НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 09.11.2023 № А33-31171/2022

1498/2023-276841(4)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 9 ноября 2023 года.
В полном объёме решение изготовлено 16 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в 

судебном заседании заявление Енисейского межрегионального управления Федеральной 

службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917, 

дата регистрации – 25.12.2006, адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 62)

к обществу с ограниченной ответственностью «Емельяновский коммунальный комплекс» (ИНН 2411025044, ОГРН 1152411000169, дата регистрации – 11.02.2015, адрес: 

о взыскании обязательных платежей,
в присутствии представителей по доверенностям:
от заявителя: Денисовой О.А. –от 11.11.2022 № 01-2/20-16339,
от ответчика: Прохорова М.С. – от 08.11.2022,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Миллер И.А.,

установил:

Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Емельяновский коммунальный комплекс» (далее – ответчик, общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 1 533 102,85 руб. 

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.01.2023 возбуждено производство по делу. 

Представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представитель ответчика  против удовлетворения заявления возражал. 

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства. 

Общество «Емельяновский коммунальный комплекс», являющееся плательщиком платы  за негативное воздействие на окружающую среду, с июня 2019 года на основании концессионного соглашения эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду,  производственные площадки: 


- № 2 (котельная № 3 «ДРСУ»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул. Московская, 291, 

- № 6 (котельная № 12 «Совхозная»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул. 2-х  Борцов, 21Е, 

- № 3 (котельная № 8 «Аэропорт»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул. Новая, 30Б, 

- № 7 (котельная «СПТУ-81»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул. СПТУ-81,  зд. 2М/2, 

- № 5 (котельная № 11 «ПМК»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул. Моло- дёжная, 1В, 

- № 4 (котельная № 9 «Центральная»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул.  Комарова, 8Б, 

- № 1 (котельная «ЦРБ»), адрес: Красноярский край, пос. Емельяново, ул. Московская, 2,  стр. 14. 

Управлением осуществлена проверка данной декларации, составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.07.2022,  которым установлено, что в соответствии со сведениями государственного реестра объектов,  оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предприятие осуществляет  хозяйственную деятельность на объектах 2 категории (7 площадок). Плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами исчислена с учетом предельно допустимых выбросов. По сведениям, имеющимся в Управлении, у общества «Емельяновский коммунальный комплекс» в 2020 году отсутствовало разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и декларация о воздействии на окружающую  среду, в связи с чем фактические массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух должны быть исчислены как сверхлимитные и рассчитанные с применением 100- кратного повышающего коэффициента, что, с учётом произведённой обществом оплаты в  сумме 14 492,28 руб., составляет 1 424 735,65 руб., из них: 

- по котельной № 12: 3280,91 х 100 за вычетом оплаты в сумме 3280,91 = 324810,09 руб.; 

- по котельной № 1: 1113,74 х 100 за вычетом оплаты в сумме 1113,74 = 100260,26 руб.;  - по котельной № 8: 2874,5 x 100) за вычетом оплаты в сумме 2874,5 = 284575,50 руб.; 

- по котельной «СПТУ-81» № 7: 1717,86 x 100 за вычетом оплаты в сумме 1717,86 =  170068,14 руб.; 

- по котельной № 11 «ПМК»: 1143,82 х 100 за вычетом оплаты в сумме 1143,82 =  113238,18 руб.; 

- по котельной № 9: 2503,34 х 100 за вычетом оплаты в сумме 2503,34 = 247830,66 руб. 

Также в ходе проверки правильности исчисления платы за размещение отходов производства и потребления Управлением было установлено, что в составе декларации по плате за  негативное воздействие на окружающую среду отсутствует раздел 3 «Расчет суммы платы за  размещение отходов производства и потребления». Согласно представленным журналам  учета движения отходов за 2020 год и за 3-4 кварталы 2019 отхода «золошлаковые смеси от  сжигания углей практически не опасные» 5 класса (9231010001995) образовалось 232 тонны,  в т.ч. за 2020 год - 202 тн., хранение с 2019 года - 30 тн, которые размещены на полигоне общества «Автоспецбаза» в 2020 году. По расчёту Управления размер платы составил  108367,20 руб. (232x17,3x1,08x25). 

По результатам проверки Управление пришло к выводу о выставлении обществу «Емельяновский коммунальный комплекс» требования о доначислении и довнесении в бюджетную систему Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду 


за 2020 год в размере 1 533 102, 85 руб. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный  воздух стационарными объектами (КБК 04811201010016000120) и за размещение отходов  производства и потребления (КБК 04811201041016000120). 

Письмом от 27.07.2022 № 03-2/7-11200 Управление направило в адрес общества акт от  26.07.2022, а также требование от 27.07.2022 № 03-2/7-11201 об уплате в добровольном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому управление просило в течение 10 дней со дня получения требования погасить 1 533 102 руб. 85 коп.  задолженности. Согласно почтовому уведомлению требование и акт получены ответчиком  4.08.2022, требование оставлено без удовлетворения. 

Неисполнение требования послужило основанием для обращения управления в суд с заявлением о взыскании 1 533 102 руб. 85 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Ответчик, возражая против удовлетворения иска, ссылался на принятие им мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду и необходимости уменьшения платы. 

Отсутствие сроков представления декларации о воздействии на окружающую среду, принятие мер по сдаче указанной декларации в 2020 году, отказ в приёме документов Управлением в связи с действием ограничительных мер по распространению коронавирусной инфекции, и фактическое представление декларации 25.03.2021 свидетельствует, по мнению ответчика, о неправомерном исчислении фактических масс выбросов как сверхлимитных. 

Согласно акту проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора  соблюдения обществом «Емельяновский коммунальный комплекс» требований законодательства в области охраны окружающей среды от 23.04.2021 № АТНЗ-199в, управлением в  отношении общества выдано предписание от 24.05.2019 № АТ-193в/1 об устранении выявленных нарушений, в том числе, о разработке и представлении в уполномоченный орган декларации о воздействии на окружающую среду со сроком исполнения – до 25.03.2021. Согласно пункту 4 акта от 23.04.2021 № АТНЗ-199в, предписание в указанной части обществом  не исполнено, декларация не разработана и в уполномоченный орган исполнительной власти  не представлена. 

Кроме того, из акта от 26.07.2022 следует, что обществом был представлен перечень  следующих документов (в копиях): приказа от 01.09.2019 № 34 о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание газоочистных установок и о создании комиссии  по обследованию технического состояния газоочистных установок; приказа от 01.09.2019 №  35 о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля; договора от 13.11.2019 № НФ-003643/НКО на оказание услуг по захоронению отходов  с АО «Автоспецбаза»; выписки из журнала движения отходов за 2020 год и 3-4 кв.- 2019; договора с доп. от 13.03.2020 № 0019ПХ/2020 на оказание лабораторных услуг; протокола от  12.05.2020 № 201 ПВ/20; результатов расчета к протоколу от 12.05.2020 № 201 ПВ/20; протокола от 12.052020 № 202 ПВ/20; результатов расчета к протоколу от 12.05.2020 № 202 


ПВ/20; протокола от 12.052020 № 203 ПВ/20; результатов расчета к протоколу от 13.05.2020   № 203 ПВ/20; заключения от 14.122020 на 14 листах; заключения с приложениями от  24.12.2020 № 24.49.31.000.Т.001444.12. 

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в  деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам. 

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные  в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и  иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. В соответствии с частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя  об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком  требовании срок уплаты. В силу статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для  взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4), при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном  заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета  и размера взыскиваемой суммы (часть 6). 

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих  веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих  веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих  веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). В соответствии с частью 2 указанной статьи плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии  с частью 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие  на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе  Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное  воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при  осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. В  силу статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в  отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база) (часть 1).  Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе  данных производственного экологического контроля (часть 2). Платежная база определяется  лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (часть 3). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допу-


стимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая  аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (часть 4). Информация о платежной базе представляется за отчетный  период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на  окружающую среду (часть 5). 

В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на  соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных  настоящей статьей, и суммирования полученных величин. 

Пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и  (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия  на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются  повышающие коэффициенты. 

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в  пункте 5 определения от 10.12.2002 № 284-О, по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду  взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей  негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых  нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности,  которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют  собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в  пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности,  исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом  платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую  обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов,  объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных  мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.  Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду,  определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. В силу изложенных норм,  ответчик, являясь природопользователем, обязан вносить плату за негативное воздействие на  окружающую среду. 

Ставки платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от  13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». 


Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, действующим в спорный период, утверждены правила исчисления и взимании платы за негативное  воздействие на окружающую среду. 

Согласно пункту 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду  исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за  негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее -  Постановление N 913) с применением коэффициентов, установленных законодательством в  области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и Постановлением Правительства Российской Федерации от  08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся  при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", и  суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения  окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по  объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности). 

Пунктом 9 Правил N 255 регламентировано, что платежной базой является объем или  масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов, а в пункте 21(1) Правил N 255 приведена формула расчета платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, в поименованных в названном пункте случаях. 

Согласно пункту 32 правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее  размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. В силу  пункта 35 правил лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего  за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате. В соответствии с пунктом 38 правил предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо,  обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о  плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы. В силу пункта 39 правил при проверке декларации о плате  устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям правил. В соответствии с пунктом 46 правил в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в  бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней. Согласно пункту 47 правил при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования администратор платы начинает процедуру взыскания платы  в судебном порядке. 

В силу статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета. 


Согласно части 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации  осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 утверждены  правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской  Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В силу указанного постановления в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 Федеральная служба по  надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Приказом Росприроднадзора от 16.02.2022 № 95 утверждено Положение о Енисейском  межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. 

Согласно пункту 4 положения управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: федеральный государственный экологический контроль  (надзор) (пункт 4.1), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.9), осуществляет  прием деклараций о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное  воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (пункт 4.17), осуществляет прием деклараций о плате за  негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.18). Учитывая изложенное, суд полагает, что заявитель правомерно обратился в суд с требованием о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Законом N 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих  субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II,  III и IV категорий. 

С 01.01.2019 частью 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, возложена обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 

В силу статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов  допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки  воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или)  иную деятельность на объектах II категории. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей  среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством  в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ). Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую  среду, представляемой, соответственно, в уполномоченный Правительством Российской Фе-


дерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта  Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Закона, кроме  случаев, предусмотренных статьей 23.1 указанного Закона. 

Пунктом 11(3) Правил N 255 установлено, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих  веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил. 

В пункте 12 Правил N 255 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1904, применяемого к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019)  определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на  объектах I, II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений - для лиц, эксплуатирующих объекты I категории; декларации о воздействии на окружающую среду - для лиц, эксплуатирующих объекты II категории; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов -  для лиц, эксплуатирующих объекты III категории) - такие лица при расчете платы используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20 и 21(1) Правил N  255). 

Пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ определено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются дополнительные коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие  объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу (абзац 8). 

Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей  31.2 Закона N 7-ФЗ. 

С учётом вышеприведённых норм отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду с приложенными расчетами нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов влечет исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду для объектов I и II категорий как за сверхлимитное воздействие с применением  100-кратного повышающего коэффициента. 

Судом установлено, что ответчик в процессе хозяйственной деятельности осуществляет  выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, размещает отходы от производства и потребления, что следует из декларации общества о плате за  НВОС за 2020 год на сумму 14 492,28 руб. Управлением в процессе проверки правильности  и полноты первичной декларации и своевременности внесения платы за 2020 год установлено, что по объектам II категории в отсутствие декларации о воздействии на окружающую  среду плата за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 плата рассчитана без применения 100- кратного повышающего коэффициента. В связи с этим управление исчислило плату с повышающим коэффициентом, учло фактическую уплату, предложило обществу внести  1 533 102,85 руб. (1 424 735,65 руб. за сверхлимитное воздействие и 108 367,2 руб. за размещение отходов производства и потребления, доначисление которых плательщик не оспорил). 

С доначислением платы ответчик не согласился, заявив довод о реализации им мер по  снижению негативного воздействия на окружающую среду, в результате которых понесён- ные им затраты составили 10 040 335,52 руб. Как полагает ответчик, данные расходы должны быть зачтены в счёт внесения платы за негативное воздействие. Заявленный довод подлежит отклонению; возможность корректировки размера платы путем отражения в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду предусмотрена по-


становлениями Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 3 марта  2017 г. N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую  среду», от 31 мая 2023 г. N 881 «Об утверждении правил исчисления и взимания платы за  негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых  актов правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства  Российской Федерации», которыми установлен специальный порядок данной процедуры.  Вместе с тем, в административный орган за корректировкой платы с приложением соответствующих доказательств ответчик не обращался, Енисейским межрегиональным управлением контрольные мероприятия не осуществлялись, При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для снижения суммы платы за негативное воздействие на сумму понесён- ных ответчиком затрат на снижение негативного воздействия на окружающую среду. 

Также ответчиком заявлен довод об отсутствии сроков представления декларации о  негативном воздействии на окружающую среду, о направлении им декларации за 2020 год, в  связи с чем отсутствуют основания для начисления платы с учётом повышающего коэффициента. Заявленный довод подлежит отклонению в силу следующего. 

Согласно части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на  сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную  и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до  01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. 

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1  настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ). 

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1  настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ). 

С учётом данных норм, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.09.2023 N 302-ЭС23-6935 по делу N А74-628/2022, принимая  во внимание принцип непрерывности лимитирования осуществляемых природопользователем выбросов в окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что соответствующая декларация о воздействии подлежит представлению: 

- природопользователем, имеющим ранее выданные разрешения, - не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешений и документов, 

- природопользователем, не имеющим ранее выданные разрешения, - не позднее момента возникновения объекта обложения платой за негативное воздействие на окружающую  среду. 

Поскольку объекты негативного воздействия на окружающую среду появились в пользовании ответчика в 2019 году, по состоянию на 1.01.2020, т.е. на начало спорного расчетного  периода, декларация о воздействии на окружающую среду должна быть им предоставлена. 


Из пояснений ответчика следует, что в 2020 году он принимал меры по сдаче декларации  о негативном воздействии, однако Управление в приёме документов отказало в связи с наличием ограничений, вызванных коронавирусной инфекцией; вместе с тем, доказательств обращения к Управлению в 2020 году по вопросу сдачи декларации, как и получения от Управления ответа с приведённым обществом содержанием, в материалы дела не представлено. 

В последующем обществом 25.03.2021 в Управление направлена декларация о воздействии на окружающую среду, которая не была доставлена по электронной почте по причине  выбора обществом неверного адреса для направления декларации. Повторно декларация о  воздействии на окружающую среду была направлена обществом 18.11.2021, и отклонена  03.12.2021 в связи с недостоверными сведениями. Повторно со сдачей деклараций ответчик  обратился в Управление 13.12.2021, после чего декларация были приняты Управлением. Таким образом, декларации о воздействии на окружающую среду обществом были представлены несвоевременно. 

Оценив доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду по состоянию на 1.01.2020, суд приходит к выводу о правомерном доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. На основании изложенного, в отсутствии доказательств уплаты, заявленные требования о взыскании 1 533 102,85 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. 

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу части 3 указанной  статьи государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был  освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально  размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина за рассмотрение требований о взыскании  1 334 884,34 руб. составляет 26 349 руб. Принимая во внимание результат рассмотрения  настоящего спора, а также то, что заявитель освобожден от оплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 26 349 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. 

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной  квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).  По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть  направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный  комплекс" 1 533 102,85 руб. плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020  год в доход соответствующего бюджета. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный  комплекс" в доход федерального бюджета 28 331 руб. государственной пошлины. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано  в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края. 

Судья Е.Р. Смольникова