АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2024 года
Дело № А33-25683/2023
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена «07» февраля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено «21» февраля 2024 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Заблоцкой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (ИНН <***>; ОГРН <***>),
о признании незаконными действий по отказу в перерасчете задолженности,
об обязании произвести перерасчет,
заявителя (посредством сервиса онлайн-заседание Картотеки арбитражных дел, до перерыва): – индивидуального предпринимателя ФИО1,
от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 23.08.2023 № 2.4-09/1,
при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Скичко М.С.
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (далее – ответчик) о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю, произвести перерасчет суммы задолженности с исключением из нее суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год и начисленных пени; об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю произвести перерасчет суммы задолженности с исключением из нее суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год и начисленных пени.
Заявление принято к производству суда. Определением от 16.10.2023 возбуждено производство по делу.
Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчтик против удовлетворения заявленных требований возразил, поддержал доводы, изложенные в отзыве, согласно которому индивидуальные предприниматели, проходившие службу в органах внутренних дел, получающие пенсии за выслугу лет, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 24.06.2023. Следовательно, за налоговые периоды до вступления в законную силу Федерального закона от 13.06.2023 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно за 2022 год, произведение перерасчета начисленных страховых взносов неправомерно.
В судебном заседании, состоявшемся 24.01.2024, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлен перерыв до 07.02.2024, о чем вынесено протокольное определение.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно выписке Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 с 14.01.2005 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН <***>, ОГРНИП <***>).
В соответствии со справкой Прокуратуры Красноярского края от 02.08.2023 № 64-16-2023 заявитель является получателем пенсии за выслугу лет по линии органов прокуратуры в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1).
Как следует из заявления, посредством Портала государственных услуг Российской Федерации (Госуслуги) заявителем получено уведомление о наличии задолженности по налогам и сборам за 2022 год в размере 71 207,13 руб.
Заявитель, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 № 42-П, обратился в налоговый орган с заявлением о снятии с учета в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о перерасчете задолженности путем исключения из нее страховых вносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год и соответствующей суммы пени, в связи с тем, что предприниматель является пенсионером по выслуге лет органов прокуратуры Российской Федерации с 04.02.2003, следовательно, плательщиком указанных страховых взносов не является.
Обращение рассмотрено налоговым органом, письмом от 27.07.2023 № 2411-00-11-2023/004852 заявителю отказано в перерасчете сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год, разъяснено, что поправки Федерального закона от 15.12.2001 № 127-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 13.06.2023 № 257-ФЗ (далее – Закон № 257 ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», исключающий из числа страхователей и застрахованных лиц индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 вступил в законную силу 24.06.2023. Таким образом, как указано в ответе налогового органа, индивидуальные предприниматели, проходившие службу в органах внутренних дел, получающие пенсии за выслугу лет, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с даты вступления в силу Закона № 257-ФЗ, то есть с 24.06.2023.
Отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17, выраженный в письме от 27.07.2023 № 2411-00-11-2023/004852, обжалован заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю вынесено решение от 23.08.2023 № 2.122-17/15919@ об оставлении жалобы заявителя без удовлетворения.
Считая отказ в перерасчете сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год противоречащим законодательству и нарушающим его права, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статья 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно оттиску штампа органа почтовой связи на конверте, заявление о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю, выраженного в письме от 27.07.2023 № 2411-00-11-2023/004852, поддержанного решение от 23.08.2023 № 2.122-17/15919@, заявитель направил в суд 30.08.2023, то есть с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 6 Федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, индивидуальные предприниматели (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Положениями пункта 1 статьи 419 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (подп. 1);
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (подп. 2).
Сроки уплаты страховых взносов за расчетный период - не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части 3 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Сторонами настоящего дела не оспаривается, что заявитель с 05.02.2003 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1.
Согласно статье 4 Закона № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом № 4468-1, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Закона № 4468-1).
В силу части 4 статьи 7 Закона № 4468-1 лица, указанные в статье 1 Закона № 4468-1, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 № 42-П «По делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской 5 Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», частей 2 и 3 статьи 8 и части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданина ФИО3» рассмотрен вопрос о конституционности законоположений, закрепляющих обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лицами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1, которые после оставления службы начали осуществление предпринимательской деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации признал подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, в системе действующего правового регулирования возлагая на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливают для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.
Во исполнение указанного постановления принят Федеральный закон от 13.06.2023 № 257-ФЗ (далее – Федеральный закон № 257 ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому абзац 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» изложен в следующей редакции:
«2) индивидуальные предприниматели (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой (за исключением индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона)».
Таким образом, получающие пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, наряду с адвокатами исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2023 № 558-О).
В данном случае, поскольку заявитель, являясь лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1, не является адвокатом, получающим пенсию за выслугу лет, но, с учетом правовой позиции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 № 42-П, приравнивается к таковым, основания для уплаты им страховых взносов следует признать отсутствующими, ввиду исключения заявителя из числа страхователей.
Следовательно, оснований для отказа, выраженного в письме от 27.07.2023 № 2411-00-11-2023/004852, не имелось.
Довод о наличии оснований для уплаты страховых взносов до даты вступления в законную силу Федерального закона от 13.06.2023 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно до 24.06.2023 отклоняется судом на основании следующего.
Порядок вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено и решения предшествующих судебных инстанций состоялись до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Учитывая изложенное, положения законодательства, признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 № 42-П, не подлежат применению со дня официального опубликования данного постановления, т.е. с 14.10.2022.
Принимая во внимание дату вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 № 42-П (14.10.2022), установленный положениями статьи 432 НК РФ срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2022 год (31.12.2022), оспариваемый отказ налогового органа от 27.07.2023 № 2411-00-11-2023/004852 не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 № 42-П, в связи с чем требование предъявлены заявителем правомерно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.04.2013 № 608-О, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, не вытекает право того или иного лица на судебное разбирательство его дела в определенной процедуре, - такое право закрепляется федеральным законом, в частности Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом, выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
Заявителем в качестве восстановительной меры указано требование об обязании ответчика произвести перерасчет суммы задолженности с исключением из нее суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год и начисленных пени.
Суд полагает подлежащей применению восстановительную меру в виде обязания налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и произвести перерасчет суммы задолженности с исключением из нее суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год, суммы начисленной пени.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение заявления составляет 300 руб. и уплачена заявителем при обращении в суд, что подтверждается чеком от 29.08.2023 (идентификатор платежа 751350724698KFEW).
Учитывая результат рассмотрения спора, на основании статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию 300 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Признать недействительным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю по отказу ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в перерасчете сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (ИНН <***>; ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 300,00 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
А.В. Заблоцкая