НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 27.02.2024 № А32-40991/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-40991/2023

07 марта 2024 года

Резолютивная часть объявлена 27 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2024 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погореловой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ФРЕШ», г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Краснодару

о зачете излишне уплаченных налогов в сумме 942 442 рублей,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 14.03.2023, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 11.01.2023, диплом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ФРЕШ», г. Краснодар (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Краснодару (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) о зачете излишне уплаченных налогов в сумме 942 442 рублей.

Представитель общества в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы изложенные в заявлении. В материалы дела представил платежные поручения на основании которых обосновывает свои требования о наличии переплаты по налогам и сборам.

Так указывает, что налоговым органом не правомерно отказано обществу в зачете переплаты по налогам и сборам со ссылкой на пропуск трех летнего срока с момента уплаты.

Указывает, что пропущенный срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов в налоговый орган не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего права.

Обществу о возникшей переплате стало известно из информационного сообщения инспекции о состоянии расчетов с бюджетом №2022-2004 от 25.10.2022. при проведении сверки расчетов с бюджетом, где в разделе «излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более трех лет» указана сумма переплаты в размере 942 442рубля.

Факт наличия переплаты в сумме 942 442 руб. налоговым органом не оспаривается и подтвержден им справкой о состоянии расчетов с бюджетом. Следовательно, срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и сборов налогоплательщиком не пропущен.

Представитель инспекции в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в представленном отзыве и дополнительных письменных пояснениях.

Так в представленном отзыве указывает, что по состоянию на 25.10.2022 у общества имелась переплата в сумме 942 442руб.

Так инспекция указывает, что переплата по налогам и страховым взносам возникла в результате самостоятельного исчисления и уплаты обществом налогов и взносов.

Кроме этого налогоплательщик уведомлялся налоговым органом о наличии у него переплаты по налогам, сборам и пени.

Налогоплательщик обратился с обращением о зачете излишне уплаченных сумм налогов и страховых взносов на единый налоговый счет только 07.06.2023, на сумму 942 442руб., т.е. за пределами трех летнего срока с момента уплаты.

Общество в инспекцию направило по системе электронного документооборота обращение о зачете суммы переплаты по налогам и страховым взносам на единый налоговый счет.

Сумма переплаты составила по состоянию на 25.10.2022 942 942руб. Указанная задолженность возникла за периоды, по которым на момент подачи обращения о зачете истекли три года с момента уплаты по налогам и сборам, и обществу обоснованно было отказано в зачете указанной суммы переплаты.

В ранее представленном отзыве указывал, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением обществом досудебного порядка обязательного обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Суд считает, что указанное заявление не подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Так согласно пункта 48 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" исходя из смысла абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ, поскольку иное не установлено федеральным законом, по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение обязательного досудебного порядка не требуется:

- по имущественным требованиям лиц об обязании налогового (таможенного) органа возвратить суммы излишне взысканных налогов (таможенных платежей), пеней и штрафов, выплатить проценты (подпункт 5 пункта 1 статьи 21, статья 79 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза);

- по делам об оспаривании решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (пункт 5 статьи 140 НК РФ);

- по имущественным требованиям лиц о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений налоговых (таможенных) органов о взыскании налогов (таможенных платежей), вынесенных в соответствии со статьей 46 и статьей 47 НК РФ, частью 1 статьи 75 и частью 15 статьи 80 Федерального закона о таможенном регулировании;

- по требованиям о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов (таможенных платежей), заявленным после отказа налоговых (таможенных) органов в возврате (зачете) спорных сумм в добровольном порядке по заявлению плательщика (статья 78 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Суд, выслушав предпринимателя в предварительном судебном заседании и судебном разбирательстве, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, общество является плательщиком налогов и страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.

Заявитель получил от ИФНС России №2 по г. Краснодару информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом от 25.10.2022 №2022-2004 (далее - Информационное сообщение), согласно которому налоговый орган в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №263-ФЗ), предусматривающим введение института Единого налогового счета (далее - ЕНС), предоставил Заявителю информацию о состоянии расчетов Заявителя с бюджетом по состоянию на 25.10.2022.

В Информационном сообщении Инспекция указала, что у Заявителя имеются излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более трех лет в сумме 976 842 рубля, а именно:

налог на прибыль организации в размере 612 344 рубля;

налог на доходы физических лиц в размере 107 900 рублей;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 162 800 рублей;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 21 468 рублей;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 37 742 рубля;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 1 января 2017 года в размере 188 рублей.

Также в Информационном сообщении отражена сумма переплаты по пени, переданная Пенсионным Фондом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2017, в размере 404,85 руб.

07.06.2023 Общество обратилось в Инспекцию посредством интернет обращения, в котором просило отразить сумму переплаты по налогам на ЕНС.

Заинтересованным лицом в адрес налогоплательщика направлен ответ от 23.06.2023 №21-11/06386@, в котором Заявителю даны разъяснения о том, что суммы переплаты по налогам, если со дня их уплаты прошло более трех лет, на ЕНС не учитываются, зачет на ЕНС таких сумм не производится.

В «Переплату свыше 3-х лет» включена переплата в размере 942 846,85 руб., а именно:

1. По КБК 18210101012020000110 ОКТМО 03701000 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ в размере 559 047.00 руб. образована:

Наименование операции

Срок уплаты

Сумма

В т.ч. переплата свыше 3-х лет

Отчетный период

уменьшено налога по расчету

28.03.2016

33300

33300

2015 год

уменьшено налога по расчету

28.10.2015

854770

525747

2015 год

В 2015 году произведены следующие уплаты: 33 300,00 руб. п/п№ 508 от 26.10.2015; 173,00 руб. п/п№ 441 от 10.08.2015; 360 910,00 руб. п/п. № 428 от 28.07.2015; 50 000,00 руб. п/п. № 290 от 26.05.2015; 116 248,00 руб. п/п. №221 от 28.04.2015; 108 000,00 руб. п/п. № 238 от 30.03.2015.

В 2016 году произведены следующие уплаты: 65 740,00 руб. п/п № 187 от 25.04.2016.

В 2018 году произведена последняя уплата: 41 710,00 руб. п/п №6 от 26.03.2018.

2. По КБК 18210101011010000110 ОКТМО 03701000 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 53 297.00 руб. образована:

___________________________________________________________________ -__________

Наименование операции

Срок уплаты

Сумма

В т.ч. переплата свыше 3-х лет

Отчетный период

уменьшено налога по расчету

28.03.2016

3700

3700

2015 год

уменьшено налога по расчету

28.10.2015

94974

49597

2015 год

В 2015 году произведены следующие уплаты: 3 700,00 руб. п/п № 509 от 26.10.2015; 40 102,00 руб. п/п. № 427 от 28.07.2015; 18 472,00 руб. п/п. № 222 от 28.04.2015; 12 000,00 руб. п/п. № 239 от 30.03.2015.

В 2016 году произведены следующие уплаты: 7 304,00 руб. п/п № 188 от 25.04.2016.

В 2018 году произведена последняя уплата: 7 361,00 руб. п/п№ 5 от 26.03.2018.

3. По КБК 18210102010010000110 ОКТМО 03701000 НДФЛ в размере 107 900,00 руб. образована в связи с оплатами: 5 200,00 руб. п/п № 82 от 09.09.2019; 5 200,00 руб. п/п № 92 от 30.09.2019; 5 200,00 руб. п/п № 99 от 14.10.2019; 7 150,00 руб. п/п№ 56 от 25.05.2018; 7 150,00 руб. п/п №77 от 13.07.2018; 5 200,00 руб. п/п № 97 от 14.10.2019; -7 150,00 руб. п/п №38 от 17.06.2019; -7 150,00 руб. п/п №67 от 12.07.2019; 7 150,00 руб. п/п№ 82 от 02.08.2018; 7 150,00 руб. п/п № 102 от 08.10.2018; 5 200,00 руб. п/п№ 98 от 14.10.2019; 7 150,00 руб. п/п № 23 от 08.05.2019; 7 150,00 руб. п/п №115 от 02.11.2018; 7 150,00 руб. п/п №74 от 31.07.2019; 7 150,00 руб. п/п № 135 от 04.12.2018; 7 150,00 руб. п/п № 142 от 13.12.2018; 7 150,00 руб. п/п №88 от 31.08.2018.

4. По КБК 18210202010060010160 ОКТМО 03701000 Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в размере 162 800,00 руб. образована в связи
с оплатами: 12 100,00 руб. п/п №24 от 08.05.2019; 12 100,00 руб. п/п № 143 от 13.12.2018; 12 100,00 руб. п/п №87 от 31.08.2018; 12 100,00 руб. п/п № 116 от 02.11.2018; 12 100,00 руб. п/п №136 от 04.12.2018; 12 100,00 руб. п/п № 103 от 08.10.2018; 12 100,00 руб. п/п № 68 от 12.07.2019; 12 100,00 руб. п/п №75 от 31.07.2019; 12 100,00 руб. п/п № 39 от 17.06.2019; 9 900,00 руб. п/п № 70 от 03.08.2018; 8 800,00 руб. п/п № 91 от 30.09.2019; 8 800,00 руб. п/п № 83 от 09.09.2019; 8 800,00 руб. п/п№ 100 от 14.10.2019; 8 800,00 руб. п/п № 101 от 14.10.2019; 8 800,00 руб. п/п№ 102 от 14.10.2019.

5.По КБК 18210202090070010160 ОКТМО 03701000 Страховые взносы на
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством в размере 21 468.00 руб. образована в связи с оплатами: 1 595,00 руб. п/п № 72 от 31.07.2019; 1 595,00 руб. п/п № 36 от 17.06.2019; 1 595,00 руб. п/п № 133 от 04.12.2018; 1 595,00 руб. п/п №140 от 13.12.2018; 1 595,00 руб. п/п № 65 от 12.07.2019; 1 595,00 руб. п/п № 100 от 08.10.2018; 1 595,00 руб. п/п № 25 от 08.05.2019; 1 595,00 руб. п/п №90 от 31.08.2018; 1 595,00 руб. п/п № 113 от 02.11.2018; 1 160,00 руб. п/п№ 106 от 14.10.2019; 1 160,00 руб. п/п №107 от 14.10.2019; 1 160,00 руб. п/п № 89 от 30.09.2019; 1 160,00 руб. п/п № 108 от 14.10.2019; 1 305,00 руб. п/п № 71 от 02.08.2018; 798,00 руб. п/п № 80 от 09.09.2019; 370,00 руб. п/п № 85 от 09.09.2019.

6. По КБК 18210202101080013160 ОКТМО 03701000 Страховые взносы на
обязательное медицинское страхование в размере 37 742.00 руб. образована в связи
с оплатами: 2 040.00 руб. п/п № 109 от 14.10.2019; 2 040,00 руб. п/п № 110 от 14.10.2019; 2 040,00 руб. п/п № 111 от 14.10.2019; 2 040,00 руб. п/п № 88 от 30.09.2019; 2 805,00 руб. п/п № 141 от 13.12.2018; 2 805,00 руб. п/п № 73 от 31.07.2019; 2 805,00 руб. п/п № 89 от 31.08.2018; 2 805,00 руб. п/п № 37 от 17.06.2019; 2 805,00 руб. п/п №134 от 04.12.2018; 2 805,00 руб. п/п № 114 от 02.11.2018; 2 805,00 руб. п/п№ 66 от 12.07.2019; 2 805,00 руб. п/п № 27 от 08.05.2019; 2 805,00 руб. п/п № 101 от 08.10.2018; 637,00 руб. п/п № 86 от 09.09.2019; 2 295,00 руб. п/п № 73 от 03.08.2018; 4590,00 руб. п/п № 8 от 13.01.2017, 1 403,00 руб. п/п № 81 от 09.09.2019.

7. По КБК 18210202090070000160 ОКТМО 03701000 Страховые взносы на
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством, истекшие до 1 января 2017 года в размере 188.00 руб.
образована в связи с оплатами: 2 610,00 руб. п/п № 6 от 13.01.2017.

Также в «Переплату свыше 3-х лет» включена переплата по пени, переданная ПФР по состоянию на 01.01.2017 года в размере 404,85 руб., которая обществом к зачету не заявлялась.

В материалы дела налоговым органом представлены платежные документы подтверждающие данные уплаты, что также было в судебном заседании подтверждено представителем общества.

Таким образом, поскольку последние платежные поручения об уплате Обществом налога на прибыль организаций датированы мартом 2018 года, по страховым взносам и НДФЛ датированы октябрем 2019, то такие суммы правомерно не учтены налоговым органом при формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023, поскольку с момента их уплаты прошло свыше трех лет, что согласуется с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Закона №263-ФЗ.

Следовательно, довод Заявителя о неправомерности неотражения налоговым органом спорной переплаты по налогам в размере 942 846,85 рублей в сальдо ЕНС является необоснованным.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Правила возврата (зачета) излишне уплаченного налога установлены статьей 78 Кодекса, в том числе определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

Так, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05 следует, что излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Наличие переплаты выявляется путём сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

При этом восстановление срока, установленного статьи 78 Кодекса, не предусмотрено.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-0 разъяснено, что положения статьи 78 Кодекса не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска предусмотренного этой нормой срока (трехлетнего срока подачи в налоговый орган заявления о возврате (зачете) налога) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета (зачете) переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что указанная норма права направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

С учётом положений части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, применяя соответствующие положения, необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Следует отметить, что Общество за период с октября 2015 по февраль 2024 в Инспекцию с заявлением о возврате спорной переплаты не обращалось, однако об имеющейся переплате по налогам проинформировано в связи с проведением неоднократных совместных актов-сверок в 2015 и 2017 годах. Сведения представлены Заинтересованным лицом в материалы дела.

Согласно редакции НК РФ, действовавшей до 01.01.2023, порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиком суммы налога по итогам налогового периода. Согласно статье 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 НК РФ, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, указанные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта (25 марта согласно Кодексу, действующему после 01.01.2023) года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса).

В силу пункта 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 №ММВ-7-3/572@, декларация по налогу на прибыль составляется нарастающим итогом с начала года.

Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса), а именно по его итогам уплачивается сам налог на прибыль. А все платежи, которые организация перечисляет в бюджет в течение года, являются авансовыми. Вместе с тем, авансовые платежи с учетом характера и установленных порядков исчисления и уплаты налога на прибыль организации входят в структуру указанного налога и приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный Кодексом как день уплаты налога за налоговый период. Такие разъяснения Федеральной налоговой службы приведены в письме от 22.08.2014 №СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2023 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В Постановлении от 28.06.2011 №17750/10 Президиум ВАС РФ указал, что определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Основания для возврата излишне уплаченных сумм по налогу на прибыль наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган, то есть 28 марта года, следующего за годом, в котором образовалась переплата.

При этом моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 №12882/08).

Так, поскольку срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год наступил 28.03.2016, то по состоянию на 28.03.2016 Общество не могло не знать о наличии спорной переплаты.

Таким образом, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.20211 №17750/10, Общество имело право на возврат/зачет спорной переплаты по налогу на прибыль в срок до 28.03.2016.

В соответствии со статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Индивидуальные предприниматели, а также иные лица, занимающиеся частной практикой, должны уплатить страховые взносы в фиксированном размере.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа. (ст. 52 НК РФ)

В соответствии с п. 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.

Как следует из пункта 7 статьи 431 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, представляют по форме, формату и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, расчет по страховым взносам - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

В силу пункта 1 статьи 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.

Таким образом, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.20211 №17750/10, сроки для возврата/зачета переплаты по страховым взносам за 2017-2019 годы истекли 25.01.2018, 25.01.2019, 25.01.2020.

На основании пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения или постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

При этом на основании пункта 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2023).

В абзаце 3 пункта 2 статьи 230 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023) предусмотрена обязанность налоговых агентов по представлению в налоговый орган по месту своего учета расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

C учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.20211 №17750/10, сроки для возврата/зачета переплаты по НДФЛ за 2018-2019 годы истекли 01.04.2019, 01.04.2020.

Таким образом, поскольку последние платежные поручения об уплате Обществом налога на прибыль организаций датированы мартом 2018 года, по страховым взносам и НДФЛ датированы октябрем 2019 года, то такие суммы правомерно не учтены налоговым органом при формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023, поскольку с момента их уплаты прошло свыше трех лет, что согласуется с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Закона №263-ФЗ.

Следовательно, довод Заявителя о неправомерности не отражения налоговым органом спорной переплаты по налогам и взносам в размере 942 846,85 рублей в сальдо ЕНС является необоснованным.

Судом установлено, что на момент обращения ООО «ФРЕШ» с заявлением в суд (01.08.2023) трехлетний срок с момента уплаты указанных сумм истек по всем платежам. Выводов об ином указанные фактические обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют.

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться с учётом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Следовательно, в случае обращения в суд за пределами трехлетнего срока со дня уплаты налога налогоплательщик должен подтвердить момент начала исчисления срока исковой давности, а именно момент, когда он узнал о наличии переплаты.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

В своем заявлении Общество указывает, что узнало о сложившейся переплате только получив Информационное сообщение налогового органа от 25.10.2023 №2022-2004, указанный довод Заявителя не находит своего отражения с учетом представленных документов в материалы дела.

Так, из анализа представленных Заинтересованным лицом документов следует, что между Инспекцией и ООО «ФРЕШ» неоднократно проводились сверки расчетов с бюджетом, по результатам которых налоговом органом составлены следующие акты сверок:

от 22.07.2015 №7203;

от 08.09.2015 №7531;

от 12.10.2015 №7858;

от 03.10.2017 №94289.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество не могло не знать о имеющейся у него переплате по налогам и страховым взносам.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда РФ и Президиума ВАС РФ, суд пришел к выводу о пропуске заявителем установленного законом трехлетнего срока для зачета спорных сумм налога в судебном порядке, основания для их включения в сальдо ЕНС отсутствуют.

Доказательства наличия обстоятельств, которые могли быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на зачет излишне уплаченных сумм налогов, Заявитель в материалы дела не представил, несмотря на то, что в силу ст. 65 АПК РФ бремя доказывания таких обстоятельств возлагается на налогоплательщика.

В связи с вступлением в силу Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ с 01.01.2023 все расчеты осуществляются на ЕНС, на котором все налоги консолидируются в едином сальдо расчетов с бюджетом.

При формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023 не признаются переплатой суммы, уплаченные по состоянию на 31.12.2022, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Таким образом, учитывая, что в действующем законодательстве о налогах и сборах сумма излишне уплаченного налога, образованная за пределами срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, не подлежит возврату и зачету, в том числе в счет уплаты будущих налогов, при формировании сальдо ЕНС из состава совокупной суммы обязанностей такие суммы переплаты исключаются.

На основании изложенного, на дату обращения в суд Обществом пропущен трехлетний срок для возврата (зачета) спорной переплаты, исчисляемый в порядке, изложенном в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской

Федерации от 28.06.20211 №17750/10.

При совокупности указанных обстоятельств суд признает доводы заявителя необоснованными и не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Иные доводы, приведенные в заявлении и дополнении к нему, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.М. Шкира