НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 13.01.2010 № А33-20622/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  13 января 2010 года

Дело № А33-20622/2009

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Курагинский райтопсбыт»

к  межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Красноярскому краю

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.Н. Фроловым,

установил  :

закрытое акционерное общество «Курагинский райтопсбыт» (далее – ЗАО «Курагинский райтопсбыт», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Красноярскому краю (далее – МИФНС, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2009 № 124 по делу об административном правонарушении.

Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего компетентного уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела  ,  с 06.08.2009 по 12.10.2009 должностным лицом МИФНС проведена проверка соблюдения ЗАО «Курагинский райтопсбыт» законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 01.08.2009 по 05.10.2009.

В ходе указанной проверки составлен акт от 12.10.2009, которым установлено, что на учете в МИФНС состоит контрольно-кассовая техника: «ЭКР 2102К», заводской номер 1711752, рег. № 2797.

Согласно записям в журнале кассира-операциониста общая сумма выручки за проверяемый период составляет 439466 рублей 50 копеек.

По данным бухгалтерского учета общая сумма выручки за период с 01.08.2009 по 05.10.2009 составляет 154836 рублей 00 копеек.

В ходе проверки административным органом выявлено, что записи в кассовую книгу производятся не ежедневно, что свидетельствует о неоприходовании выручки в день ее получения, а именно обществом не оприходована выручка в сумме 81449 рублей 00 копеек - 25.09.2009; 69484 рублей 00 копеек – 28.09.2009; 2532 рублей 00 копеек – 29.09.2009; 522 рублей 00 копеек – 30.03.2009; 74909 рублей 00 копеек – 02.10.2009; 55734 рублей 50 копеек – 05.10.2009, в общей сумме 284630 рублей 50 копеек (согласно акту проверки от 12.10.2009).

Усмотрев в действиях ЗАО «Курагинский райтопсбыт» состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), должностным лицом МИФНС был составлен протокол об административном правонарушении от 14.10.2009 № 154 юл.

Постановлением от 12.11.2009 № 124 по делу об административном правонарушении ЗАО «Курагинский райтопсбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 40000 рублей.

ЗАО «Курагинский райтопсбыт» с данным постановлением не согласно, считает его незаконным и подлежащим отмене, что послужило основанием для обращения 03.12.2009 в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд исследовал доказательства по делу и пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее  .

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу статьи 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают правонарушения, предусмотренные статьей 15.1 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Согласно Перечню должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@, к должностным лицам инспекций Федеральной налоговой службы по районам в городах, уполномоченным составлять протоколы, относится, в том числе, старший государственный налоговый инспектор.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 14.10.2000 № 154 юл составлен, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 12.11.2009 № 124 вынесено должностными лицами в пределах их компетенции.

Таким образом, нарушений процессуальных требований КоАП РФ при привлечении ЗАО «Курагинский райтопсбыт» к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно диспозиции рассматриваемой статьи состав правонарушения образует, в том числе, неоприходование в кассу денежной наличности. Учитывая изложенное, объективная сторона правонарушения состоит в фактическом получении выручки и неотражении её в соответствующих бухгалтерских документах.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 29.07.1983 № 105, все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 № 18 (далее – Порядок), установлено, что для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Согласно пункту 29 Порядка, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении № 3.

Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Однако, у ЗАО «Курагинский райтопсбыт», в нарушение пункта 3 названного Приложения, для обеспечения надежной сохранности свободных денежных средств и ценностей, помещение кассы не изолировано от других служебных помещений. Касса располагается в одном помещении с бухгалтерией. Сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей не прикреплен к строительным конструкциям пола, отсутствует огнетушитель.

В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (пункт 14 Порядка).

Согласно пунктам 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге, при этом, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итого операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, предусмотрено, что по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухучета в хронологической последовательности. Основным требованием бухгалтерского учета признается требование полноты учета. Излишек имущества, в том числе денежных средств, должен выявляться организацией и оприходываться. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предыдущим периодам, производятся в отчетности, составляемой за период, в котором были обнаружены искажение ее данных.

Из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что под понятием «оприходование в кассу денежной наличности» понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Материалами дела (в том числе, протоколом об административном правонарушении от 14.10.2009 № 154 юл; актом проверки полноты учета выручки от 12.10.2009 № 154; кассовой книгой; приходными кассовыми ордерами от 25.09.2009 № 132, от 25.09.2009 № 133, от 28.09.2009 № 134, от 28.09.2009 № 135, от 29.09.2009 № 136, от 30.09.2009 № 137, от 02.10.20009 № 137, от 05.10.2009 № 138, от 05.10.2009 № 139; журналом кассира-операциониста) подтверждается тот факт, что за период с 01.08.2009 по 05.10.2009 выручка ЗАО «Курагинский райтопсбыт», отраженная в кассовой книге общества, составила на 284630 рублей 50 копеек меньше выручки, полученной заявителем с применением контрольно-кассовой машины.

Следовательно, в указанный выше период обществом допущены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несвоевременном оприходовании в кассу денежной наличности.

На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ЗАО «Курагинский райтопсбыт» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ, выразившегося в неоприходовании в кассу денежной наличности, а также в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что у общества существовала объективная невозможность соблюдения установленного порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, заявителем суду не представлено, об их наличии не заявлено.

Довод заявителя о том, что бухгалтерский учет в ЗАО «Курагинский райтопсбыт» ведется в электронном виде и расходная его часть не могла формироваться из-за отсутствия электрической энергии, судом исследован и отклонен на основании следующего.

В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие тот факт, что бухгалтерский учет в обществе велся на бумажных носителях (журнал кассира-операциониста, кассовая книга, приходные кассовые ордера на бумажном носителе), кроме того, факт неоприходования выручки имелся и до отключения электроэнергии 26.09.2009, однако в кассовой книге не отражены сведения о полученной наличности за 25.09.2009. Заявитель ошибочно полагает, что распечатка приходных и расходных ордеров является ведением учета в электронном виде.

Указанное обстоятельство не свидетельствует о действиях общества в условиях крайней необходимости.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО «Курагинский райтопсбыт» вины в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ.

Таким образом, законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ арбитражным судом установлены, оспариваемое постановление от 12.11.2009 № 124 является законным и обоснованным, что в силу части 3 статьи 211Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Согласно статье 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, уплаченная ЗАО «Курагинский райтопсбыт» государственная пошлина в сумме 2000 (двух тысяч) рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать закрытому акционерному обществу «Курагинский райтопсбыт» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2009 № 124 по делу об административном правонарушении, вынесенного межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по Красноярскому краю.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Курагинский райтопсбыт» из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченных платежным поручением от 25.11.2009 № 134.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Н.Н. Фролов