АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2015 года | Дело № А33-7325/2015 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2015.
В полном объеме решение изготовлено 14.08.2015.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Шушенская птицефабрика» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2015 № 313 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1, на основании доверенности от 12.01.2015,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи, системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ниловой З.А.,
установил:
открытое акционерное общество «Шушенская птицефабрика» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2015 № 313 по делу об административном правонарушении.
Определением от 14.04.2015 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований, сослался на доводы, изложенные в отзыве.
Представитель заявителя для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В период с 16.02.2015 по 17.03.2015 при проверке ОАО «Шушенская птицефабрика» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за период с 01.12.2014 по 16.02.2015, установлено следующее.
Основным видом деятельности ОАО «Шушенская птицефабрика» является разведение сельскохозяйственной птицы, дополнительный вид деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.
ОАО «Шушенская птицефабрика» применяет общую систему налогообложения.
Наличные денежные расчеты ОАО «Шушенская птицефабрика» осуществляет с применением контрольно-кассовой техники. Контрольно - кассовая техника зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю.
В ходе проверки налоговым органом установлен факт не оприходования в кассу юридического лица денежной наличности за период с 31.01.2015. по 16.02.2015 в том числе за 31.01.2015 в сумме 192327 руб. 40 коп, за 05.02,2015 в сумме 35791 руб. 42 коп, за 07.02.2015 в сумме 210907 руб. 08 коп, за 11.02.2015 в сумме 12133 руб. 10 коп., за 14.02.2015 в сумме 256983 руб. 40 коп., что является нарушением п.4, п.п 4.2 п.4, п.п 4.1 п.4, п.п 4,6 п.4,п.п 4.7 п.4, п.5, п.п. 5.2 п.5, п.п. 5.3 п.5 Указания Центрального Банка РФ от 23.05.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». На указанные суммы не оформлены приходные кассовые ордера и не внесены записи в кассовую книгу предприятия в день получения выручки.
По данному факту старшим госналогинспектором Межрайонной ИФНС РФ №10 по Красноярскому краю в отношении общества 30.03.2015 составлен протокол об административном правонарушении № 313.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.03.2015 № 313, ОАО «Шушенская птицефабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Дело рассматривается в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд с учетом положений частей 1, 4 статьи 28.3, частей 1, 2 статьи 23.5 КоАП РФ, Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 30.03.2015 № 313 в отношении общества составлен, а оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами налогового органа.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению, административным органом заявителю вменяется нарушение п.4, п.п 4.2 п.4, п.п 4.1 п.4, п.п 4,6 п.4,п.п 4.7 п.4, п.5, п.п. 5.2 п.5, п.п. 5.3 п.5 Указания Центрального Банка РФ от 23.05.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», что выразилось в не оприходование в кассу юридического лица денежной наличности за период с 31.01.2015 по 16.02.2015 в том числе за 31.01.2015 в сумме 192327 руб. 40 коп, за 05.02.2015 в сумме 35791 руб. 42 коп, за 07.02.2015 в сумме 210907 руб. 08 коп, за 11.02.2015 в сумме 12133 руб. 10 коп., за 14.02.2015 в сумме 256983 руб. 40коп. На указанные суммы не были оформлены приходные кассовые ордера и не внесены записи в кассовую книгу предприятия в день получения выручки.
Из материалов дела следует, что выручка, полученная ОАО «Шушенская птицефабрика» от розничной торговли в магазине по адресу: Красноярский край, пгт. Шушенское, ул. Первомайская,60, составила:
за 31.01.2015 - 192327руб. 40коп., что подтверждается фискальным отчетом, сменным отчетом с гашением 0939, журналом кассира-операциониста (по отделу №1- реализация мяса птицы и яиц составила 192327,40), (по отделу № 2- реализация пакетов составила 00руб. 00коп. кассиром) данная выручка не оприходована в кассу предприятия, не оформлен приходный кассовый ордер и не внесена запись в кассовую книгу в день получения выручки 31.01.2015;
за 05.02.2015 - 248291 руб. 42коп., что подтверждается фискальным отчетом, сменным отчетом с гашением 0943, журналом кассира-операциониста (по отделу №1- реализация мяса птицы и яиц составила 246791,42), (по отделу №2- реализация пакетов составила 1500руб. 00коп. кассиром) Согласно приходного кассового ордера №674 от 05.02.2015, основание: торговая выручка в сумме 211000 руб. 00 коп., оприходована в кассу предприятия 05.02.2015г., согласно приходного кассового ордера №673 от 05.02.2015г., основание: торговая выручка в сумме 1500ру6.00коп. оприходована в кассу предприятия 05.02.2015.
сумма выручки за 05.02.2015, не оприходованная в кассу, составила 35791 руб. 42 коп., на данную сумму не оформлен приходный кассовый ордер и не внесена запись в кассовую книгу в день получения выручки за 05.02.2015;
за 07.02.2015 - 210907 руб. 08коп., что подтверждается фискальным отчетом, сменным отчетом с гашением 0945, журналом кассира-операциониста (по отделу №1- реализация мяса птицы и яиц составила 210907,08), (по отделу №2- реализация пакетов составила 00руб. 00коп. кассиром) данная выручка не оприходована в кассу предприятия, не оформлен приходный кассовый ордер и не внесена запись в кассовую книгу в день получения выручки 07.02.2015;
за 11.02.2015 - 209133 руб. 10 коп., что подтверждается фискальным отчетом, сменным отчетом с гашением 0948, журналом кассира-операциониста (по отделу №1- реализация мяса птицы и яиц составила 209133,10), (по отделу №2 -реализация пакетов составила 00руб. 00коп. кассиром) Согласно приходного кассового ордера №814 от 11.02.2015г., основание: торговая выручка в сумме 197000 руб. 00 коп., оприходована в кассу предприятия 11.02.2015, Сумма выручки за 11.022615т., не оприходованная в кассу составила 12133руб. 10 коп. на данную сумму не оформлен приходный кассовый ордер и не внесена запись в кассовую книгу в день получения выручки за 11.02.2015;
за 14.02.2015 - 256983руб. 40коп., что подтверждается фискальным отчетом, сменным отчетом с гашением 0951, журналом кассира-операциониста (по отделу №1- реализация мяса птицы и яиц составила 256983,40), (по отделу №1 - реализация пакетов составила 00руб. 00коп. кассиром) данная выручка не оприходована в кассу предприятия, не оформлен приходный кассовый ордер и не внесена запись в кассовую книгу в день получения выручки 14.02.2015.
Из письменных объяснений главного бухгалтера ОАО «Шушенская птицефабрика» ФИО2, полученных в рамках административного дела, следует, что «на основании Приказа генерального директора в связи с тем, что режим работы бухгалтерии (с 8.00 до 17.00 выходной суббота, воскресенье), и магазина «Торговые услуга» (с 9.00 до 18.00, выходной воскресенье) не совпадает, выручка от продажи товаров за период с понедельника по пятницу приходуется в полном объеме на следующий день, выручка, полученная за период работы магазина в субботу, приходуется в понедельник.
ОАО «Шушенская птицефабрика», оспаривая постановление № 313 от 31.03.2015, также в своем заявлении указывает, что Общество осуществляет оприходование в кассу юридического лица денежной наличности в порядке, который установлен юридическим лицом. При этом, заявителем оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег за день, когда проводились кассовые операции, а поступающие в кассу наличные деньги учитываются в кассовой книге 0310004. ОАО «Шушенская птицефабрика» указывает, что «в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения - ОАО «Шушенская птицефабрика» осуществляет оприходование денежной наличности, поступившей в магазин, в полном объеме, в порядке, предусмотренном Приказом № 8/п от 09.01.2011.
Суд рассмотрел указанные доводы заявителя, а также возражения налогового органа, изложенные в отзыве, и пришел к следующим выводам.
Согласно п.4 Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014г. №3210-У « О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрированного в Минюсте России 23 мая 2014г. №32404) (далее - Указание) кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее - старший кассир).
Кассовые операции могут проводиться руководителем.
Согласно п.п.4.2 пункта 4 Указаний кассовые документы оформляются: главным бухгалтером; бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее -бухгалтер); руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Согласно п.п.4.7 пункта 4 Указания документы на бумажном носителе оформляются от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства), и подписываются собственноручными подписями. В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений, содержащих дату исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления.
Документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В документы, оформленные в электронном виде, внесение исправлений после подписания указанных документов не допускается.
Кассовая книга ведется обществом на бумажном носителе, оформляется с применением технических средств (персонального компьютера).
Согласно п.п.4.1 пункта 4 Указания кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Согласно п.п.4.6 пункта 4 Указания, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В соответствии с п.5 Указания прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам.
Согласно п.п.5.2 п.5 Указания приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Согласно п.п.5.3 пункта 5 Указания прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
По смыслу изложенных норм под оприходованием наличных денег в кассу понимается внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров. То есть, поступившая наличная выручка должна приходоваться ежедневно.
С учетом изложенного, суд полагает, что административный орган пришел к правильному выводу о наличие в действиях общества, выразившихся в не оприходование в кассу юридического лица денежной наличности за период с 31.01.2015 по 16.02.2015 в том числе за 31.01.2015 в сумме 192327 руб. 40 коп, за 05.02.2015 в сумме 35791 руб. 42 коп, за 07.02.2015 в сумме 210907 руб. 08 коп, за 11.02.2015 в сумме 12133 руб. 10 коп., за 14.02.2015 в сумме 256983 руб. 40коп. объективной стороны вменяемого правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. ОАО «Шушенская птицефабрика» указанный факт не оспаривает, материалами дела данный факт подтверждается. При этом 05.02.2015 (четверг) и 11.02.2015 (среда), не являлись выходными днями ни бухгалтерии, ни магазина.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению установленных правил и норм.
Административный орган при установлении вины общества исходил из отсутствия объективных обстоятельств, препятствующих заявителю соблюдать вышеуказанные требования Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».
Суд считает, что при наличии у общества возможности соблюдения требований Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», последнее не приняло для этого необходимых мер.
Следовательно, вина ОАО «Шушенская птицефабрика» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП, административным органом установлена и доказана.
Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ, свидетельствующие о наличии по настоящему делу признаков малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, судом не установлены.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении не истек.
Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено, об их наличии не заявлено.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ - 40 000 рублей.
Поскольку административным органом доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП, то основания для признания незаконным и отмены постановления от 31.03.2015 № 313 о назначении административного наказания отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Шушенская птицефабрика» об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю от 31.03.2015 № 313, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.П. Крицкая |