова В.М., без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов, а при оплате услуг (платежный агент ПАО «Сбербанк») Соколовым В.М.
19.02.2019 суммы в размере 6 134,00 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 43) с потребителя была удержана комиссия: 2,5% включена в сумму платежа - информация отражена в чеке-ордере) в размере 149,59 руб. (вознаграждение за прием платежа - информация отражена в квитанции за январь 2019 г.), в квитанции за февраль 2019 г. оплата указана в размере - 5 984,39 руб.;
15.03.2019 суммы в размере 6 303,86 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 29) с потребителя была удержана комиссия: касса 2,5%, СБ.ОНЛАЙН, ТЕРМИНАЛ 2,5% в сумме платежа - информация отражена в чеке-ордере) в размере 153,75 руб. (вознаграждение за прием платежа - информация отражена в квитанции за февраль 2019 г.), в квитанции за март 2019 г. оплата указана в размере -6 15 0,11 руб.;
10.04.2019 суммы в размере 3 890,40 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 27) с потребителя была удержана комиссия: касса 2,5%, СБ.ОНЛАЙН, ТЕРМИНАЛ 2,5% в сумме платежа - информация отражена в чеке-ордере) в размере 94,89 руб. (вознаграждение за прием платежа - информация отражена в квитанции за март 2019 г.), в квитанции за апрель 2019 г. оплата указана в размере - 3 795,51 руб.;
13.05.2019 суммы в размере 6 305,00 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 65) с потребителя была удержана комиссия: { касса 2,5%, СБ.ОНЛАЙН, ТЕРМИНАЛ 2,5% в сумме платежа - информация } отражена в чеке-ордере) в размере 153,78 руб. (вознаграждение за прием платежа - информация отражена в квитанции за апрель 2019 г.), в квитанции за май 2019 г. оплата указана в размере -6 151,22 руб.;
17.06.2019 суммы в размере 6 305,40 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 79) с потребителя была удержана комиссия: СБ.ОНЛАЙН, ТЕРМИАЛ 2,5%, касса 2,5% в сумме платежа - информация отражена в чеке-ордере) в размере 153,79 руб. (вознаграждение за прием платежа - информация отражена в квитанции за май 2019 г.), в квитанции за июнь 2019 г. оплата указана в размере - 6 151,61 руб.;
10.07.2019 суммы в размере 6 150,93 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 31) с потребителя была удержана комиссия: СБ.ОНЛАЙН, ТЕРМИАЛ 2,5%, касса 2,5% в сумме платежа - информация отражена в чеке-ордере) размер в рублях (комиссия платежному агенту - не отражена в квитанции за июнь 2019 г.), в квитанции за июль 2019 г. оплата ; указана в размере - 6 00,91 руб. (таким образом комиссия платежному агенту составила - 150,05 руб. (6 150,93 руб. - 6 000,91 руб.).
15.08.2019 суммы в размере 5 903,05 руб. (чек-ордер ГОСБ по КК № 8646 ФИЛИАЛ № 72, операция 23) с потребителя была удержана комиссия: 2,5 % в суме платежа - информация отражена в чеке-ордере) размер в рублях (комиссия платежного сервиса - не отражена в квитанции за август 2019 г.), в квитанции за август 2019 г. оплата указана в размере - 5 759,07 руб. (таким образом комиссия платежному агенту составила - 143,98 руб. (5 903,05 руб. -5 759,07 руб.).
Факт взимания дополнительных сумм - комиссии (вознаграждение за прием платежа, комиссия платежного сервиса) подтвержден письменными пояснениями, полученными в рамках документарной проверки (письмо от 20.08.2019, вх. № 18-26-39365 от 29.08.2019).
Неисполнение обязанности ТСЖ «Орлёнок» по обеспечению возможности оплаты услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг за период с января 2019 г. по июль 2019 г. путем наличных расчетов по выбору потребителя Соколова В.М., что нарушает установленные законом права потребителя, связанных с оплатой услуг послужило основанием для составления главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей протокола об административном правонарушении от 19.09.2019 №22631.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 24218 от 27.09.2019 заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Считая постановление незаконным, заявительобратился в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с передачей указанной службе функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
По пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (далее - Положения от 30.06.2004 № 322), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере защиты прав потребителей.
По пункту 4 Положения от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 7.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 № 308 (далее - Типовое положение от 24.04.2006 № 308), основными задачами управления являются организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе в области защиты прав потребителей.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 и 8.4. Типового положения от 24.04.2006 № 308 управление в пределах своей компетенции осуществляет, в том числе надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения защиты прав потребителей; государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; деятельность по обнаружению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также применяет меры административного характера, направленные на ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 N 40 утвержден Перечень должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.8 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 23.49 КоАП РФ определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом компетентного органа, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что следует из отметки в протоколе об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении вынесено в присутствии председателя правления ТСЖ «Орленок», надлежащим образом уведомленного лица, привлекаемого к административной ответственности.
Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьей 28.2 и 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.
Следовательно, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать практически из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, но не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, охрана отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 2.2 статьи 162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность:
за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,
за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса,
за обеспечение готовности инженерных систем.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия в сфере регулирования гражданских правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок: контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель - это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относится - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1)плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно пункту 65 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) потребитель вправе по своему выбору:
а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами;
г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Расходы по оплате услуг банка не является обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства РФ.
Согласно части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Из содержания пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей).
При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.
При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе (пункт 3 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей).
В силу пункта 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
В соответствии со статьей 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что физические лица - плательщики за жилищно-коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги) и т.д. или осуществлять платежи без взимания комиссии.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее -Управление) поступило обращение Соколова Владимира Михайловича (вх. № 18-26-34122 от 29.07.2018), с учетом дополнений (вх. № 18-26-37585 от 19.08.2019) с жалобой на отсутствие возможности у потребителя производить оплату жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья «Орлёнок» (ОГРН: 1022402479604, дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 2465037060, адрес (место нахождения) юридического лица (660133, г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, д. 10 офис (квартира) 44) (далее - ТСЖ «Орлёнок») путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя.
Из письменных пояснений и представленных документов ТСЖ «Орлёнок» (сопроводительное письмо от 20.08.2019 (вх. № 18-26-39365 от 29.08.2019) следует, что письменных и устных заявлений Соколова В.М. в адрес ТСЖ «Орленок», содержащие просьбы о возможности внесения денежных средств за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг без взимания комиссии не предоставлял. Возможность оплаты для Соколова В.М. и других собственников по содержанию и ремонту жилого помещения путем наличных расчетов не предоставляется возможным так как (отсутствуют технические возможности помещения). Информация в полном объеме о внесении денежных средств за указанные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг ТСЖ «Орленок», в том числе о внесении денежных средств указаны в квитанции ежемесячно, доске объявлений. Изъявлял ли желание Соколов В.М. оплачивать услуги банку, платежному агенту - не изъявлял т.к. каждый собственник обязан оплачивать предоставляемые ему услуги ( постановление РФ 354 от 06.05.2011г, глава 5). ТСЖ (Орленок) не кредитная организация алгоритм действия смотрите - договор с банком. За период с января 2019 г. по июль 2019 г сумма указана потребителю Соколову В.М. и с разбивкой по месяцам в платежном документе. Оплачены ли Соколовым В.М. денежные средства за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг- оплачены. Платежный документ выдается собственнику ежемесячно с 30-2 число текущего месяца. Комиссию с плательщика ни когда ТСЖ «Орленок» не берет, берет банк через который плательщик оплачивает. Оплачивать за содержание дома, ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг можно в любом банке на выбор, через пластиковую карту, телефон, автоплатеж: и т.д.
Таким образом, при Оказании услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг многоквартирным домом по адресу: г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, д. 10 за период с января по июль 2019 г. ТСЖ «Орлёнок» допущено нарушение требований статей 16.1, 37 Закона о защите прав потребителей.
Нарушение выразившееся необеспечении потребителю возможности производить оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя, без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов (так как при оплате сумм за потребленные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг на основании предъявленных платежных документов с потребителя взимается дополнительные суммы), не представлении потребителю информации о наличии права выбора оплатить услуги иным способом, не включающим комиссию, подтверждается пояснениями заявителя, представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано:
1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;
3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору
Таким образом, заявитель обязан соблюдать, в том числе требования статей 16.1, 37 Закона о защите прав потребителей, при осуществлении своей деятельности по управлению многоквартирным домом, не допускать ограничение прав потребителей при оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Тот факт, что заявитель является некоммерческой организацией не освобождает его от исполнения установленных законом обязанностей, требований действующего законодательства.
Таким образом, административный орган доказал наличие в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях банка вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлены. Доказательств наличия основания для их применения заявитель не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, подтверждающие наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицам, участвующими в деле не представлены; об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.
Административное наказание назначено ТСЖ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявления.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требования заявителя.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Н.Н. Фролов