АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
14 июня 2011 года
Дело № А33-5581/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения вынесена 06 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» (ИНН 2450027430, ОГРН 1102450001246)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю (ИНН 2415003563, ОГРН 1042441190010)
о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 28 марта 2011 года №13313 задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 1 929 660 89 руб. без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой А.В.,
установил:
открытое акционерное общество «10 Арсенал Военно-Морского Флота» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 28 марта 2011 года №13313 задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 1 929 660 89 руб. без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Заявление принято к производству суда. Определением от 20 апреля 2011 года возбуждено производство по делу.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» в случае, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при соблюдении требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.
Стороны в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте предварительного судебного заседания уведомлены надлежащим образом (почтовые уведомления от 21.04.2011 №№86220, 86221), возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не заявили, при этом спор по настоящему делу подлежит рассмотрению единолично, в связи с чем суд счёл возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании заявления налогоплательщика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю выдана справка №13313 по состоянию на 28.03.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота», в которой отражены сведения о задолженности общества перед бюджетной системой Российской Федерации в общей сумме 1 929 660,89 руб., в том числе задолженности по пени в сумме 1 793 651,92 руб., задолженности по штрафам в сумме 136 008,97 руб.
Считая действия налогового органа по отражению в названной выше справке задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 1 929 660 89 руб. без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, открытое акционерное общество «10 Арсенал Военно-Морского Флота» 27.05.2011 обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признании указанных действий инспекции незаконными.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 №САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».
Согласно методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме №39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Учитывая изложенное, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В ходе рассмотрения спора сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам от 20.05.2011, в соответствии с которым сторонами признан факт наличия у заявителя по состоянию на дату подачи заявления задолженности по пени в сумме 1 793 651,92 руб., задолженности по штрафам в сумме 136 008,97 руб., в том числе:
- 32 962,42 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, 976,33 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, образовавшейся до 01.01.2007 и 20 261,51 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, образовавшейся после 01.01.2007;
- 5 239 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, образовавшейся до 01.01.2007;
- 49 717,6 руб. задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся до 01.01.2007;
- 189 164,10 руб. задолженности по пени по НДС, 130 302 руб. задолженности по пени по НДС, 48 976,33 руб. задолженности по штрафу по НДС, 20 322,87 руб. задолженности по штрафу по НДС, образовавшейся до 01.01.2007 и 202 663,13 руб. задолженности по пени по НДС, образовавшейся после 01.01.2007;
- 431,21 руб. задолженности по пени по акцизам на автомобильный бензин, 8 000 руб. задолженности по штрафу по акцизам на автомобильный бензин,
- 131,80 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 28,60 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 387,5 руб. задолженности по штрафу по единому налогу на вмененный доход, образовавшейся до 01.01.2007 и 113,13 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, образовавшейся после 01.01.2007;
- 27,76 руб. задолженности по пени по транспортному налогу, образовавшейся до 01.01.2007;
- 13 142,09 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 11 075,88 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 722,34 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, образовавшейся до 01.01.2007;
- 0,26 руб. задолженности по пени по налогу на имущество предприятий, 1 160 руб. задолженности по пени по налогу на имущество предприятий, образовавшейся до 01.01.2007;
- 129 137,91 руб. задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог, 17 руб. задолженности по штрафу по налогу на пользователей автодорог, образовавшейся до 01.01.2007; 7 955,11 руб. задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог, образовавшейся после 01.01.2007;
- 109 руб. задолженности по пени по земельному налогу, образовавшейся до 01.01.2007;
- 22 754,79 руб. задолженности по пени по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемых с юридических лиц, образовавшейся до 01.01.2007;
- 7 086,54 руб. задолженности по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и др., 15 045,61 руб. задолженности по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и др., образовавшейся до 01.01.2007;
- 11 142,57 руб. задолженности по пени по прочим местным налогам и сборам, образовавшейся до 01.01.2007 и 17 512,51 руб. задолженности по пени по прочим местным налогам и сборам, образовавшейся после 01.01.2007;
- 3 084,82 руб. задолженности по пени по взносам в Пенсионный фонд РФ, образовавшейся до 01.01.2007;
- 34,84 руб. задолженности по пени по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся до 01.01.2007;
- 491 303,67 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовавшейся до 01.01.2007 и 348 048,8 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовавшейся после 01.01.2007;
- 2,56 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, образовавшейся до 01.01.2007;
- 81 343,81 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовавшейся до 01.01.2007 и 57 625,49 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовавшейся после 01.01.2007;
- 1 650 руб. задолженности по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах, образовавшейся до 01.01.2007.
Учитывая вышеприведенное положение пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, наличие у налогоплательщика задолженности по пеням и штрафам в указанных выше суммах установлено и не требует дальнейшего доказывания.
Как следует из представленного налогоплательщиком заявления, требование, сформулированное обществом заключается в признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 28 марта 2011 года № 13313 задолженности в общей сумме 1 929 660 89 руб., в том числе задолженности по пени в сумме 1 793 651,92 руб., задолженности по штрафам в сумме 136 008,97 руб., без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, с учетом доводов сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленного налогоплательщиком требования.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09.
Из соглашения по фактическим обстоятельствам, подписанным сторонами 20.05.2011, следует, что
-1 275 481,21 руб. задолженности по пени и штрафам, в том числе 32 962,42 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, 976,33 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет; 5 239 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, 49 717,6 руб. задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц, 189 164,10 руб. задолженности по пени по НДС, 130 302 руб. задолженности по пени по НДС, 48 976,33 руб. задолженности по штрафу по НДС, 20 322,87 руб. задолженности по штрафу по НДС, 431,21 руб. задолженности по пени по акцизам на автомобильный бензин, 8 000 руб. задолженности по штрафу по акцизам на автомобильный бензин, 131,80 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 28,60 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 387,5 руб. задолженности по штрафу по единому налогу на вмененный доход, 27,76 руб. задолженности по пени по транспортному налогу, 13 142,09 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 11 075,88 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 722,34 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 0,26 руб. задолженности по пени по налогу на имущество предприятий, 1 160 руб. задолженности по пени по налогу на имущество предприятий, 129 137,91 руб. задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог, 17 руб. задолженности по штрафу по налогу на пользователей автодорог, 109 руб. задолженности по пени по земельному налогу, 22 754,79 руб. задолженности по пени по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемых с юридических лиц, 7 086,54 руб. задолженности по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и др., 15 045,61 руб. задолженности по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и др., 11 142,57 руб. задолженности по пени по прочим местным налогам и сборам, 3 084,82 руб. задолженности по пени по взносам в Пенсионный фонд РФ, 34,84 руб. задолженности по пени по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 491 303,67 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 2,56 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, 81 343,81 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 1 650 руб. задолженности по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах, образовалось до 01.01.2007;
- 654 179,68 руб. задолженности по пени, в том числе 20 261,51 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, 202 663,13 руб. задолженности по пени по НДС, 113,13 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 7 955,11 руб. задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог, 17 512,51 руб. задолженности по пени по прочим местным налогам и сборам, 348 048,8 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 57 625,49 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовалось после 01.01.2007.
Пунктами 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 №16933/07.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)).
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).
При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в требовании, а также сроков на принудительное взыскание задолженности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пресекательный срок на взыскание задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2007, в судебном порядке исходя из совокупности указанных сроков в настоящее время истек.
Положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006.
В силу пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действовавшего до 01.01.2006) налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).
Однако доказательств соблюдения инспекцией процедуры судебного взыскания штрафов налоговый орган суду не представил.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом утрачено право на взыскание с налогоплательщика части спорной суммы задолженности по пени и штрафам в общей сумме 1 275 481,21 руб., образовавшейся по состоянию на 01.01.2007, отраженной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 28 марта 2011 года №13313, в связи с чем информация об утрате инспекцией такого права подлежала отражению в указанной справке.
Следовательно, налоговый орган незаконно не отразил в справке о состоянии расчетов сведения о том, что в отношении суммы пеней и штрафов в размере 1 275 481,21 руб. инспекцией утрачена возможность взыскания.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Так, в соответствии с представленными налогоплательщиком в материалы дела пояснениями отражение налоговым органом в выданной справке сумм задолженности без указания утраты возможности ее взыскания отрицательно влияет на деловую репутации и конкурентоспособность налогоплательщика, препятствует в получении займов в кредитных учреждениях, оформлении земельного участка, создает препятствия нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Таким образом, наличие в справке о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом сведений о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем суд признает обоснованным требование налогоплательщика о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю, выразившиеся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 28.03.2011 № 13313 задолженности по пеням и штрафам в размере 1 275 481,21 руб., в том числе 32 962,42 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, 976,33 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет; 5 239 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, 49 717,6 руб. задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц, 189 164,10 руб. задолженности по пени по НДС, 130 302 руб. задолженности по пени по НДС, 48 976,33 руб. задолженности по штрафу по НДС, 20 322,87 руб. задолженности по штрафу по НДС, 431,21 руб. задолженности по пени по акцизам на автомобильный бензин, 8 000 руб. задолженности по штрафу по акцизам на автомобильный бензин, 131,80 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 28,60 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 387,5 руб. задолженности по штрафу по единому налогу на вмененный доход, 27,76 руб. задолженности по пени по транспортному налогу, 13 142,09 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 11 075,88 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 722,34 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005, 0,26 руб. задолженности по пени по налогу на имущество предприятий, 1 160 руб. задолженности по пени по налогу на имущество предприятий, 129 137,91 руб. задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог, 17 руб. задолженности по штрафу по налогу на пользователей автодорог, 109 руб. задолженности по пени по земельному налогу, 22 754,79 руб. задолженности по пени по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемых с юридических лиц, 7 086,54 руб. задолженности по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и др., 15 045,61 руб. задолженности по пени по целевым сборам с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и др., 11 142,57 руб. задолженности по пени по прочим местным налогам и сборам, 3 084,82 руб. задолженности по пени по взносам в Пенсионный фонд РФ, 34,84 руб. задолженности по пени по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 491 303,67 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 2,56 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, 81 343,81 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 1 650 руб. задолженности по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах, без указания сведений о невозможности к взысканию указанной задолженности.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что 654 179,68 руб. задолженности по пени, в том числе 20 261,51 руб. задолженности по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, 202 663,13 руб. задолженности по пени по НДС, 113,13 руб. задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход, 7 955,11 руб. задолженности по пени по налогу на пользователей автодорог, 17 512,51 руб. задолженности по пени по прочим местным налогам и сборам, 348 048,8 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 57 625,49 руб. задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовалось после 01.01.2007, суд приходит к выводу о том, что срок взыскания части указанной суммы задолженности по пени (образовавшейся после 01.01.2007) налоговым органом не пропущен, поскольку инспекцией может быть реализовано право на обращение в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм, а срок подачи заявления - восстановлен судом при обосновании инспекцией уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.
Учитывая данное обстоятельство, а также факт признания заявителем наличие задолженности по пеням в названных выше суммах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогоплательщика в указанной части.
Часть 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность суда, в случае признания незаконными действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом, указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением задолженности по пеням и штрафам в размере 1 275 481,21 руб. с указанием сведений о невозможности взыскания указанной задолженности. Иное не гарантирует в дальнейшем соблюдение прав налогоплательщика о получении достоверной информации.
На основании изложенного, требования открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» подлежат частичному удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку требование заявителя носит неимущественный характер, при распределении судебных расходов не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным частично заявления об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа, судебные расходы подлежат возмещению этим органом в полном размере. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №7959/08 от 13.11.2008.
Определением суда от 20.04.2011 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. на срок до четырех месяцев с даты подачи заявления, соответственно судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины он не понес.
В пункте 20.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 №117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" с учетом изменений от 11.05.2010 разъяснено, что в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает государственную пошлину с ответчика применительно к части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю в соответствии с частью 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождена, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
требования открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» (ИНН 7704252261, ОГРН 1102450001246 ) удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю, выразившиеся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 28.03.2011 № 13313 задолженности пеням и штрафам в размере 1 929 660,89 руб. без указания сведений о невозможности к взысканию указанной задолженности, как противоречащие требованиям действующего Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением задолженности пеням и штрафам в размере 1 929 660,89 руб. с указанием сведений о невозможности взыскания указанной задолженности.
Взыскать с открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Куликовская Е.А.