НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 05.05.2012 № А33-5136/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  15 мая 2012 года

Дело № А33-5136/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заполярного отдела Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к обществу с ограниченной ответственностью «Талнахская автобусная компания «Север»  (ИНН 2457053238, ОГРН 1032401491297)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в отсутствии в судебном заседании сторон (их представителей),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Колмаковой Н.В.,

установил:

Заполярный отдел  Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Талнахская автобусная компания «Север» (ООО «ТАК «Север», ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 09.04.2012 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ООО «ТАК «Север» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 1032401491297, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии № АСС-24-НФ000587 от 01.07.2003, сроком действия (с учетом продления) до 18.07.2013.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 28.02.2012 № 406/13р должностным лицом административного органа в период с 06.03.2012 по 23.03.2012 проведена проверка деятельности ООО «ТАК «Север» по вопросам соблюдения действующего законодательства в сфере лицензирования. В ходе проверки должностным лицом выявлены нарушения ответчиком лицензионных требований и условий, а именно:

1) не организован контроль за установленным скоростным режимом дви­жения автобусов, работающих на маршруте, а также за выполнением водителями всех рей­сов предусмотренные расписанием: ввиду отсутствия не представлена документация, подтверждающая проведение нормирование скоростей на регулярном мар­шруте; согласно путевым листам за февраль 2012 года контроль за выполнением водителями всех рейсов, предусмотренных расписани­ем, на предприятии не ведется - на оборотной стороне путевых листов отсутствуют подтвер­ждающие записи (время отправления, время прибытия на конечные пункты, пробег, а также под­писи водителей);

2) не обеспечено оснащение транспортных средств, используемых для мар­шрутных перевозок пассажиров, техническими средствами контроля за работой водителей: не представлены документы, подтверждающие оснащение автобусов техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха;

3) не обеспечено оснащение транспортных средств, используемых для мар­шрутных перевозок пассажиров, навигационным оборудованием (соответствующие документы не представлены);

4) не обеспечено выполнение требований к порядку учета, хранению и заполнению путевой документации:

- для учета работы водителей и автобусов на предприятии используются путевая документа­ция по форме № 6, утвержденная постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 № 78;

- пред­ставленный для проверки журнал учета движения путевых листов не соответствует форме № 8, утвержденной указанным постановлением Госкомстата Российской Федерации (в журнале не указаны но­мера транспортных средств, на которые водителями получались путевые листы, а также имена и от­чества водителей);

- из 138-ми зарегистрированных путевых листов за февраль 2012 года для проверки представлено только 88: не представлены путевые листы, которые были выданы водителям Починскому И.В., Ахтанину В.А., Бояршинову А.В.; водители Масякин С.Н. (9, 17, 22 февраля), Балоев А.Ф. (15, 18, 23, 28 февраля), Кертанов О.Х. (11, 23, 28 февраля), Ласун Н.И. (1, 7, 11, 23, 24 февраля), Кондаков И.М. (1, 3, 15, 19 февраля), Яковлев В.Н. (29 февраля), Ласун Н.Н. (9, 10, 18 февраля) осуществляли перевозку пассажиров по незарегистрированным путевым листам; согласно путевым листам водители Масякин С.Н. и Балоев А.Ф. 18 февраля на автобус ПАЗ-423400 государственный номер АВ690 в течение всего рабочего дня осуществляли перевозку пассажиров по маршруту № 30;

- в путевых листах, представленных для проверки, на основании которых водитель Масякин С.Н. осуществлял перевозку пассажиров в феврале 2012 года, выявлены следующие нарушения: не указан номер путевого листа от 17.02.2012; не указаны марка автобуса (путевые листы от 05, 09, 13, 14, 17,18, 21, 22, 26, 27, 29 февраля 2012 года); государственный регистрационный знак обозначен тремя цифрами, не указаны серия регион, где зарегистрировано транспортное средство; не зарегистрированы показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж; отсутствуют подписи диспетчера (предусмотренные формой путевого листа) выдававшего сменное задание; не указаны фамилия (путевой лист № 112352), имя и отчество водителя;

5) не обеспечено соблюдение водителями режима труда и отдыха (не представлены для проверки графики работы (сменности) водителей на линии, устанавливающие особенности режима труда и режима отдыха водителей на предприятии;

6) водителям не предоставляется время для междусменного отдыха в пол­ном объеме:

- согласно путевому листу от 05.02.2012 рабочее время водителя Масякина С.П. состави­ло 09 часов 46 минут: предрейсовый медицинский осмотр пройден в 07 часов 14 минут, возвращение с линии зарегистрировано в 18 часов 00 минут, обед с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут (1 час); следовательно, междусменное время составило 09 часов 46 минут и рабочий день водителя Масякина С.Н. 06.02.2012 должен был начаться не раньше 12 часов 32 минуты, вместе с тем он прошел предрейсовый медосмотр в 06 часов 52 минуты;

- согласно путевому листу от 21.02.2012 года рабочее время водителя Масякина С.Н. состави­ло 08 часов 46 минут: предрейсовый медосмотр пройден в 07 часов 14 минут, возвращение с линии зарегистрировано в 17 часов 00 минут, обед с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут (1 час); простой с 13.00 часов до 14.00 часов (1 час); следовательно, междусменное время составило 08 часов 46 минут и рабочий день водителя Масякина С.Н. 22.02.2012 должен был начаться не раньше 09 часов 32 минуты, вместе с тем он прошел предрейсовый медосмотр в 07 часов 00 минут;

7) не обеспечивается выполнение требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности (не представлены приказ по организации и проведению занятий по повышению профессионального мастерства водителей, а также протокол сдачи зачета);

8) не обеспечиваются условия содержания транспортных средств в техниче­ски исправном состоянии:

- не представлен документ, подтверждающий наличие на предприятии приборов и оборудования для выполнения работ по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, приказ (распоряжение), устанавливающий для автотранспорта предприятия норму пробега до очередного ТО с учетом условий эксплуатации;

- не ведется учет пробегов автотранспорта на предприятии: согласно путевым листам за февраль 2012 года на автобусы ПАЗ-423400 гос. № АВ 690, ПАЗ-423003 гос. № АН 457 в разделе «Показание спидометра» перед выездом на линию и по возвращению транспортного средства к месту стоянки показания спидометра не зарегистрированы; не соблюдается график технического обслуживания на 2012 год, составленный без учета среднесуточного пробега автобусов;

- согласно представленному графику техническое обслуживание автобусов ПАЗ-423400 гос. АВ 690 и ПАЗ-4234 гос. № АУ 533 запланированы на 18.02.2012 и на 28.02.2012 соответственно; данные автобусы согласно путевым листам (№ 113065, водитель Масякин С.Н. и № 12960, водитель Балоев А.Ф., на автобусе гос. № АВ 690 - № 113121, водитель Ласун Н.И. автобусе гос. № АУ 533), выполняли сменное задание по перевозке пассажиров в течении всего рабо­чего дня;

- перечень операций, согласно которому ответственное лицо должен проводить проверку технического состояния перед выпуском его на линию, составленный в ООО «ТАК «Север» с уче­том конструкции используемого подвижного состава и условий его эксплуатации на предприятии не разработан и для проверки не представлен;

9) не соблюдаются сроки проведения предварительного и периодического медицинского освидетельствования водителей:

- согласно стажировочному листу водитель Ахтанин В.А. прошел стажировку в марте 2011 года и был допущен к самостоятельной работе на маршруте;

- согласно медицинской справке о до­пуске к управлению транспортным средством водитель Ахтанин В.А. проходил медосвидетельствование 27.12.2010 в Муниципальном учреждении «Городская поликлиника № 2» г.Усть-Илимска;

- документ, подтверждающий прохождение водителем Ахтаниным В.А. обязательного пред­варительного медицинского осмотра (обследования) по направлению предприятия ООО «ТАК «Север» перед приемом его на работу для проверки не представлен;

- по результатам исследования стажировочных листов и медицинских справок водителей Ласуна Н.И., Ласуна Н.Н. и Балоева А.Ф. установлено, что периодичность (1 раз в 2 года) прохождения периодического медицинского осмотра (обследования) на предприятии не соблюдается;

10) не соблюдаются сроки проведения сверок с данными ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовали транспортные средства, принадле­жащие предприятию: в нарушение указанного требования последняя сверка с данными ГИБДД проводилась по запросу предприятия от 07.06.2011 № 308.

Указанные нарушения отражены в составленном в отношении ООО «ТАК «Север» протоколе от 23.03.2012 серии КЯК № 053650 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ООО «ТАК «Север» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).

Арбитражным судом установлено, что протокол от 23.03.2012 серии КЯК № 053650 об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в соответствии с его компетенцией, установленной частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола от 23.03.2012 серии КЯК № 053650 об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Протокол от 23.03.2012 серии КЯК № 053650 об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (генерального директора ООО «ТАК «Север» Метелицы Н.А.), содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола от 23.03.2012 серии КЯК № 053650 об административном правонарушении.

Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В статье 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 2 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства от 02.04.2012 N 280, лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

1. Пунктом 5.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров ав­тобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, установле­но основные обязанности владельцев автобусов, в том числе обязаность:

- разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами (подпункт 5.2.2.);

- организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (подпункт 5.2.3.).

В силу пункта 5.8 указанного Положения запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.

Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках) (пункт 5.9 Положения).

Согласно пункту 30 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (утверждены Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200) нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок. Нормирование скоростей движения должно производиться с учетом требований п. 4 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте настоящие Правила должны обеспечить:

- слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения;

- доставку пассажиров в кратчайшие сроки;

- необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;

- безопасность движения;

- эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;

- высокую производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;

- выполнение государственного плана перевозок и основных технико-эксплуатационных, финансово-экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.

2. Пунктом 8(1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 720 установлено, что транспортные средства категорий М2, М3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Пунктом 2.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 №15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет в том чисте соблюдения ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техниче­скому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки".

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.02.2001 года № 47-ст утвержден Госу­дарственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требова­ния безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Приложением А указанного документа предусмотрено, что:

М2 - автотранспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения кроме места водителя, разрешённой максимальной массой до 5 тонн;

М3 - автотранспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения, кро­ме места водителя, разрешённой максимальной массой свыше 5 тонн.

3. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2010 года № 638-ст утвержден и введен в действие Государственный стандарт ГОСТ Р 54024 - 2010 «Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспет­черского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортовою навигационно-связного оборудования».

Пунктом 7.4 вышеуказанного документа установлено, что в минимальный состав бортового навигационно-связного оборудования должны входить следующие элементы:

- абонентский телематический терминал;

- микрофон для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»;

- громкоговоритель для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»;

- дисплей водителя;

- антенна ГЛОНАСС/GPS;

- антенна GSM/GPRS;

- тревожная кнопка для передачи «Сигнала бедствия».

Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641) предусмотрено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах «г» - «е» пункта 1 данного постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 № 55 утвержден «Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

Согласно подпункту 2 пункта 1 данного Перечня оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства категорий "М2" и "М3".

В соответствии с пунктом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. В частности, к категории М2 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, а к категории М3 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Пунктом 1 Приказа Минтранса Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

При этом согласно пункту 2 названного приказа в отношении транспортных средств категорий M2, M3 настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2013 года.

Таким образом, на момент выявления вменяемого ответчику административного правонарушения порядок оснащения перечисленных транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS действующим законодательством не был установлен.

При таких обстоятельствах основания привлечения ООО «ТАК «Север» к административной ответственности за указанное нарушение отсутствуют.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008 № 12414).

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе (пункт 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;

2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (пункт 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (пункт 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

В соответствии с пунктом 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов) даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 № 78 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте.

Согласно указаниям по применению и заполнению указанных форм журнал учета движения путевых листов (форма N 8) применяется организацией для контроля за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию.

5. Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 01.11.2004 № 6094), в соответствии с пунктом 2 которого Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители). Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде. В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения (пункт 3).

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (пункт 4).

6. В силу пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

7. Пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров ав­тобусами к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относены:

- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

- организация стажировки водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

8. Согласно пункту 2.2. Правил дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090) при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают, в том числе условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет:

- соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", инструкций предприятий - изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств (подпункт 2.5.1.);

- организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84 (подпункт 2.5.2.).

Пунктом 2.26. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утверждено Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984) основой организации обеспечения в эксплуатации работоспособности подвижного состава является применение:

нормативов технического обслуживания и ремонта, учитывающих условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава;

специализации, концентрации и кооперирования производства технического обслуживания и ремонта, его подготовки и материально-технического обеспечения в регионе;

централизации управления производством, трудовыми и материальными ресурсами в регионе;

унификации и типизации технологических процессов и элементов производственно-технической базы на основе применяемых форм организации производства технического обслуживания и ремонта;

инструментальных методов контроля (диагностирования) технического состояния подвижного состава при техническом обслуживании и ремонте, а также оценке качества выполнения работ;

бригадной формы организации технического обслуживания и ремонта с оплатой труда по конечному результату;

хозяйственного расчета между подразделениями, обеспечивающими работоспособное состояние подвижного состава с одной стороны, и службой эксплуатации - с другой;

принципов моральной и материальной заинтересованности и персональной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения технического обслуживания, ремонта (при соблюдении установленных нормативов) и техническое состояние подвижного состава;

показателей, обеспечивающих возможность оценки, анализа и планирования работы как конкретной службы в целом, так и ее подразделений, бригад, исполнителей;

производственно-технического учета, обеспечивающего получение достоверной информации, необходимой для управления процессами обеспечения работоспособного состояния подвижного состава;

анализа, оценки и планирования показателей обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с учетом имеющихся ресурсов и условий работы автотранспортных предприятий, на основе сопоставления фактических значений показателей с нормативными (плановыми) показателями. При этом определяется долевое участие подразделений, бригад и конкретных исполнителей в обеспечении работоспособного состояния автомобилей.

Согласно пункту 2.34. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта для соблюдения периодичностей технического обслуживания, установленных нормативами, планирование ТО-1 осуществляется преимущественно с учетом фактического пробега, а решение о направлении на обслуживание принимается за два-три дня (смены) до предполагаемой даты обслуживания.

Календарное планирование ТО-1 допустимо при постоянных условиях работы, незначительном изменении сменного пробега и обязательном учете возможных целодневных простоев.

Планирование ТО-2 осуществляется по фактическому пробегу или календарно с обязательным учетом в последнем случае целодневных простоев. Решение о направлении на ТО-2 принимается за четыре-шесть дней до предполагаемой даты обслуживания. В течение этого времени проводится углубленное диагностирование, выполняется при необходимости текущий ремонт и уточняется дата постановки подвижного состава на ТО-2.

Для повышения объективности оценки технического состояния подвижного состава, проходящего техническое обслуживание и ремонт, а также для информационного обеспечения подготовки производства, на автотранспортных предприятиях проводится диагностирование Д-1 и Д-2.

При диагностировании Д-1, выполняемом, как правило, перед и при ТО-1, определяется техническое состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения и пригодность автомобиля к эксплуатации.

При диагностировании Д-2, выполняемом, как правило, перед ТО-2, определяется техническое состояние агрегатов, узлов, систем автомобиля, уточняются объемы технического обслуживания и потребность в ремонте (прил. 13). Контрольное (диагностическое) оборудование используется также при выполнении текущего ремонта и оценке качества работ (пункт 2.35. Положения).

На предприятиях автомобильного транспорта осуществляется производственно-технический учет, который обеспечивает:

своевременное получение информации об условиях работы, пробеге и техническом состоянии каждой единицы подвижного состава (годна к выпуску на линию, требует технического обслуживания или ремонта, находится в обслуживании или ремонте и т.п.) и парка в целом, необходимое для повышения эффективности использования подвижного состава;

регистрацию работ по техническому обслуживанию и ремонту каждой единицы подвижного состава, выполненных за весь срок службы, количества израсходованных агрегатов, узлов, деталей и материалов;

проведение текущего анализа результатов деятельности подразделений предприятий автомобильного транспорта;

выявление работников, персонально ответственных за некачественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

возможность ручной и механизированной обработки информации, основанной на использовании единых форм учета.

На основании данных учета производятся планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту, оперативное управление производством с целью эффективного использования рабочей силы, оборудования и производственных помещений и сокращения простоев подвижного состава (пункт 2.38. Положения).

Структура и подробное содержание организации, управления и технологии технического обслуживания и ремонта приводятся в Руководящих технических материалах (РТМ), утверждаемых в установленном порядке (пункт 2.39. Положения).

9. Статьей 328 Федерального закона от 30.12.2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» ус­тановлено, что прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспорт­ных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н утвержден (приложение №2) Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и пе­риодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее Приказ МЗСР РФ № 302н), согласно пункту 27 которого периодичность прохождения периодического медицин­ского осмотра (обследования), для работ связанных с управлением наземными транспортными средствами, установлена 1 раз в два года.

10. Пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, предусмотрено, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Несоблюдение ООО «ТАК «Север» приведенных требований действующего законодательства (нарушения 1, 2, 4-10) подтверждается материалами дела (в том числе протоколом от 23.03.2012 серии КЯК № 053650 об административном правонарушении, актом о результатах осмотра автотранспортного средства от 24.02.2012, путевыми листами автобусов от 01.02.2012 № 112952, от 02.02.2012 № 112954, от 05.02.2012 № 112973 и прочими путевыми листами за февраль 2012 года; журналом учета движения путевых листов, медицинскими справками и листками прохождения стажировки водетелями Ахташина В.А., Ласуна Н.В., Ласуна Н.Н., Билоева А.Ф., графиком технического обслуживания подвижного состава на 2012 год, письмом ООО «ТАК «Север» от 07.06.2011 № 308), ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах в соответствующих действиях (бездействии) ответчика имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск) отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

ООО «ТАК «Север» не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что в действиях (бездействии) ООО «ТАК «Север» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 КоАП отягчающих ответственность обстоятельств, ответчиком в материалы дела не представлено, об их наличии не заявлено. При этом судом установлено, что ответчик ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение. Указанное обстоятельство признается судом смягчающим ответственность ООО «ТАК «Север».

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 3.4 КоАП предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом установленного в судебном заседании смягчающего ответственность обстоятельства, недоказанности административным органом факта возникновения реальной угрозы причинения вреда, в частности, жизни и здоровью людей, арбитражный суд считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Талнахская автобусная компания «Север», зарегистрированное в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1032401491297, расположенное по адресу: г. Норильск, ул. Енисейская, 30-72, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М. Шайхутдинов