НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 10.01.2012 № А33-19549/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  16 января 2012 года

Дело № А33-19549/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 16 января 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Федотовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (ОГРН 1042441780050, г. Красноярск)

к Местной организации Железнодорожного района г.Красноярска Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)  (ОГРН 1022400003988, г. Красноярск)

о взыскании 141 181,29 руб. налогов, взносов и пени,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Леонтьевой Т.П. по доверенности от 21.12.2011;

при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания М.В. Кяго,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с Местной организации Железнодорожного района г.Красноярска Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) 141 181,29 руб. налогов, взносов и пени.

Заявление принято к производству суда. Определением от 05.12.2011 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился. Определение о дате, времени и месте судебного заседания, направленное по известному суду адресу ответчика, возвращено отправителю отделением почтовой связи 14.12.2011 за истечением срока хранения.

В силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие надлежащим образом извещённого ответчика.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал заявленные требования, а также представил в материалы дела письменные пояснения, в которых указал, что недоимка, на которую начислены пени, отраженные в соглашении в графе «Сумма задолженности, образовавшаяся после 01.01.2007» инспекцией не взыскивалась. Сроки для взыскания в настоящее время пропущены.

Ответчик отзыв в материалы дела не представил, требования инспекции не оспорил.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно справке Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска № 6082 по состоянию на 09.10.2011 за Местной организацией Железнодорожного района г.Красноярска Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) числится, среди прочих, задолженность по следующим налогам, сборам, взносам, пеням:

по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 38 921,79 руб. и пени в сумме 55 480,89 руб.;

по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 9 499,98 руб. и пени в сумме 13 347,88 руб.;

по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размере 6 507,49 руб. и пени в сумме 9 092,94 руб.;

по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 382,81 руб. и пени в сумме 534,93 руб.;

по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в размере 1 974,96 руб. и пени в сумме 3 240,16 руб.;

по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (налоговый агент), в размере 779 руб. и пени в сумме 782,31 руб.;

по пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 228,18 руб.;

по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 216,54 руб.;

по пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц размере 130,64 руб.;

по пени по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов в размере 42,94 руб.;

по пени по налогу на рекламу, мобилизуемому на территориях городских округов в размере 11,79 руб.;

по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции в размере 6,06 руб.,

всего на сумму 141 181,29 руб.

Указанные суммы налогоплательщику предложено уплатить требованиями № 84559 от 17.11.2004, № 88830 от 26.12.2004, № 90096 от 26.01.2005, № 91578 от 28.01.2005, № 70209 от 08.12.2006, № 80943 от 26.10.2004, № 82916 от 16.11.2004, № 53948 от 22.10.2004, № 54269 от 15.11.2005, № 54911 от 16.12.2003, № 55171 от 16.11.2005, № 48945 от 12.10.2005, № 49340 от 23.09.2004, № 50240 от 12.10.2005, № 50961 от 29.04.2004, № 41824 от 09.08.2005, № 43045 от 12.08.2004, № 44365 от 10.11.2006, № 44469 от 18.08.2004, № 46681 от 28.09.2005, № 37461 от 15.07.2005, № 37924 от 06.07.2004, № 38056 от 15.07.2005, № 38764 от 27.10.2003, № 40145 от 13.10.2006, № 40471 от 09.08.2005, № 34186 от 21.06.2005, № 34771 от 08.09.2006, № 35062 от 21.06.2005, № 36637 от 28.06.2004, № 24028 от 04.04.2005, № 24467 от 04.04.2005, № 26363 от 14.04.2005, № 27155 от 15.04.2005, № 29816 от 17.05.2005, № 31362 от 17.05.2005, № 31854 от 15.08.2006, № 13036 от 18.05.2006, № 13395 от 26.05.2006, № 15996 от 23.06.2006, № 18997 от 07.07.2006, № 19522 от 16.02.2005, № 20052 от 16.02.2005, № 6588 от 06.04.2004, № 7952 от 11.04.2006, № 8406 от 20.08.2003, № 8642 от 06.04.2004, № 8724 от 11.04.2006, № 10841 от 05.09.2003, № 5851 от 25.07.2003, № 4151 от 21.02.2006, № 4629 от 25.07.2003, № 3681 от 21.02.2006, № 124 от 09.02.2004, № 395 от 31.01.2006, № 1149 от 31.01.2006, № 2007 от 10.03.2004.

Факты наличия у налогоплательщика указанных выше сумм недоимки по налогам/взносам и задолженности по пеням, периоды их образования, а также получения налогоплательщиком вышеперечисленных требований об уплате спорных сумм налогов, сборов, взносов, пеней признаны сторонами, что отражено в соглашении по фактическим обстоятельствам от 25.11.2011.

Неуплата ответчиком задолженности явилась основанием для обращения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска 28.11.2011 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с налогоплательщика 141181,29 руб. налогов, сборов, взносов и пени.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.

В материалы дела представлено подписанное сторонами 25.11.2011 соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым лицами, участвующими в деле, признан факт наличия у ответчика задолженности по налогам, сборам, взносам, пеням в сумме 141 181,29 руб.

Учитывая вышеприведенные положения статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает установленным и не требующим дальнейшего доказывания наличие у налогоплательщика задолженности по налогам, сборам, взносам, пеням в указанных выше суммах, периоды образования у налогоплательщика недоимки по налогам/сборам/взносам и задолженности по пеням, а также направление и получение организацией перечисленных ранее требований инспекции об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В то же время суд считает, что требование инспекции о взыскании 141 181,29 руб. задолженности по налогам, взносам и пени не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 № 33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действующего до 01.01.2007) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действующего до 01.01.2007) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действующего до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действовавшей до 01.01.2007) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действовавшей до 01.01.2007).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 №16933/07.

В предмет доказывания обоснованности взыскания пеней включается обязанность налогового органа документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности её исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пени в исчисленной сумме.

При определении предельного срока взыскания с организации спорной задолженности (образовавшейся до 01.01.2007), судом учитывается совокупность следующих сроков: дата решения по налоговой проверке (срок уплаты налогов, сборов) + 10 дней или 3 месяца соответственно на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 60-дневный срок на взыскание задолженности в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае пропуска инспекцией указанного 60-дневного срока на реализацию процедуры бесспорного взыскания недоимки, налоговый орган вправе в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности в судебном порядке на основании пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств соблюдения инспекцией процедуры взыскания спорной суммы задолженности налоговый орган не представил. Пресекательный срок на взыскание недоимки, исходя из совокупности указанных сроков, в настоящее время истек.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом в настоящее время утрачено право на взыскание с налогоплательщика задолженности (107 477,61 руб.), образовавшейся в период до 01.01.2007, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 38 921,79 руб. и пени в сумме 33 315,65 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 9 499,98 руб. и пени в сумме 7 937,78 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размере 6 507,49 руб. и пени в сумме 5 386,98 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 382,81 руб. и пени в сумме 317,03 руб.; по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в размере 1 974,96 руб. и пени в сумме 2 115,45 руб.; по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (налоговый агент), в размере 779 руб. и пени в сумме 338,69 руб.

При данных обстоятельствах суд считает утраченным право инспекции на обращение в суд с требованием о взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.

Из материалов дела следует, что пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 22 165,24 руб.; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 5 410,1 руб.; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размере 3 705,96 руб.; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 217,9 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в размере 1 124,71 руб., начислены за период с 01.01.2003 по настоящее время; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (налоговый агент), в размере 443,62 руб., начислены за период с 20.01.2004 по настоящее время; пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 228,18 руб.; пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 216,54 руб.; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц размере 130,64 руб.; пени по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов в размере 42,94 руб.; пени по налогу на рекламу, мобилизуемому на территориях городских округов в размере 11,79 руб.; пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции в размере 6,06 руб., начислены за период с февраля по сентябрь 2011 года.

При этом пени начислены в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязанности по уплате: единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 38 921,79 руб., единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 9 499,98 руб., единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размере 6 507,49 руб., единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 382,81 руб., налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в размере 1 974,96 руб.; взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (начисления по налоговым декларациям за 2001-2003 годы), налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (налоговый агент), в размере 779 руб. (срок уплаты 20.01.2004), сбора на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (период образования недоимки с 01.01.2003 по 20.10.2003), прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях городских округов (срок уплаты 01.01.2006); налог на рекламу, мобилизуемый на территориях городских округов (срок уплаты с 01.01.2003 по 20.06.2003); целевые сборы с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции (срок уплаты 01.01.2004), то есть сумм, право на взыскание которых согласно изложенным выше выводам суда налоговым органом утрачено до 01.01.2007 вследствие пропуска срока взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Таким образом, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Указанный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что 33 703,68 руб. задолженности по пени по различным налогам, взносам, сборам, начисленные после 01.01.2007 на суммы недоимки, право на взыскание которых налоговый орган к указанному моменту утратил (что соответствует письменным пояснениям инспекции от 10.01.2012), взысканию с налогоплательщика не подлежат.

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока и заявленных требований в размере 141 181,29 руб. отсутствуют.

Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, а именно отказ в удовлетворении заявленного инспекцией требования, освобожденной от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

в удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Федотова