АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мая 2009 года | Дело № А33-5924/2009 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2009 года.
В окончательной форме решение изготовлено 08 мая 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания «Миг» (г.Дудинка)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителя заявителя: Самусевой Т.В., доверенность от 29.04.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее – УФНС, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания «Миг» (далее – ООО ПТК «Миг», ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.04.2009 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик (его представитель) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 час. 20 мин. 05.05.2008 до 12 час. 00 мин. 08.05.2009.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО ПТК «Миг» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1038400004180, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по производству и поставке алкогольной продукции на основании лицензий от 30.08.2006 № 2035 и от 26.12.2006 № 2035.
Из материалов дела следует, что 08.04.2009 УФНС проведены плановые мероприятия по проверке указанной деятельности ответчика по вопросам соблюдения требований законодательства в области оборота алкогольной продукции.
В ходе проведенных мероприятий административным органом выявлены следующие факты:
1. Журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ведется с нарушением требований с п.п. 9, 10 Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380), Приказа ФНС России от 17.08.2006 № ММ-3-07/534@ «Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядка его заполнения» пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а именно данные об отгрузке алкогольной продукции отражаются в журнале без использования программных средств ЕГАИС. Сведения об отгрузке покупателям фиксируются в ЕГАИС позже на 2-15 дней даты фиксации в журнале:
- накладная № 492 от 17.03.2009 в адрес ООО ТД «Аян» в количестве 3060 бут., в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 493 от 17.03.2009 в адрес ООО «Виктория» в количестве 80 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 494 от 17.03.2009 в адрес ООО «Виктория» в количестве 80 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 495 от 17.03.2009 в адрес ООО «ШСП» в количестве 150 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС -01.04.2009;
- накладная № 496 от 17.03.2009 в адрес ООО «ШСИ» в количестве 218 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 497 от 17.03.2009 в адрес ООО «ШСП» в количестве 150 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 498 от 17.03.2009 в адрес ООО «Элвир» в количестве 178 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 499 от 17.03.2009 в адрес ООО «СитиЛайн» в количестве 476 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 501 от 17.03.2009 в адрес ООО «Алкомир Заполярья» в количестве 2472 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 502 от 17.03.2009 в адрес ООО «Альянс-2006» в количестве 200 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 503 от 17.03.2009 в адрес ООО «Альянс-2006» в количестве 232 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 504 от 17.03.2009 в адрес ООО «Презент» в количестве 1014 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС -01.04.2009;
- накладная № 505 от 17.03.2009 в адрес ООО «Альянс-2006» в количестве 258 бут. в журнале отражена - 17.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 507 от 18.03.2009 в адрес ООО «Авангард» в количестве 48 бут. в журнале отражена - 18.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 508 от 18.03.2009 в адрес ООО «Авангард» в количестве 102 бут. в журнале отражена - 18.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 509 от 18.03.2009 в адрес ООО «Самур» в количестве 129 бут. в журнале отражена - 18.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 510 от 18.03.2009 в адрес ООО «Каспий» в количестве 194 бут. в журнале отражена - 18.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 511 от 18.03.2009 в адрес ООО «Каспий» в количестве 180 бут. в журнале отражена - 18.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 532 от 19.03.2009 в адрес ООО «Виктория+» в количестве 200 бут. в журнале отражена - 19.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 535 от 20.03.2009 в адрес ООО «Барс» в количестве 142 бут. в журнале отражена- 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 536 от 20.03.2009 в адрес ООО «Барс» в количестве 50 бут. в журнале отражена - 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 537 от 20.03.2009 в адрес ООО «Барс» в количестве 90 бут. в журнале отражена - 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 538 от 20.03.2009 в адрес ООО «Дудинский торговый дом» в количестве 204 бут. в журнале отражена - 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 539 от 20.03.2009 в адрес ООО «Пингвин» в количестве 142 бут. в журнале отражена - 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 540 от 20.03.2009 в адрес ООО «Северная Диана» в количестве 106 бут. в журнале отражена - 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 541 от 20.03.2009 в адрес ООО «Каспий» в количестве 1000 бут. в журнале отражена - 20.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 544 от 23.03.2009 в адрес ООО ТД «Аян» в количестве 3574 бут. в журнале отражена- 23.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 545 от 24.03.2009 в адрес ООО «Каспий» в количестве 60 бут. в журнале отражена - 24.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 546 от 24.03.2009 в адрес ООО «Дудинский торговый дом» в количестве 317 бут. в журнале отражена - 24.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 547 от 24.03.2009 в адрес ООО ПКФ «Тетра» в количестве 2639 бут. в журнале отражена - 24.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 548 от 24.03.2009 в адрес ООО «Каспий» в количестве 40 бут. в журнале отражена- 24.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 549 от 24.03.2009 в адрес ООО «Мечта» в количестве 102 бут. в журнале отражена - 24.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 568 от 27.03.2009 в адрес ООО ТД «Аян» в количестве 3678 бут. в журнале отражена - 27.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 569 от 26.03.2009 в адрес ООО «Виктория+» в количестве 81 бут. в журнале отражена - 26.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 578 от 27.03.2009 в адрес ООО ТД «Аян» в количестве 10000 бут. в журнале отражена - 27.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 580 от 31.03.2009 в адрес ООО «Элвир» в количестве 110 бут. в журнале отражена - 31.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 581 от 31.03.2009 в адрес ООО «Мария» в количестве 70 бут. в журнале отражена -31.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 582 от 31.03.2009 в адрес ООО «Ксения» в количестве 60 бут. в журнале отражена - 31.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 583 от 31.03.2009 в адрес ООО ИХ «Таймырский» в количестве 2000 бут. в журнале отражена - 31.03.2009, проведена в ЕГАИС - 01.04.2009;
- накладная № 597 от 02.04.2009 в адрес ООО «Саяны» в количестве 130 бут. в журнале отражена - 02.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
- накладная № 598 от 02.04.2009 в адрес ООО «Дудинский торговый дом» в количестве 294 бут. в журнале отражена - 02.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
- накладная № 599 от 02.04.2009 в адрес ООО «Удача» в количестве 112 бут. в журнале отражена 02.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
- накладная № 601 от 02.04.2009 в адрес ООО «Миллион» в количестве 120 бут. в журнале отражена - 02.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
- накладная № 602 от 02.04.2009 в адрес ООО «Меркурий Н» в количестве 288 бут. в журнале отражена - 02.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
- накладная № 603 от 02.04.2009 в адрес ООО «Дудинский торговый дом» в количестве 196 бут. в журнале отражена - 02.04.2009, проведена в ЕГАИС -06.04.2009;
- накладная № 604 от 01.04.2009 в адрес ООО «Виктория+» в количестве 182 бут. в журнале отражена - 01.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
- накладная № 605 от 02.04.2009 в адрес ООО «Виктория+» в количестве 546 бут. в журнале отражена - 02.04.2009, проведена в ЕГАИС - 06.04.2009;
2. При осмотре вышеуказанных товаротранспортных документов (товарно-транспортных накладных) №№ 492-499, №№ 501-505, №№ 507-511, № 532, №№ 535-541, №№ 544-549, № 568-569, № 578, №№ 580-583, №№ 597-599, №№ 601-605 выявлено, что:
- во всех товарно-транспортных накладных не указываются по строкам «Плательщик», «Организация» и «Заказчик (плательщик)» банковские реквизиты;
- не заполняется строка «Приложение (паспорта, сертификаты и т.п.) на листах»;
- в строках «отпуск разрешил» и «отпуск груза произвел» не указывается должность лица, который разрешает произвести отпуск груза получателю, отсутствует дата;
- в товарно-транспортных накладных в товарном разделе по графе «вид упаковки» не указывается сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: «ящ.», «корз.», «боч.», «пак.» и т.д.);
- во всех товарно-транспортных накладных в транспортном разделе не заполняются данные «сведения о грузе»: «краткое наименование груза», «вид упаковки», «кол. мест»;
- во всех товарно-транспортных накладных в транспортном разделе не заполняются строки «Сдал груз», «Принял водитель экспедитор», «Сдал водитель экспедитор», по строке «Принял» отсутствует должность, подпись лица и расшифровка подписи лица получившего груз;
- в товарно-транспортных накладных №№ 502 от 17.03.09, 505 от 17.03.09, 507-511 от 18.03.09, 535-539 от 20.03.09, 541 от 20.03.09, 549 от 24.03.09, 581 от 31.03.09, 603 от 02.04.09 отсутствует штамп организации-грузополучателя, которым удостоверяется прием груза,
что противоречит указаниям по применению и заполнению форм, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78, в соответствии с которым товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов;
З. В нарушение требований Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной заместителем Министра пищевой промышленности СССР 25.09.1985 (далее - Инструкция) ООО ПТК «Миг»:
- в актах инвентаризации спирта этилового в спиртохранилище не указаны 6-ть из 7-ми контейнеров-цистерн, предназначенных для транспортирования спирта этилового, что является нарушением п.6.7 указанной Инструкции в соответствии с которым «в акте о снятии остатков (форма П-27) перечисляются вместимости (посуда), в которых на момент инвентаризации не имелось спирта, т.е. в акте должны быть указаны все без исключения числящиеся за материально-ответственным лицом резервуары, баки, бочки и т.п., предназначенные для хранения и транспортирования спирта»;
- в актах инвентаризации спирта этилового в спиртохранилище не указан способ определения спирта в емкостях, что является нарушением правила заполнения формы П-27, указанного в приложении № 21 к Инструкции в соответствии с которыми «количество спирта при инвентаризации определяется пропуском через мерник или замером с указанием способа определения в соответствующей графе акта»;
- в актах инвентаризации спирта этилового при указании емкостей не указан номер емкости, в которой произведено измерение спирта;
- операции по приходу и расходу в журналах форм П-23, П-20, П-22 не сверяются с данными бухгалтерского учета, что является нарушением п. 7.1.17. Инструкции, в соответствии с которым «не реже одного раза в месяц операции по приходу и расходу сверяются с данными бухгалтерского учета»;
- при смене заведующего спиртохранилищем в мае 2007 года не проведена инвентаризация спирта путем пропуска через мерники, что является нарушением п. 7.1.18. Инструкции в соответствии с которым «при смене заведующего спиртохранилищем (складом) производится инвентаризация спирта путем пропуска его через мерники или взвешиванием на товарных весах»;
- организацией в 2007, 2008 и 1 квартале 2009 года не проводилась инвентаризация спирта этилового путем пропуска через мерники, что является нарушением п. 6.6. Инструкции в соответствии с которым «один раз в год, в период наименьших остатков, наличие спирта определяется обязательно путем пропуска его через мерники».
- организацией не заполняется Журнал осмотра состояния оборудования, трубопроводов и арматуры, что является нарушением п. 7.1.8 Инструкции;
4. Посуда хранится на открытой территории без навесов, что является нарушением «Инструкции о порядке приёмки, хранения, отпуска и учёта стеклянной тары в системе Министерства пищевой промышленности СССР», утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 08.02.1980;
5. В помещении склада готовой продукции отсутствует общеобменная вентиляция, что является нарушением п.7.16 СанПиН 2.3.4.704-98 «Производство спирта этилового и ликероводочных изделий»;
6. В нарушение пункта 12.3 СанПиН 2.3.4.704-98 «Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий» в область аккредитации лаборатории не включено проведение анализов (входной контроль) поступающего сырья (сахар) и вспомогательных материалов (этикет, тара, стеклотара, средства укупорочные на соответствие СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов».
08.04.2009 административным органом в отношении ООО ПТК «Миг» составлен протокол №10/31-8 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд Красноярского края в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ для наложения на ответчика санкций, предусмотренных частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункта 1 статьи 18 Федерального Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 2 указанной статьи лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции.
Из материалов дела следует, что ООО ПТК «Миг» осуществляет деятельность по производству и поставке алкогольной продукции на основании лицензий от 30.08.2006 № 2035 и от 26.12.2006 № 2035. При этом согласно условиям названных лицензий, указанные виды деятельности должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие производство, закупку (включая импорт) и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и оборота.
В силу пункта 4 приведенной статьи порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения показатели, используемые для учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) продукции, фиксируются организациями в журнале учета объемов производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - журнал) в соответствии с порядком его заполнения, утвержденным Федеральной налоговой службой.
Приказом ФНС РФ от 17.08.2006 № ММ-3-07/534@ утверждена форма журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядка его заполнения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 8 указанного Федерального закона оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенных выше норм следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции разрешен только после фиксации информации о данной продукции в ЕГАИС.
Согласно пункту 1.1. Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта (утверждена заместителем Министра пищевой промышленности СССР 25.09.1985) настоящая инструкция распространяется на все виды и сорта этилового спирта, водно - спиртовые растворы, а также на побочные спиртопродукты ректификации (головная фракция этилового спирта, сивушный спирт, сивушное масло и др.).
Разделом 6 Инструкции предусмотрен порядок инвентаризации спирта. В частности, пунктом 6.6. установлено, что один раз в год, в период наименьших остатков, наличие спирта определяется обязательно путем пропуска его через мерники.
В соответствии с пунктом 6.7. указанного раздела Инструкции в акте о снятии остатков (форма № П-27) перечисляются вместимости (посуда), в которых на момент инвентаризации не имелось спирта, т.е. в акте должны быть указаны все без исключения числящиеся за материально ответственным лицом резервуары, баки, бочки и т.п., предназначенные для хранения и транспортирования спирта.
Приложением № 21 к Инструкции предусмотрен акт инвентаризации спирта (форма П-27), включающий, в том числе таблицу «Расчет потерь и естественной убыли спирта по нормам», согласно которой при перемещении спирта из мерника в цистерну должен быть указан способ его перемещения.
Разделом 7 Инструкции установлен порядок хранения спирта, в том числе:
- пункт 7.1.8.: механик предприятия и зав. спиртохранилищем один раз в месяц осматривают состояние резервуаров, трубопроводов и арматуры спиртохранилища, с занесением результатов осмотра в специальный журнал, хранящийся в спиртохранилище (приложение 22);
- пункт 7.1.17.: заведующий спиртохранилищем (складом) ведет количественный учет спирта в приходно-расходном журнале в декалитрах безводного спирта по отдельным резервуарам и сортам спирта по форме № П-22 (приложение 19). Журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен сургучной печатью предприятия (организации) и заверен руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия (организации). Итоги оборотов по приходу и расходу, а также остатки спирта выводятся в журнале ежедневно. Записи в журнале производятся чернилами после завершения операции на основании надлежаще оформленных документов с отметками в них номеров страниц журнала, на которых записана операция. Не реже одного раза в месяц операции по приходу и расходу сверяются с данными бухгалтерского учета;
- пункт 7.1.18.: при смене заведующего спиртохранилищем (складом) производится инвентаризация спирта путем пропуска его через мерники (п. 1.3.1 Инструкции) или взвешиванием на товарных весах.
Министерством пищевой промышленности СССР 08.02.1980 утверждена «Инструкция о порядке приемки, хранения, отпуска и учета стеклянной тары в системе Министерства пищевой промышленности СССР», разделом 3 которой предусмотрен порядок хранения стеклянной посуды. В частности, пунктом 3.1 Инструкции установлено, что стеклянная тара должна храниться в закрытых тарных складах (тарных цехах), а также под навесами.
Согласно пункту 2.1. СанПиН 2.3.4.704-98 «Производство спирта этилового и ликероводочных изделий» настоящие Санитарные правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию предприятий, цехов, участков (далее - предприятий), вырабатывающих спирт этиловый ректификованный и ликероводочные изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режимам производства и хранения спирта и ликероводочных изделий.
Пункт 7.16. СанПиН 2.3.4.704-98 предусматривает, что складские помещения должны быть сухими, чистыми, отапливаемыми, оборудованными общеобменной вентиляцией (температура - не ниже 8 град. С, относительная влажность воздуха - 70-75%), оборудованными специальными помещениями для разгрузки сырья и погрузки готовой продукции и обеспечены навесами для защиты от атмосферных осадков.
В силу пункта 12.3. СанПиН 2.3.4.704-98 технохимический контроль включает проверку качества поступающих на завод сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, готовой продукции в соответствии с СанПиН 2.3.2.560-96, а также контроль за соблюдением технологических и санитарно - гигиенических режимов производства.
Факты осуществления ООО ПТК «Миг» деятельности по обороту алкогольной продукции с нарушением вышеприведенных требований действующего законодательства подтверждается материалами дела (в том числе, протоколом от 07.04.2009 № 8 осмотра, копиями журналов учета объемов спирта П-20, П-23, П-22, копиями товарно-транспортных накладных, протоколом от 08.04.2009 № 10/31-8 об административном правонарушении, письменными пояснениями ответчика, данными при составлении протокола), ответчиком не оспаривается; соответствующие действия ответчика образуют признаки объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.
При этом из смысла части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Административный орган не доказал относимости фактов оформления товарно-транспортных накладных №№ 492-499, №№ 501-505, №№ 507-511, № 532, №№ 535-541, №№ 544-549, № 568-569, № 578, №№ 580-583, №№ 597-599, №№ 601-605 (пункт 2 протокола об административном правонарушении от 08.04.2009) с нарушением указаний по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78, к объективной стороне рассматриваемого административного правонарушения - промышленному производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на вышеприведенный вывод суда о наличии в действиях ответчика признаков объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Из пояснений законного представителя ООО ПТК «Миг», данных при составлении протокола следует, что:
- фиксация сведений об отгрузке алкогольной продукции была произведена позже установленных сроков, поскольку в период с 16.03.2009 по 20.03.2009 на предприятии производилась установка новой системы ЕГАИС;
- нарушения, установленные в спиртохранилище, допущены материально ответственным лицом (зав. спиртохранилищем) по причине отсутствия опыта;
- посуда хранится на открытой территории без навеса…;
- при аккредитации лаборатории не был включен входной контроль сахара и вспомогательных материалов в связи с отсутствием специалистов…
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не принял необходимых мер для соблюдения лицензионных требований и условий.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с приказом ФНС РФ от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» в управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации вправе составлять указанные протоколы руководитель управления, заместитель руководителя управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, старший государственный налоговый инспектор, государственный налоговый инспектор, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 08.04.2009 № 10/31-8 составлен старшим государственным налоговым инспектором контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю Самусевой Т.В., следовательно, уполномоченным лицом.
Протокол об административном правонарушении составлен с учетом предусмотренных статьями 28.2, 28.5 КоАП РФ требований, в том числе с участием законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - исполняющего обязанности генерального директора ООО ПТК «Миг» коммерческого директора Зацепина А.Ю., полномочия которого подтверждаются, в частности, приказом от 13.03.2009 № 140/1, приказом от 13.03.2009 № К-442/1, командировочным удостоверением от 13.03.2009 № 442/1.
Таким образом, соответствующие действия ответчика образуют состав рассматриваемого административного правонарушения, основания для привлечения ООО ПТК «Миг» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ в судебном заседании арбитражным судом установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьями 4.2., 4.3. КоАП РФ обстоятельств в материалах дела отсутствуют, о наличии указанных обстоятельств не заявлено.
Соответствующим совершенному ответчиком правонарушению, является административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностьюПроизводственно-торговая компания «Миг», зарегистрированное в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1038400004180, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, ул. Взлетная, 1, к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Единый казначейский счет (ЕКС) № 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, г. Красноярск, БИК банка 040407001,
КБК 18211608000010000140 («Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции).
Получатель: УФК Минфина России по Красноярскому краю (ИФНС по Октябрьскому району г.Красноярска), ИНН 2463069250, КПП 246301001, ОКАТО 04401000000 (г.Красноярск).
Взыскатель платежа: Управление ФНС России по Красноярскому краю.
Судья Е.М. Шайхутдинов