АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Постовая ул., д. 32, Краснодар, 350035
сайт: http://krasnodar.arbitr.ru, e-mail: info@krasnodar.arbitr.ru,
karpenko@krasnodar.arbitr.ru
тел. (861) 293-80-36
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-9364/2020
Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2020
Полный текст решения изготовлен 28.05.2020
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Карпенко Т.Ю.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захарчук А.С.,
рассмотрев дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу, г. Краснодар,
к обществу с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Новая Россия», г. Новороссийск,
о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 18.02.2020, № АП-23/8/558),
при участии в заседании:
от заявителя: Бахметьев А.А. – представитель по доверенности,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Новая Россия» о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 18.02.2020, № АП-23/8/558.
Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований о привлечении ООО «Телерадиокомпания «Новая Россия» к административной ответственности 3 ст. 14.1 КоАП РФ настаивает.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, в представленном отзыве на заявление вину в совершенном правонарушении признает, просит суд применить наказание за совершенное правонарушение в виде предупреждения.
Суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ пришел к выводу о возможности завершения подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлен перерыв до 28.05.2020 до 09 час. 05 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается по правилам статей 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.
На основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в 2020 году, утвержденного руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу 21.11.2019 проведено мероприятие систематического наблюдения в отношении Закрытого акционерного общества "Телерадиокомпания "Новая Россия" (ИНН: 2315026239), которое с 14.02.2020 было реорганизовано в форме преобразования в Общество с ограниченной ответственностью "ТНР" (ООО "ТНР", ИНН: 2315215557).
ООО "Телерадиокомпания "Новая Россия" является учредителем СМИ радиоканала «Новая Россия» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ТУ 23 - 01020 от 22.11.2012) и осуществляет вещание указанного радиоканала на основании лицензии серия РВ № 27376 от 04.12.2015.
ООО "Телерадиокомпания "Новая Россия" осуществляло предпринимательскую деятельность по радиовещанию СМИ радиоканала «Новая Россия» на частоте 104,0 МГц в г. Новороссийск Краснодарского края в объеме 168 часов в неделю.
Согласно приложению № 1 к лицензии серии РВ № 27376 от 04.12.2015, предусмотрено программное направление вещания СМИ «Новая Россия»:
1.Общественно-политическое, новости - 10% (Программы об общественно-политических событиях, происходящих в регионе, стране, зарубежные новости, новости, репортажи, интервью)
2.Социально-экономическое - 5% (Программы о жизни города и региона, о деятельности руководства города, городской Думы, обо всех значимых событиях, происходящих в регионе вещания, программы, направленные на воспитание патриотизма, уважения к ветеранам и людям труда
3. Культура - 10% (Программы о развитии культуры в нашей стране, а также новые веяния мировой культуры и искусства, о молодежной прогрессивной музыке, новостях мирового кино, театральные новости)
4. Музыкальное - 75% (Программы, знакомящие слушателей с музыкой в исполнении российских и иностранных исполнителей, вести с музыкальных конкурсов, встречи с певцами и исполнителями гастрольных концертов нашего региона).
В ходе анализа записи эфира СМИ «Новая Россия» в период с 13.01.2020 по 19.01.2020, предоставленной ФГУП «ГРЧЦ» в ЮСКФО, установлено следующее процентное соотношение программной направленности радиоканала:
1. Общественно-политическое, новости - 7% (в эфир выходят следующие программы: Новости, Активация, Погода).
2. Социально-экономическое - 5% (в эфир выходят следующие программы: Лайфстайл, Автомикс)
3. Культура - 2% (в эфир выходят следующие программы: Как Оно По Русски, Дата Тайм)
4. Музыкальное - 86% (в эфире звучат Тактика Звука, Диско Танцы, а также музыкальные произведения отечественных и зарубежных исполнителей).
В период с 13.01.2020 по 19.01.2020, административным органом было установлено, что процентное соотношение программной направленности радиоканала не соответствует заявленной в лицензии, что подтверждается Справкой анализа записи эфира.
На основании изложенного, административный орган пришел к выводу, что ООО "Телерадиокомпания "Новая Россия" допущено нарушение положений статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», Положения № 1 к Лицензии № 27376 от 04.12.2015, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица - ООО "Телерадиокомпания "Новая Россия", состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административным органом составлен акт систематического наблюдения от 31.01.2020 № А-23/8/6.
18.02.2020 заявителем, в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении заинтересованного лица, был составлен протокол об административном правонарушении №АП-23/8/558 о привлечении ООО "Телерадиокомпания "Новая Россия" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» допускает применение указанного Протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исходя из диспозиции данной нормы, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
То есть, объективная сторона данного правонарушения образуется в результате совершения лицензиатом конкретных действий по осуществлению этой лицензируемой деятельности.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 37 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установлено, что в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает телевизионное вещание и радиовещание.
ООО "Телерадиокомпания "Новая Россия" осуществляет деятельность в соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 27376 от 04.12.2015, которая выдана Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с положениями статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, является соблюдение программной направленности вещаемого радиоканала.
Согласно приложению № 1 к лицензии серии РВ № 27376 от 04.12.2015, предусмотрено программное направление вещания СМИ «Новая Россия»:
1.Общественно-политическое, новости - 10% (Программы об общественно-политических событиях, происходящих в регионе, стране, зарубежные новости, новости, репортажи, интервью)
2.Социально-экономическое - 5% (Программы о жизни города и региона, о деятельности руководства города, городской Думы, обо всех значимых событиях, происходящих в регионе вещания, программы, направленные на воспитание патриотизма, уважения к ветеранам и людям труда
3. Культура - 10% (Программы о развитии культуры в нашей стране, а также новые веяния мировой культуры и искусства, о молодежной прогрессивной музыке, новостях мирового кино, театральные новости)
4. Музыкальное - 75% (Программы, знакомящие слушателей с музыкой в исполнении российских и иностранных исполнителей, вести с музыкальных конкурсов, встречи с певцами и исполнителями гастрольных концертов нашего региона).
Таким образом, в действиях общества, выраженном в несоблюдении процентного соотношения программной направленности радиоканала, заявленной в лицензии содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом систематического наблюдения от 31.01.2020 № А-23/8/6, справкой о результатах систематичного наблюдения по лицензии № 27376, а также протоколом об административном правонарушении от 18.02.2020 № АП-23/8/558.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку событие административного правонарушения и вина общества в его совершении доказаны, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Между тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые нарушения законодательства Российской Федерации, в частности о защите прав потребителей, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Совершенное обществом правонарушение не имеет характера длящегося, так как факт нарушения зафиксирован 31.01.2020.
Кроме того, при исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности судом принимается во внимание правовая позиция, сформированная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-ЭКСПРЕСС», согласно которой, часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.
Применение в данном случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в частности установленного статьей 4.5 КоАП РФ для нарушений законодательства о защите право потребителей, невозможно, поскольку по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством.
Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П).
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Исходя из изложенного, учитывая дату выявления правонарушения (31.01.2020), срок давности привлечения общества к административной ответственности истекает 30.04.2020.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в арбитражный суд обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «ТНР» 06.03.2020. Таким образом, на момент принятия решения срок привлечения к ответственности истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Таким образом, требование административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными правовыми актами, статьями 29, 64-71, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Новая Россия» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 18.02.2020 №АП-23/8/558 - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Т.Ю. Карпенко