НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 26.05.2016 № А32-1598/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32- 1598/2016

26.05.2016

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Баганиной С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Очкась, рассмотрев в судебном заседании дело по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Славянского района», г. Славянск –на-Кубани к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Славянск –на-Кубани о взыскании 117 600 руб., при участии представителей: истца – ФИО2 по доверенности от 18.04.2016, ФИО3 по доверенности от 01.04.2016, ответчика - ФИО4 по доверенности от 21.01.2016

УСТАНОВИЛ:

КУ КК «Центра занятости населения Славянского района» обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Славянск –на-Кубани о взыскании 117 600 руб ущерба, причиненного в результате выплаты единовременной финансовой помощи из средств краевого бюджета.

Как видно из материалов дела, 2 октября 2014 года ФИО1 было оказано Государственным казенным учреждением Краснодарского края «Центр занятости населения» (далее по тексту ЦЗН Славянского района) получение государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. С данным предложением ФИО1 согласился, о чем поставил свою подпись. Предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, осуществляется на основании Административного регламента утвержденного приказом департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 12 сентября 2014 года № 620.

В соответствии с Административным регламентом ФИО1 были оказаны административные процедуры (действия) в части оценки степени готовности безработного гражданина и гражданина, завершившего профессиональное обучение, к осуществлению предпринимательской деятельности, а именно: 28 октября 2014 года ФИО1 было предоставлено информирование, уточнение предполагаемой формы осуществления деятельности, предложение о проведении самооценки, тестирование (анкетирование). 21 ноября 2014 года ФИО1 было предложено подготовить бизнес-план и предоставить его для согласования на комиссии. С результатами предоставления услуг ФИО1 согласен, о чем поставил свою подпись.

В ноябре 2014 года был изготовлен Бизнес-план по организации индивидуальной трудовой деятельности и 21 ноября 2014 года представлен на рассмотрение комиссии для выдачи рекомендаций о предоставлении единовременной финансовой помощи.

В протоколе № 14 от 21 ноября 2014 года при рассмотрении бизнес-плана в оценке бизнес-плана ФИО1 комиссией был задан вопрос о наличии либо отсутствии невыполненных просроченных кредитных и других исполнительных обязательств.

Ответчиком дан ответ об отсутствии исполнительных обязательств.

21 ноября 2014 года между ЦЗН Славянского района и ФИО1 заключен договор № 10-2014/1 о предоставлении финансовой помощи на регистрацию и договор № 10-2014/2 о предоставлении единовременной финансовой помощи.

28 ноября 2014 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП.

02 декабря 2014 года ФИО1 предоставил в ЦЗН Славянского района свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе. В тот же день ответчик написал заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи индивидуальному предпринимателю.

На основании заявления ответчика издан приказ № 336Ф8/1437 от 02.12.2014 «О предоставлении единовременной финансовой помощи».

04 декабря 2014 года ЦЗН Славянского района платежным поручением № 986 на личный счет ФИО1 перечислена единовременная финансовая помощь в размере 117 600 рублей.

В ходе контрольного мероприятия проводимого Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, а именно, сверки данных реестра безработных граждан, получивших единовременную финансовую помощь с банком данных исполнительных производств (размещенных на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России -fssprus.ru) установлено, что в отношении тр. ФИО1, на основании исполнительного листа от 22.02.2011 № ВС №013559721 Мирового судьи судебного участка № 84 возбуждено исполнительное производство от 24 февраля 2011 года № 4495/11/60/23 Факт наличия исполнительного производства ФИО1 был скрыт.

В адрес ФИО1 направлена претензия № 01-20/6131 от 29 октября 2015 года с требованием о возврате денежных средств в размере 117 600 рублей.

ФИО1 подготовил возражение на претензию от 29.10.2015г. за № 01-20/6131, в котором указывает что «исполнительное производство возбуждено не по наличию или возникновению неисполненной обязанности по алиментам, а по размеру твердой денежной суммы, которую он добровольно перечисляет на содержание ребенка. На основании вышеизложенного он правомерно получил финансовые средства в виде единовременной помощи.

Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В отзыве на иск ответчик возражал против удовлетворения иска, указывая, что Семейным кодексом Российской Федерации ст. 21-23 предусмотрен порядок расторжения брака при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, а так же установление алиментов в твердой денежной сумме. Обязанность по перечислению алиментов Ответчик выполняет добровольно, самостоятельно. Задолженности по алиментам никогда не возникает, о чем свидетельствует справка начальника Славянского городского отдела СП УФССП по Краснодарскому краю от 29.10.2015г. №14544/60. ФИО1 действовал добросовестно, не нарушая требования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», и иных законов Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст. 7.1-1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно ст. 19 Приказа Минтруда России от 24.12.2013 N 773н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" государственная услуга в части оказания гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, финансовой помощи предоставляется в соответствии с установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядком.

Согласно ч.1 ст. 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно ч.2 ст. 7.1-1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно ст. 19 Приказа Минтруда России от 24.12.2013 N 773н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" государственная услуга в части оказания гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, финансовой помощи предоставляется в соответствии с установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядком.

В соответствии с ч. 6 ст. 7.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в случае использования субвенций не по целевому назначению уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ» содержится исчерпывающий перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. В соответствии с данным перечнем безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, а также граждане, перечисленные в ст. 2 вышеназванного Закона.

Согласно постановлению главы администрации (губернатора)
 Краснодарского края от 19 июня 2012 г. N 710 "Об утверждении положения о
 порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой
 помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица,
 индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского)
 хозяйства" гражданам, признанным в установленном порядке безработными,
 и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и
 прошедшим профессиональное обучение или дополнительное
 профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для
 соответствующей государственной регистрации, финансирование расходов
 на оказание единовременной финансовой помощи и финансовой помощи на
 регистрацию осуществляется в соответствии с объемами финансирования,
 предусмотренными на реализацию соответствующего мероприятия
 государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости
 населения", утвержденной постановлением главы администрации
 (губернатора) Краснодарского края от 7 октября 2013 года N 1144, в пределах
  лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных
  департаменту труда и занятости населения Краснодарского края (далее -
департамент) на эти цели.

Единовременная финансовая помощь предоставляется безработным;
 гражданам и гражданам, завершившим профессиональное обучение в рамках
  предоставления государственной услуги содействия самозанятости ,
безработных граждан центрами занятости населения.

Единовременная финансовая помощь не может быть предоставлена гражданам, в отношении которых органами Федеральной службы судебных приставов России возбуждено исполнительное производство.

В соответствии с п. 4 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.06.2012 г. № 710 «Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшими профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», не может быть предоставлена гражданам, в отношении которых органами Федеральной службы судебных приставов .России возбуждено исполнительное производство.

В соответствии с п. 8 вышеназванного постановления граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд пришел к выводу, что при подаче заявления о признании
 безработным, ответчик действовал недобросовестно, скрыв наличие исполнительного производства. Доводы ответчика о том, что исполнительное производство возбуждено, но невыполненные или просроченные обязательства по нему отсутствуют, суд находит несостоятельными, поскольку действующее законодательство не предусматривает видов исполнительных производств, наличие которых освобождало бы получателя единовременной финансовой помощи от предоставления информации о них.

Поскольку на момент получения ответчиком единовременной финансовой помощи, в отношении него было возбуждено исполнительное производство о взыскании обязательных платежей, при добросовестном отношении к требованиям законодательства в части предоставления в центр занятости достоверной информации ответчику следовало предоставить соответствующие сведения. Уклонение ответчика от предоставления такой информации признано судом недобросовестным, поскольку наличие возбужденного исполнительного производства само по себе являлось основанием для отказа в выплате финансовой помощи.

С учетом изложенного, у ответчика отсутствовали правовые основания для получения денежных средств из краевого бюджета.

В соответствии с ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет потерпевшего, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В соответствии с п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В рассматриваемом случае единовременная финансовая помощь таким платежом не является. Исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>, г. Славянск –на-Кубани в пользу государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Славянского района», г. Славянск –на-Кубани 117 600 руб. неосновательного обогащения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***>, г. Славянск –на-Кубани в доход федерального бюджета 2000 руб госпошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.А. Баганина