Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. КраснодарДело № А32-26671/2019
01 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2019 года.
Полный и мотивированный текст решения изготовлен 01 августа 2019 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Шкира Д.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.
проведя судебное заседание по делу по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Микрокредитной компании «Главная Финансовая Компания», г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России),
г. Краснодар
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 21.05.2019 № ТУ-03-ЮЛ-19-7840,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО1 – доверенность от 27.03.2019 № 23АА9416724;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Главная Финансовая Компания», г. Краснодар (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России), г. Краснодар (далее – банк) от 21.05.2019 № ТУ-03-ЮЛ-19-7840 о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении указал, что в действиях общества не содержится состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, запрашиваемая банком информация не была представлена обществом ввиду ее не сохранности и отсутствия двухстороннего разговора с должником ФИО2
Представитель административного органа в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Полагает, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушена.
Суд, заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Из материалов дела следует, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе (далее - управление) поступило обращение ФИО2 от 18.01.2019, содержащее сведения о возможном нарушении обществом законодательства Российской Федерации.
В целях рассмотрения обращения Управлением в адрес общества был направлен запрос от 30.01.2019 № С59-9/2471 о предоставлении сведений и документов.
Запрос направлен через личный кабинет участника финансового рынка без досылки бумажного экземпляра.
Согласно информации, содержащейся в личном кабинете, Запрос размещен 30.01.2019, Запрос считается полученным Обществом 31.01.2019.
Таким образом, днем окончания срока исполнения Запроса являлось 14.02 2019 (включительно).
13.02.2019 в Управление от Общества поступил ответ на Запрос от 12.02.2019
(вх. № 13465).
Согласно Запросу ООО МКК «ГФК» необходимо было представить следующие сведения и документы:
1.Копии заявок (заявлений), поданных Заявителем с целью заключения с Обществом договора займа № 65279 (со всеми приложениями и дополнениями) (далее - Договор);
2.Копию Договора, в том числе общие условия, действующие на дату заключения Договора, и индивидуальные условия (со всеми неотъемлемыми их частями, приложениями и дополнениями, включая графики платежей по Договору) за период с момента заключения Договора по дату исполнения настоящего запроса;
3.Информацию о совершении Обществом действий, направленных на возврат задолженности по Договору, в отношении Заявителя и (или) иных лиц, в том числе:
3.1.копии документов, регламентирующих порядок и условия взаимодействия Общества с заемщиками и (или) лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского займа (при наличии);
3.2.перечень способов взаимодействия, используемых Обществом;
3.3.сведения обо всех телефонных переговорах в 24-часовом формате по московскому времени по прилагаемой форме (Таблица № 1);
3.4.сведения об использовании телефонного автоинформатора в 24-часовом формате по московскому времени по прилагаемой форме (Таблица №2);
3.5.все аудиозаписи телефонных переговоров Общества, а также сообщений телефонного автоинформатора, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 настоящего запроса;
3.6.сведения обо всех текстовых сообщениях (SMS-сообщениях), направленных Обществом с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в 24-часовом формате по московскому времени по прилагаемой форме (Таблица № 3).
3.7. копии всех письменных соглашений и иных согласий Заявителя, оформленных и полученных Обществом в соответствии с главой 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 230-ФЗ), касающихся порядка и условий совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности;
4. Сведения о поручении Обществом юридическим лицам, с которыми Общество заключило договоры, предусматривающие совершение такими лицами от имени Общества и (или) в его интересах действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа) (далее - лица, осуществляющие деятельность по возврату задолженности), совершение действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по Договору, с приложением следующих документов:
- копий актов (реестров, описей) приёма-передачи, в т.ч. выписки из них, сведений и документов по Договору, позволяющих установить даты начала/прекращения (периоды) совершения таких действий, а в случае отсутствия актов (реестров, описей) приёма-передачи документов на бумажном носителе или отсутствия в них информации о соответствующих датах - иных документов или скриншотов баз данных Общества, содержащих данные сведения;
- копий договоров с лицами, осуществляющими/осуществлявшими деятельность по возврату задолженности, со всеми приложениями, дополнениями и иными их неотъемлемыми частями;
- копий документов, подтверждающих уведомление Заявителя о привлечении иного лица для осуществления взаимодействия с Заявителем в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона № 230-ФЗ;
5. Сведения о состоявшейся уступке прав (требований) по Договору третьим лицам, с приложением следующих документов:
- копии договора уступки прав (требований) (договора цессии), со всеми приложениями, дополнениями и иными их неотъемлемыми частями;
- копии акта (реестра, описи) приёма-передачи, в т.ч. выписки из них, сведений и документов по Договору, позволяющих установить дату уступки, а в случае отсутствия акта (реестра, описи) приёма-передачи документов на бумажном носителе или отсутствия в них информации о соответствующих датах - иных документов или скриншотов баз данных Общества, содержащих данные сведения;
6.Список абонентских номеров Общества (лица, действующего от его имени и (или) в его интересах), выделенные на основании заключенных между Обществом (лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах) и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи, используемые для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров и направления текстовых сообщений (SMS-сообщений) в формате MSExcel.
7.Информацию о дате возникновения просрочки по Договору;
8.Копии писем, поступивших в Общество от Заявителя (ее представителей), а также копии писем, врученных либо направленных Обществом в адрес Заявителя (ее представителей) по всем каналам связи (в том числе уведомления, претензии, прочие письма, направленные в досудебном порядке, и т.д.);
9.Объяснения Общества о действиях, направленны к на взыскание просроченной задолженности по Договору, способами, запрещенными пунктом 2 статьи 6 Закона
№ 230-ФЗ.
10.Сведения о принадлежности номера телефона <***> Обществу (его сотрудникам) и (или) лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности по Договору.
11.Сведения о состоянии урегулирования взаимоотношений сторон по рассматриваемому случаю на текущий момент, с документальным подтверждением.
В ответ на Запрос Управления Обществом предоставлена информация, согласно которой между Обществом и ФИО2 был заключен договор займа.
Также согласно представленным Обществом документам, в связи с ненадлежащим исполнением Заемщиком обязательств по Договору в целях совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности Общество осуществляло взаимодействие посредством телефонных переговоров и направления голосовых и смс-сообщений по номеру телефона, указанному Заемщиком в заявке на предоставление займа.
Согласно представленной Обществом аудиозаписи, сотрудником Общества было совершено два телефонных звонка 09.01.2019 и 23.01.2019 на номер телефона <***> (стенограмма № 1).
Вместе с тем, ФИО2 при обращении в Управление Службы были предоставлены две аудиозаписи (наименование файлов Вызов@007
909 446-(079094465668)2019011717Ю55. mp3 и Вызов@007
909 446-(0079094465668)_20190117171604.mp3) с записью разговоров, отличающихся по содержанию (стенограмма № 2).
Из содержания представленных Заемщиком аудиозаписей следует, что звонки совершены сотрудником Общества, однако Обществом указанные аудиозаписи в ответ на Запрос Управления представлены не были.
Следовательно, в ответ на Запрос Обществом в Банк России представлена недостоверная информация.
По результатам проверки банком был составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2019 № ТУ-03-ЮЛ-19-7840/1020-1.
Рассмотрев материалы проверки, банк вынес в отношении общества постановление от 21.05.2019 № ТУ-03-ЮЛ-19-7840 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются, в том числе микрофинансовые организации.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Согласно статье 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ) Банк России получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных Законом № 151-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.
Согласно пункту 7.3 части 4 статьи 14 Закона № 151-ФЗ в отношении микрофинансовой организации Банк России направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Главой 4 Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание № 4600-У) установлен порядок направления участнику информационного обмена Банком России электронного документа.
В соответствии с указанным порядком Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена.
Запись о размещении Банком России в личном кабинете электронного документа должна содержать его исходящий номер и дату регистрации в Банке России.
Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией и другим участником информационного обмена, получившим доступ к личному кабинету в соответствии с Указанием № 4600-У, по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
В случае если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Из материалов дела следует, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе (далее - управление) поступило обращение ФИО2 от 18.01.2019, содержащее сведения о возможном нарушении обществом.
В целях рассмотрения обращения Управлением в адрес общества был направлен запрос от 30.01.2019 № С59-9/2471 о предоставлении сведений и документов.
Запрос направлен через личный кабинет участника финансового рынка без досылки бумажного экземпляра.
Согласно информации, содержащейся в личном кабинете, Запрос размещен 30.01.2019, Запрос считается полученным Обществом 31.01.2019.
Таким образом, днем окончания срока исполнения Запроса являлось 14.02 2019 (включительно).
13.02.2019 в Управление от Общества поступил ответ на Запрос от 12.02.2019
(вх. № 13465).
В ответ на Запрос Управления Обществом предоставлена информация, согласно которой между Обществом и ФИО2 был заключен договор займа.
Также согласно представленным Обществом документам, в связи с ненадлежащим исполнением Заемщиком обязательств по Договору в целях совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности Общество осуществляло взаимодействие посредством телефонных переговоров и направления голосовых и смс-сообщений по номеру телефона, указанному Заемщиком в заявке на предоставление займа.
Согласно представленной Обществом аудиозаписи, сотрудником Общества было совершено два телефонных звонка 09.01.2019 и 23.01.2019 на номер телефона <***> (стенограмма № 1).
Вместе с тем, ФИО2 при обращении в Управление Службы были предоставлены две аудиозаписи (наименование файлов Вызов@007
909 446-(079094465668)2019011717Ю55. mp3 и Вызов@007
909 446-(0079094465668)_20190117171604.mp3) с записью разговоров, отличающихся по содержанию (стенограмма № 2).
Из содержания представленных Заемщиком аудиозаписей следует, что звонки совершены сотрудником Общества, однако Обществом указанные аудиозаписи в ответ на Запрос Управления представлены не были.
Следовательно, в ответ на Запрос Обществом в Банк России представлена недостоверная информация.
По мнению общества, представленные Заявителем аудиозаписи, не являются телефонными разговорами, так как телефонные переговоры являются как минимум диалогом двух абонентов: кредитора (либо его представителя) с должником (представителем, третьим лицом) касательно вопроса погашения задолженности. И в случае, если обратная связь (ответ) от абонента, к которому адресован вызов, не получена, то такой звонок не попадает под определение телефонных переговоров. По мнению Общества, не все телефонные звонки являются переговорами.
В заявлении Обществом представлен алгоритм работы ступенчатой системы фильтрации аудиофайлов при совершении Обществом телефонных переговоров, изложен следующий порядок работы такой системы:
1.Происходит скачивание аудиофайла из хранилища SIP-провайдера, предоставляющего услуги связи.
2.Происходит последовательная обработка фильтрами, основанными на обратном преобразовании Фурье:
Удаляются файлы, содержащие только пустоту; Удаляются файлы, содержащие только гудки;
Удаляются файлы, содержащие последовательность пауз в речи, соответствующие распространенным типам автоответчиков;
3. Происходит преобразование файла из формата .трЗ в формат
обработки фильтрами на основе системы распознавания речи DragonSpeech:
Удаляются файлы, содержащие сообщения от автоответчиков - с предыдущей цепочки фильтров могут попадать неотфильтрованные автоответчик;
Происходит сопоставление голосов в аудиозаписи с ранее сохраненными голосовыми партнерами сотрудников. Если фильтр находит нецензурную лексику произносимую голосом сотрудника, то система отправляет уведомление начальнику отдела;
Удаляются файлы, в которых звучит только голос сотрудника;
Если в файле не найдено голоса сотрудника, то отправляется уведомление начальнику отдела;
Далее работает фильтр, определяющий угрозы со стороны клиента -анализирует семантику фраз и пытается определить жалобы и угрозы со стороны клиента.
4.Происходит сохранение аудиозаписи в хранилище.
По мнению общества, изложенные выше процессы не подлежат какому-либо документированию ввиду отсутствия в этой части установленных законом требований, кроме того, Общество полагает, что при осуществлении звонка, в случае если, обратная связь (ответ) от абонента, которому адресован вызов, не получен, то такой звонок не попадает под определение телефонных переговоров.
При этом, вышеуказанный алгоритм работы системы фильтрации аудиофайлов и их записи при совершении телефонных переговоров разработан самим Обществом, и не отражает в действительности всех телефонных звонков, осуществленных сотрудниками Общества.
Также для обозначения термина «телефонный разговор» часто используются такие понятие как «телефонный вызов», «телефонный звонок».
При этом сам факт совершения телефонных звонков, принятия его абонентом на другой линии, а так же длительность телефонных звонков общей продолжительностью
(49 с.) свидетельствует о наличии телефонных переговоров.
Доводы, изложенные в заявлении, не могут быть приняты судом, так как направлены на сокрытие и искажение информации, объективно отражающей обстоятельства события и имеющей значение для осуществления Банком России контрольно-надзорной деятельности, и в дальнейшем, избежание административного преследования.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие заявителем всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, и отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, также на момент рассмотрения дела нарушение обществом устранено не было.
При изложенных обстоятельствах судом установлено, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно представление недостоверной информации.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что телеграммой от 19.03.2019 общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 10.04.2018. Указанная телеграмма направлялась по адресу общества и получена 21.03.2019.
Протокол об административном правонарушении от 10.04.2019
№ ТУ-03-ЮЛ-19-7840/1020-1 составлен в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3
Телеграммой от 30.04.2019 общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 21.05.2019. Указанная телеграмма направлялась по адресу общества и получена 06.05.2019.
Постановление по делу об административном правонарушении от 21.05.2019
№ ТУ-03-ЮЛ-19-7840 вынесено в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3
Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, из материалов дела следует, что совершенное обществом правонарушение носит формальный характер, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также к формальным требованиям публичного права, доказательств наличия исключительных обстоятельств для снижения штрафа суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает постановление административного органа от 21.05.2019 № ТУ-03-ЮЛ-19-7840 является законным и обоснованным, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.М. Шкира