НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 03.12.2012 № А33-14910/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

03 декабря 2012 года

Дело № А33-14910/2012

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124, г.Москва, дата регистрации 09.08.2002) в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири»

к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022402652469, ИНН 2466039624, г. Красноярск, дата регистрации 05.11.2002)

о признании недействительным решения №52осс от 22.08.2012 о непринятии к зачету расходов заявителя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 283 рублей 38 копеек,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения №52осс от 22.08.2012 о непринятии к зачету расходов заявителя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 283 рублей 38 копеек.

Определением от 02.10.2012 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства (в материалах дела имеются почтовые уведомления №№33081, 33083 от 02.10.2012, свидетельствующие о получении лицами, участвующими в деле, определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства). Сведения о принятии заявления в порядке упрощенного производства размещены на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 03.10.2012.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиалом №7 (Центральный) проведена документальная выездная проверка правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщика страховых взносов Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири».

В результате документальной выездной проверки фондом установлено:

1) заявитель в нарушение пункта 29 Приказа от 01.08.2007 №514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков временной нетрудоспособности» необоснованно выплатил пособие по листку нетрудоспособности №0092120 за один день в размере 1 136,99 рублей Пономареву А.Г.,

2) при назначении пособий по временной нетрудоспособности по п. Туруханску (листок нетрудоспособности Соловьева В.Г. №6407243) и г. Игарка (листок нетрудоспособности Шорникова А. А. № 016784337051) к максимальному размеру пособий был применен повышенный районный коэффициент 1,7 и 1.8 соответственно, вместо установленного 1,6, переплата составила 385 рублей; работающему в с.Хатанга при назначении пособия по временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности Бизимова А.В. №000509937672) исходя из минимального размера оплаты труда был применен повышенный районный коэффициент 1,8 вместо установленного 1,6, переплата составила 181 рубль 92 копейки,

3) при назначении единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по п.Туруханску и г.Игарка (Сербо Д.И и Григорьян А.А.) применен коэффициент 1,7 и 1,8 соответственно, вместо установленного решениями правительства 1,6, переплата составила 123 рубля 62 копейки,

4) при назначении единовременных пособий при рождении ребенка для г.Норильска, п. Туруханска , г.Игарка и п.Байкит применены коэффициенты 2.0, 1,7 , 1,8, 1,5 соответственно, вместо установленных решениями правительства соответственно 1,8, 1,6 и 1,3, переплата составила 15455 рублей 85 копеек.

Результаты документальной выездной проверки отражены в акте №70 (осс) от 02.07.2012, а также в таблице и ведомостях, являющихся приложениями №1-3 к акту проверки.

Страхователем представлены в фонд возражения на акт проверки.

08.08.2012 в присутствии представителей заявителя состоялось рассмотрение материалов документальной выездной проверки, что подтверждается протоколом от 08.08.2012 №70.

22.08.2012 директором Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №7 (Центральный) принято решение №52 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно резолютивной части которого Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» отказано в принятии к зачету 17 283,38 руб. расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенным страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Не согласившись с решением Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиала №7 (Центральный) №52 осс от 22.08.2012, считая его нарушающим права и законные интересы предприятия, 18.09.2012 Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.

Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, приведенная норма права не освобождает заявителей от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений относительно предмета спора.

Процедура проведения контрольных мероприятий государственными внебюджетными фондами регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон №212-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту - Закон № 255-ФЗ).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» является страхователем по обязательному социальному страхованию.

1. Расходы страхователя на выплату пособия Пономареву А.Г.

Как следует из материалов дела, отказ в принятии к зачету сумм пособия по листку нетрудоспособности №0092120 на имя Пономарева А.Г. мотивирован фондом социального страхования ссылкой на пункт 29 Приказа № 514, согласно которому при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).

Следовательно, формулировка федерального закона предполагает оплату больничного до дня установления инвалидности.

Однако термин «установление инвалидности» данным законом не раскрывается.

В соответствии с пунктом 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 95 от 20.02.2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (Правила N 95) установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени имения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

На основании пункта 11 Правил № 95 в случае признания гражданина инвалидом, днем установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Правила о том, что днем установления инвалидности является день, непосредственно предшествующий поступлению документов в учреждение МСЭ из названных норм права, вопреки утверждению заинтересованного лица, не следует. Пункт 29 Правил № 514 в данной части противоречит части 1 статьи 6 Федерального закона № 255-ФЗ и пунктам 2, 11 Правил № 95.

Таким образом, в связи с тем, что Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ имеет большую юридическую силу, чем Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, пособие по временной нетрудоспособности следовало исчислять в соответствии с Законом до дня установления инвалидности, что и было сделано заявителем. Учитывая вышеизложенное, Фонд социального страхования необоснованно не принял к зачету расходы заявителя на выплату пособия по временной нетрудоспособности Пономареву А.Г. в сумме 1 136 рублей 99 копеек.

Учитывая изложенное, заявленные требования по данному эпизоду подлежат удовлетворению.

2. Применение районного коэффициента при исчислении пособий по социальному страхованию.

Основанием для отказа в возмещении части заявленных расходов послужил вывод фонда о неправомерном применении страхователем при исчислении пособий по обязательному социальному страхованию коэффициентов 2,0 - для работников, проживающих в г.Норильске; 1,7 - в г. Туруханске и п.г.т. Туре; 1,5 - в Байките; 1,8 - в г. Игарке, п.Хатанга.

По мнению фонда следовало применять коэффициенты 1,8 (г.Норильск), 1,6 (г. Туруханск и п.г.т. Тура); 1,3 (Байкит); 1,6 (г. Игарка, п.Хатанга).

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона № 234-ФЗ от 19.12.2006 «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», частью 2 статьи 12 Федерального закона № 183-ФЗ от 21.07.2007 «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», статьей 5 Федерального закона №81 – ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.

В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1960 №1310/29 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников гражданского воздушного флота» определены размеры районных коэффициентов к заработной плате работников подразделений и организаций гражданского воздушного флота. В частности (приложение №1) в Антарктиде, Курильских и Командорских островах, островах Северного Ледовитого океана и его морей, за исключением островов Белого моря и острова Диксон - применяется коэффициент 2,0, в местностях Красноярского края, расположенных за полярным кругом, применяется коэффициент 1,8, в северных частях Эвенкии и Туруханского района севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан-коэффициент 1,7.

Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Решением № 111 от 10.12.1991 исполнительный комитет Совета народных депутатов Эвенкийского автономного округа, установил районный коэффициент к заработной плате на территории Байкитского района 1,50, который применялся заявителем к пособиям по социальному страхованию, выплачиваемому работникам, чье рабочее место находится в Байкитском районе.

Принимая во внимание, что на федеральном уровне вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате не урегулирован, применение предприятием районных коэффициентов 2,0 - для работников, проживающих в г.Норильске; 1,7 для работников, проживающих в г. Туруханске и п.г.т. Туре; 1,5 - для работников, проживающих в Байките; 1,8 - для работников, проживающих в г. Игарке и п.Хатанга, при определении пособий по временной нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, является правомерным.

Суд считает, обоснованным довод страхователя о том, что ссылка фонда на пп. 55 постановления Совета Министров РСФРС от 20.03.1991 №162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР», является неправомерной поскольку эта норма не может регулировать правоотношения с участием заявителя в настоящее время, поскольку данная норма применяется только к пенсиям и пособиям, повышенным настоящим постановлением.

На основании изложенного, у фонда отсутствовали законные основания для непринятия к зачету указанных расходов в сумме 16 146 рублей 39 копеек.

Принимая во внимание изложенное требование предприятия подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание, что заявителем платежным поручением №5660 от 11.09.2012 уплачено 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления, судебные расходы по госпошлине в названной сумме подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

требование Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124, дата регистрации 09.08.2002, в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» удовлетворить.

Признать недействительным решение №52осс от 22.08.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов в сумме 17 283 рублей 38 копеек, вынесенное Государственным учреждением – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №7 (Центральный), как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири».

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1022402652469, ИНН 2466039624, дата регистрации 05.11.2002 в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124, дата регистрации 09.08.2002, в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Исполнительный лист по настоящему решению выдается только по заявлению взыскателя.

Судья

Е.А. Куликовская