НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 06.09.2022 № А33-7253/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А33-7253/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена «06» сентября 2022 года.

В полном объёме решение изготовлено «13» сентября 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Заблоцкой А.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (ИНН 2404013305, ОГРН 1092404001458)

к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)

об исключении недостоверных сведений из государственного лесного фонда,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- федерального государственного бюджетного учреждения «РосЛесИнфорг» в лице Восточно-Сибирского филиала,

в присутствии:

от истца: Дуткиной М.В. – представителя по доверенности от 11.01.2022,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Скичко М.С.,

установил:

Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) иском к министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее – ответчик) об обязании внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из него данные о наличии городских лесов на землях населенных пунктов Березовского района Красноярского края общей площадью 94 га.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 29.03.2022 возбуждено производство по делу.

Определением от 26.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «РосЛесИнфорг» в лице Восточно-Сибирского филиала

Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

02.09.2022 от ответчика поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя.

Истец исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

08.04.2022 от ответчика через информационную систему «Мой арбитр» поступил отзыв, согласно которому 27.01.2022 № 260 истец обратился к ответчику об исключении из ГЛР данных о городских лесах. 04.02.2022 ответчик направил истцу отказ об исключении сведений о городских лесах, расположенных на землях населенных пунктов Березовского района Красноярского каря и государственного лесного реестра. Также Министерство в своем ответе от 10.03.2022 № 86-02619 на обращение истца от 14.02.2022 указало, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натуральному обследованию (далее - акт несоответствия) составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. По данным ГЛР на 01.01.2022 площадь городских лесов на территории Березовского района составляет 94 га. В министерстве отсутствует информация о фактическом местоположении и координатном описании земельных участков, вошедших в состав городских лесов. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 116 Лесного кодекса (далее - ЛК РФ) изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. У Министерства отсутствуют правовые основания исключить сведения о городских лесах, расположенных в границах Березовского района, из ГЛР, истцу было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об устранении ошибки и исключении из ГЛР сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов Березовского района Красноярского края. Документы, подтверждающие указанную площадь, либо сведения о конкретном местоположении лесов на землях населенных пунктов в границах Муниципального образования Березовский район, у ответчика, как и у истца - отсутствуют. Таким образом, основания для внесения в государственный лесной реестр сведений о наличии в границах муниципального образования Березовский район городских лесов площадью 94 га, предусмотренные действующим законодательством, у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отсутствовали. Учитывая изложенное, требования истца об обязании министерства лесного хозяйства Красноярского края внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из государственного лесного реестра данные о наличии городских лесов на землях населенных пунктов Березовского района общей площадью 94 га, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление об уточнении исковых требований принято судом.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Как следует из иска, по сведениям государственного лесного реестра площадь населенных пунктов на территории Березовского района, на которых расположены городские леса, составляет 94 га.

Письмом от 27.01.2022 № 260 истец обратился к ответчику с просьбой исключить из государственного лесного реестра данные о лесах, расположенных в границах населенных пунктов Березовского района Красноярского края.

Письмом от 04.02.2022 № 86-01190 ответчик сообщил об отсутствии правовых оснований исключать сведения о городских лесах, расположенных в границах Березовского района, из государственного лесного реестра (далее – ГЛР).

В соответствии с пунктом 15 протокола от 30.06.2021 № 13 заседания межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов организации, подготовки и направлению в Рослесхоз материалов, касающихся установления границ лесничеств на землях населенных пунктов, решено администрации муниципального образования Березовский район ускорить работы по разработке и согласованию документов территориального планирования. При наличии лесов в границах населенных пунктов рассмотреть вопрос о постановке данных участков на кадастровый учет и направить материалы в Рослесхоз. В случае отсутствия лесов, расположенных на землях населенных пунктов направить исковое заявление в суд с целью исключения сведений из ГЛР. Срок: 3 квартал 2021. Представить в министерство скорректированный план-график мероприятий. Срок: 09.07.2021.

В соответствии с пунктом 12 протокола от 29.10.2021 № 14 заседания межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов организации, подготовки и направлению в Рослесхоз материалов, касающихся установления границ лесничеств на землях населенных пунктов, решено администрации муниципального образования Березовский район подготовить исковое заявление в суд для принятия решения об исключении из ГЛР площади 94 га лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Представить в министерство копию искового заявления. Срок: 20.11.2021.

Письмом от 10.02.2022 № 487 истец обратился к ответчику с просьбой предоставить координаты, площадь городских лесов, содержащихся в ГЛР и иные данные для совместного обследования территории населенных пунктов и дальнейшего составления акта несоответствия данных государственного лесного фонда натуральному обследованию.

Письмом от 10.03.2022 № 86-02619 министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило, что министерство считает невозможным составление акта несоответствия на территории, не входящей в границы лесничества и рекомендовало направить иск в суд с целью исключения сведений из ГЛР.

Ссылаясь на то, что информация ГЛР о том, что на территории Березовского района числится 94 га городских лесов, является ошибочной, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Перечень видов особо защитных участков леса приведен в части 2 статьи 119 ЛК РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, в которой содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

В силу части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - Приказ № 496).

Согласно пункту 2.1 Приказа № 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты: 2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1). 2.1.2. Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2). 2.1.3. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).

Ведение государственного лесного реестра осуществляется по формам ведения государственного лесного реестра, утвержденным приказом Минприроды России от 06.10.2016 № 514 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра». Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 ЛК РФ).

На основании пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в связи с чем, министерство лесного хозяйства Красноярского края является уполномоченным органом на ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

При этом, в части 7 статьи 67 ЛК РФ указано, что выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Согласно статье 68.2 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).

Статьей 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).

В соответствии с пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Учитывая положения пункта 39 статьи 81 ЛК РФ, пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, полномочиями по выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ наделен орган государственной власти Российской Федерации, в данном случае Федеральное агентство лесного хозяйства.

Из материалов дела следует, что в документированной информации государственного лесного реестра имеются сведения о лесах, расположенных на землях населенных пунктов в границах муниципального образования Березовский район, площадью 94 га.

Вместе с тем, документов, подтверждающих указанную площадь либо сведения о конкретном местоположении лесов на землях населенных пунктов в границах муниципального образования Березовский район, министерство в материалы дела не представило, пояснив в отзыве на иск, что такие документы отсутствуют.

Таким образом, основания для внесения в государственный лесной реестр сведений о наличии в границах муниципального образования Березовский район городских лесов площадью 94 га, предусмотренные действующим законодательством, у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отсутствовали.

Согласно пункту 4.2.2 Приказа № 496 к ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относятся: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (техническая ошибка). 2) воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (воспроизведенная ошибка).

Учитывая изложенное, требования истца об обязании министерства лесного хозяйства Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения в законную силу внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из государственного лесного реестра данные о наличии городских лесов на землях населенных пунктов Березовского района общей площадью 94 га, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения в законную силу внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из государственного лесного реестра данные о наличии городских лесов на землях населенных пунктов Березовского района Красноярского края общей площадью 94 га.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

А.В. Заблоцкая