НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 31.08.2007 № А32-11031/07

____________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-11031/2007-23/243

31 августа 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ломакиной И. П.

При ведении протокола судебного заседания судьей Ломакиной И.П. в судебном заседании рассмотрел дело

по заявлению предпринимателя Гришко В.Ф., г. Сочи,

к МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи,

3-лицо - ГУУПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края, г. Сочи,

- о признании незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе возвратить ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 78 071 руб. и процентов за несвоевременный возврат;

-Обязании налоговый орган принять решение о возврате предпринимателю Гришко Василию Федоровичу, ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 78 071 руб., процентов за несвоевременный возврат и судебные расходы.

при участии:

от заявителя: Гришко С.В. по доверенности,

от МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, - не явился

от 3-лица - ГУУПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края, г. Сочи, не явился.

Резолютивная часть Решения объявлена 27.08.2007.

Полный текст Решения изготовлен 31.08.07.

Гришко В.Ф., г. Сочи, (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, (далее – налоговый орган), выразившегося в непринятии мер по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 78 071 руб. и процентов за несвоевременный возврат;

Обязании налоговый орган принять решение о возврате предпринимателю Гришко Василию Федоровичу, ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 78 071 руб., процентов за несвоевременный возврат и судебные расходы.

Заявитель в ходе судебного разбирательства уточнил требования, изложенные в п. 2 заявления и просил считать правильным в этой части требования в следующей редакции:

Обязать МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи возвратить предпринимателю Гришко В.Ф. из Пенсионного Фонда излишне уплаченные суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по платежным поручениям № 74 от 18.07.2006, № 53 от 24.04.2006 на общую сумму 78 071 руб.

Требования, изложенные в п.1 заявления оставлены в прежней редакции.

Заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия налогового органа, просил учесть тот факт, что предприниматель является инвалидом 2-й группы не обладает правовыми знаниями.

Также он просил учесть его право на судебную защиту.

Судом ходатайство заявителя рассмотрено.

Суд, учитывая изложенные в ходатайстве обстоятельства, а также право заявителя на судебную защиту, гарантированную Конституцией РФ, считает возможным восстановить пропущенный срок на подачу заявления в арбитражный суд.

Заявитель обосновал свое заявление следующим:

в  платежных поручениях от 24.04.06 № 53 и от 18.07.06 № 74 при уплате единого налога на вмененных доход, индивидуальный предприниматель Гришко Василий Федорович (ИНН 232009065917) ошибочно вместо кода бюджетной классификации 18210502000021000110 (единый налог на вмененных доход) указал код бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии).

23 августа 2006 г. он обратился с заявлением в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края (письмо вх. № 2320 от 23.08.2006 г.) о возврате вышеуказанных ошибочно перечисленных сумм в размере 78 071 руб.

С аналогичной просьбой заявитель обратился с заявлением в Межрайонную инспекцию ФНС России №7 по Краснодарскому краю, г. Сочи (письмо вх. б/н от 30.08.2006 г.) и Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, отделение по г. Сочи (письмо вх. № 4099 от 12.10.06).

В письме от 13.10.06 исх. № 1290 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, отделение по г. Сочи заявителю было разъяснено, что в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.04. № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», в случае неправильного оформления платежного документа, заявителю необходимо обратиться к администратору поступлений в бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанному в поле 104 платежному поручению (Федеральную налоговую службу).

Кроме того, согласно заключению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края о возврате денежных средств по страховым взносам страховой части пенсионных накоплений установлено, что заявителем в 2006 году ошибочно уплачены страховые взносы по страховой части пенсии в сумме 78 071 руб.

Это подтверждается реестром поступления платежей страхователей.

На основании полученного заключения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края о возврате денежных средств по страховым взносам страховой части пенсионных накоплений заявитель вновь обратился с заявлением в Межрайонную инспекцию ФНС России №7 по Краснодарскому краю о возврате ошибочно перечисленных сумм (письмо вх. б/н от 06.12.06).

Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Краснодарскому краю письмами от 05.10.2006 г. исх. № 12-17/5604 и от 20.12.2006 г. исх. № 12-17/8284 оставила без удовлетворения эти заявления. Мотивируя свой отказ тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налоги, закрепленному в ст.8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога. (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 № 12355/02. информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 №79).

Заявитель считает неправомерным бездействие налогового органа, выразившегося в непринятии мер по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 78 071 руб. и процентов за несвоевременный возврат.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля над правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Поскольку данный Закон не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 НК РФ.

Таким образом, довод о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок,начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Пунктом 14 ст. 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, оспариваемое бездействие налогового органа не соответствует статье 78 части первой Налогового кодекса РФ.

Также, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Также он заключается в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

При названных обстоятельствах, бездействие налогового органа, выразившегося в непринятии мер по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, свои возражения изложило в письменном отзыве.

Третьим лицом были представлены документы, подтверждающие факт наличия у заявителя переплаты в бюджет в сумме 78 081 руб.

Судом установлено:

в  платежных поручениях от 24.04.06 № 53 и от 18.07.06 № 74 при уплате единого налога на вмененных доход, индивидуальный предприниматель Гришко Василий Федорович (ИНН 232009065917) ошибочно вместо кода бюджетной классификации 18210502000021000110 (единый налог на вмененных доход) указал код бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии).

23 августа 2006 г. он обратился с заявлением в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края (письмо вх. № 2320 от 23.08.2006 г.) о возврате вышеуказанных ошибочно перечисленных сумм в размере 78 071 руб.

С аналогичной просьбой заявитель обратился с заявлением в Межрайонную инспекцию ФНС России №7 по Краснодарскому краю, г. Сочи (письмо вх. б/н от 30.08.2006 г.) и Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, отделение по г. Сочи (письмо вх. № 4099 от 12.10.06).

В письме от 13.10.06 исх. № 1290 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, отделение по г. Сочи заявителю было разъяснено, что в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.04. № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», в случае неправильного оформления платежного документа, заявителю необходимо обратиться к администратору поступлений в бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанному в поле 104 платежному поручению (Федеральную налоговую службу).

Кроме того, согласно заключению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края о возврате денежных средств по страховым взносам страховой части пенсионных накоплений установлено, что заявителем в 2006 году ошибочно уплачены страховые взносы по страховой части пенсии в сумме 78 071 руб.

Это подтверждается реестром поступления платежей страхователей.

На основании полученного заключения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края о возврате денежных средств по страховым взносам страховой части пенсионных накоплений заявитель вновь обратился с заявлением в Межрайонную инспекцию ФНС России №7 по Краснодарскому краю о возврате ошибочно перечисленных сумм (письмо вх. б/н от 06.12.06).

Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Краснодарскому краю письмами от 05.10.2006 г. исх. № 12-17/5604 и от 20.12.2006 г. исх. № 12-17/8284 оставила без удовлетворения эти заявления. Мотивируя свой отказ тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налоги, закрепленному в ст.8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога. (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 № 12355/02. информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 №79).

Суд считает, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии мер по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 78 071 руб. является неправомерным по следующим основаниям.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля над правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Поскольку данный Закон не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 НК РФ.

Таким образом, суд считает, что довод налогового органа об отсутствии у него полномочий для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок,начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Пунктом 14 ст. 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, оспариваемое бездействие налогового органа не соответствует статье 78 части первой Налогового кодекса РФ.

Также, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Также он заключается в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

При названных обстоятельствах, бездействие налогового органа, выразившегося в непринятии мер по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии, не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Заявителем также было заявлено требование о взыскании с налогового органа процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов.

Однако им не была указана сумма этих процентов, не представлен их расчет.

Суд предлагал заявителю уточнить свои требования в данной части, что им не было выполнено.

В связи с отмеченным суд не имеет возможности рассмотреть указанное требование, так как оно фактически не сформулировано в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложено суд считает возможным удовлетворить требования заявителя, изложенные в п. 1 и 2 заявления (с учетом их уточнений).

Суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 101, 110-112,117, 197-201 АПК РФ, ст. 78 Налогового кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Пропущенный срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия налогового органа восстановить.

Уточнение требований принять.

Признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, выразившееся в отказе возвратить предпринимателю Гришко В.Ф., г. Сочи, ошибочно уплаченной суммы по платежным поручениям № 53 от 24.04.06 и № 74 от 18.07.06 страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 78 071 руб. как несоответствующее ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Обязать МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, возвратить предпринимателю Гришко В.Ф., г. Сочи, из бюджета Пенсионного фонда излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 78 071 руб.

Взыскать с МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, в пользу предпринимателя Гришко В.Ф., г. Сочи, 2 942,13 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 200 от 30.05.2007.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края и /или/ в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья И. П. Ломакина.

в г. Краснодар

Банка России по