НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 07.12.2016 № А33-14698/16

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

декабря 2016 года

Дело № А33-14698/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  07 декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи О.С. Щёлоковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тагульское"  (ИНН 2464051552, ОГРН 1032402517311, г. Красноярск, дата регистрации 15.12.2003)

к государственному  учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (ИНН 2465067516, ОГРН 1022402481507, г. Красноярск, дата регистрации 27.09.2001)

о признании недействительным решения,

при участии представителя заявителя: Емельянова К.В., по доверенности от 22.06.2016,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Ю. Григорьевой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тагульское" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному  учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска о признании недействительным решения от 15.04.2016 № 205V12160000072.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.07.2016 возбуждено производство по делу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), для участия в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска в отношении общества «Тагульское»  проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов  на  обязательное  медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

В ходе проверки Фондом установлено, что страхователем занижена база для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам выплат трудоустроенных по совместительству сотрудникам, занятым на видах работ, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда; аттестация рабочих мест по условиям труда в проверяемый период не производилась. 

Результаты выездной проверки отражены в акте от 18.03.2016 № 205V10160000237.

По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение от 15.04.2016 №205V121160000072 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение  нарушения законодательства  Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым обществу доначислены, в том числе страховые взносы в размере 3 801,56 руб., пени в сумме 921,39 руб., штраф в размере 760,28 руб.

Считая решение от 15.04.2016 №205V121160000072 нарушающим права и законные интересы страхователя, общество с ограниченной ответственностью "Тагульское" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из решения от 15.04.2016 №205V121160000072 следует, что основанием для доначисления и предложения уплатить страховые взносы в размере 3 801,56 руб., пени в сумме 921,39 руб., штраф в размере 760,28 руб. послужил ввод Управления о том, что страхователем занижена база для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам выплат трудоустроенных по совместительству сотрудникам, занятым на видах работ, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда; аттестация рабочих мест по условиям труда в проверяемый период не производилась. 

Суд считает, что Управление не доказало правомерность оспариваемого решения по следующим основаниям.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым отнесены и организации.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (в том числе указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ) в силу части 1 статьи 7 этого Закона признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон № 173-ФЗ), применяются с 1 января 2013 года дополни-тельные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на работах с особыми условиями труда (вредными или тяжелыми), стаж работы в которых дает право на досрочную пенсию.

В ходе проверки Управление пришло к выводу о том, что в нарушение статьи 7, статьи 8, части 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам заявителем не включены суммы выплат, начисленные в пользу работников организации:

мастерам по добыче нефти и газа (Корепанову А.В., Ясиненко В.А.);

операторам по добыче нефти и газа (Ахтаеву Ж.У., Марчкову И.А., Камаеву В.В., Потураеву П.Н., Чусову Ю.В.);

слесарям-ремонтникам, непосредственно занятых на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата 4 разряда (Галиеву А.Н., Мухаметьянову Р.Р.);

электрогазосварщику (Белову С.М.),

занятых на видах работ, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ и в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.

Спор по фактическим обстоятельствам между сторонами отсутствует.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение:

- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях;

- Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Поименованные выше должности работников заявителя входят в список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пен-сии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (6 Правил).

Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996         № 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Спи-сков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Пунктом 5 указанных Разъяснений предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

С учетом изложенного, если работники заняты на работах, предусмотренных подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в течение неполного рабочего дня, периоды выполнения этих работ не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из трудовых договоров, табелей учета рабочего времени, приказов и штатного расписания общества «Тагульское», исследованных Управлением Пенсионного фонда при проведении проверки, следует, что спорные работники осуществляли в 2013 году выполнение трудовых функций на условиях совместительства (в январе 2013 года – на 25 % тарифной ставки, с февраля по декабрь 2013 года – на 10 % тарифной ставки), с занятость на рабочем месте менее 80 % рабочего времени – в январе 2013 года  сотрудники работали по 2 часа в день, с февраля по декабрь 2013 года – по 0,8 часа в день).

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что работники имеют не полную занятость на работах, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Управление Пенсионного фонда при принятии оспариваемого решения не установило и не в материалы дела не представило доказательств того, что спорный период занятости сотрудников включается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, работники в спорный период могут считаться полностью занятым на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, то есть им соответствующих.

Поскольку начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, у заявителя отсутствовала обязанность уплачивать в 2013 году дополнительные взносы с выплат, произведенных работникам - мастерам по добыче нефти и газа, операторам по добыче нефти и газа, слесарям-ремонтникам, непосредственно занятым на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата 4 разряда, электрогазосварщику.

С учетом изложенного, требования общества "Тагульское" подлежат удовлетворению, решение Управления Пенсионного фонда - признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результата рассмотрения дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб.  подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признатьнедействительным решение от 15.04.2016 № 205V12160000072 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», принятое Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска, как не соответствующее Федеральному закону от 24.12.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Тагульское".

Взыскать с  Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (ИНН 2465067516, ОГРН 1022402481507, г. Красноярск, дата регистрации 27.09.2001) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тагульское"  (ИНН 2464051552, ОГРН 1032402517311, г. Красноярск, дата регистрации 15.12.2003) 3 000,00 руб. судебных расходов на уплату государственной пошлины.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Щёлокова