Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-18418 /2013
г. Краснодар «25» июля 2013г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г.
рассмотрел в упрощенном порядке заявление ООО « Роза Хутор» г. Москва
об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея г. Краснодар
от 25.04.2013 г № 10-74-128-0-3 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ
УСТАНОВЛЕНО:
ООО «Роза Хутор» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 25.04.2013 г. №10-74-128-0-3 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства, о чем стороны проинформированы в установленном порядке.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Во исполнение запроса Прокуратуры Краснодарского края (исх.№2/53-7-19/209/21 от 14.01.2013 г.) на основании Приказа «О выделении специалистов» 18.01.2013 г. инспекторским составом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведено натурное обследование лесных участков кв. 42, 43, 78, 79, 89 Краснополянского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк» предоставленных ООО «Компания по дсвелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» для строительства и эксплуатации ПС «Роза Хутор».
В ходе натурного обследования участка, установлено, что на границе полосы отвода пассажирской подвесной канатной дороги «Лифт А, Д» (район 14, И, 10,9, 8, 7 опоры) произведена вырубка естественного лесного массива.
По всему периметру земельного участка складированы бревна спиленных деревьев и порубочные остатки.
В ходе проведения натурного обследования территории, обнаружено 50 пней спиленных деревьев. Произведен пересчет и замер диаметра пней
каждого спиленного дерева: 12 деревьев граба, диаметром у пня: 59, 35, 31, 75, 27, 79, 33, 33, 36, 32, 81 и 30 см; 27 деревьев бука, диаметром у пня: 30, 50, 15, 16, 14,31,46,31, 13,70,80,66,78, 15, 12,50, 15,27,60,22,59,49,67, 113, 73, 72 и 78 см; 2 дерева ольхи, диаметром у пня 79 и 42 см, а также незаконной рубки видов (пород) деревьев, заготовка древесины которых не допускается, а именно 11 деревьев каштана посевного, диаметром у пня 94, 19, 88, 69,75, 74,107, 33, 83, 77 и 57 см.
Рубка естественного лесного массива производилась в границах особо охраняемой природной территории федерального значения ФГБУ «Сочинский национальный парк».
По информации ФГБУ «Сочинский национальный парк» (исх. №01-13/73 от 21.01.2013 г.) действующим лесохозяйственным регламентом ФГБУ «Сочинский национальный парк» мероприятий по уборке угрожающих, сухостойных, буреломных и ветровальных деревьев на территории прилегающей к трассам канатных дорог горнолыжных курортов не предусмотрено. В адрес дирекции ФГБУ «Сочинский национальный парк» обращений от ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» о подаче лесной декларации, а также о необходимости внесения изменений в лесохозяйственный регламент не поступало.
Согласно ст. 12 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых
природных территориях» «Национальные парки являются
природоохранными, эколого-просветительскими и научно-
исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма». В соответствии со ст. 15 на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации №200 ФЗ от 4 декабря 2006 г. лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Проект освоения лесов лесничества, лесохозяйственный регламент лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк» утвержден 15.09.2010г. В соответствии с «Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В лесах, расположенных па особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями».
В соответствии с Положением о ФГБУ «Сочинский национальный парк» на территории национального парка запрещается рубки лавного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов с целью их акклиматизации.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации 200-ФЗ от 4 декабря 2006 г. лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Дирекцией ФГБУ «Сочинский национальный парк» на 2013 год подана лесная декларация, в которой мероприятия по уборке угрожающих, сухостойных, буреломных и ветровальных деревьев на территории, прилегающей к трассам канатных дорог горнолыжных курортов не указаны.
На основании письма первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи государственного советника юстиции 3 класса М.А. Большедворского (исх. № 2/53-7-19/209/21 от 14.01.2013 г.), Управлением Росприродпадзора по КК и РЛ был издан Приказ «О проведении проверки в качестве специалистов» от 14.01.2013 г. № 01.04/21.
При установлении необходимости при проведении проверки исполнения законов использования помощи специалистов для выяснения возникших вопросов прокурор обращается к руководителю соответствующего государственного органа, организации, учреждения, к ведению которого относится осуществление контроля (надзора) в проверяемой сфере правовых отношений, о выделении такого специалиста на срок, необходимый для установления, исследования обстоятельств совершения правонарушения, требующего специальных познаний.
Заключение специалиста по поставленным прокурором вопросам представляется прокурору, проводящему проверку, и используется им при подготовке и вынесении актов прокурорского реагирования.
Если специалист участвует в совместной с прокурором проверке исполнения законов в порядке согласованного взаимодействия органов прокуратуры и государственного (вневедомственного) контроля (надзора) и официально направляется на проверку на основании приказа (распоряжения) своего руководителя, этот специалист обладает всей полнотой власти в соответствии с установленной компетенцией и самостоятельно применяет предусмотренные соответствующим законодательством полномочия и правовые средства их реализации с оформлением самостоятельного акта проверки, внесения предписания и других средств реагирования.
Между тем, в материалах дела отсутствует акт натурного обследования территории.
04.04.2013 г. административным органом в отсутствие законного представителя заявителя в отношении ООО «Роза Хутор» составлен протокол об административном правонарушении №10-74-128-01 по ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановлением от 25.04.2013 г. №10-74-128-0-3 общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
В преамбуле к Закону N 33-ФЗ дано понятие особо охраняемых природных территорий - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
По смыслу этой статьи:
- под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне;
- под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства и др.).
Как следует из материалов дела ООО «Роза Хутор» является инвестором по строительству Олимпийских объектов федерального значения в Краснополянском поселковом округе Адлерского района города Сочи Краснодарского края. Для целей строительства Олимпийских объектов ООО «Роза Хутор» наделено земельными участками в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ, по договорам аренды с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
В соответствии со ст.ст. 12, 88 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется на основании Проекта освоения лесов.
14 января 2013 г. в связи с сильным снегопадом и налипанием мокрого снега на деревья, в целях безопасной эксплуатации канатных дорог, представителями Заявителя совместно с представителем СНП было проведено обследование территории, прилегающей к введенной в эксплуатацию пассажирской подвесной канатной дороги «Лифт А». В результате данного обследования было выявлено 40 (Сорок) угрожающих эксплуатации объекта деревьев, из которых:
11 угрожающих деревьев (8 деревьев граба; 3 каштана) выявлено согласно Акту осмотра от 14.01.2013 г. 29 угрожающих деревьев (10 деревьев граба; 9 деревьев бука; 9 деревьев каштана; клён диаметром 44 см.)
Согласно письму Сочинского национального парка от 07.06.2013 г. № 01-13/1255 указанные деревья были впоследствии вырублены парком самостоятельно.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны Заявителя установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Сочинский национальный парк».
Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в Постановлении от 25.04.2013 № 10-74-128-0-3 о привлечении к административной ответственности указано, что в результате натурного обследования территории Сочинского национального парка на границе полосы отвода пассажирской подвесной канатной дороги «Лифт А, Д» (район 14, 11, 10, 9, 8, 7) произведена вырубка естественного лесного массива и обнаружено 50 пней.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие об осуществлении данной рубки именно Заявителем.
Кроме того, материалы проверки содержат вывод о том, что вырубка произведена на границе полосы отвода пассажирской подвесной канатной дороги «Лифт А, Д», при этом указанные сведения не подтверждены документально.
В частности не установлено, в границах какого конкретно земельного участка по мнению Управления осуществлена вырубка, что не позволяет определить правообладателя той или иной территории.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие документов, свидетельствующих об осуществлении именно Заявителем вырубки лесного массива, указанного в материалах проверки, вина ООО «Роза Хутор» не доказана, что исключает возможность привлечения к административной ответственности.
В постановлении от 25.04.2013 № 10-74-128-0-3 о привлечении к административной ответственности Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея указано, что со слов представителя ООО «Роза Хутор» «работы по сносу древесной растительности произведены во избежание возникновения несчастных случаев, для обеспечения безопасности канатных дорог» .
Между тем, данная информация не подтверждает наличие события административного правонарушения, поскольку отражает лишь фактические обстоятельства, изложенные в п. 1 настоящего объяснения и относится к указанным 40 деревьям.
Кроме того, ссылка на информацию, полученную якобы со слов представителя Заявителя не может являться допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку никак не подтверждена документально, так как в материалах дела отсутствуют:
- доказательства надлежащего оформления (согласно ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) полномочий представителя;
- персональные данные представителя;
- информация о привлечении какого-либо представителя Заявителя для проведения осмотра территории.
Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления событие правонарушения, а также вина Заявителя в правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, не доказаны. Лицо, осуществившее уничтожение лесного массива в отсутствие разрешительной документации, Управлением не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №10-74-128-0-3 от 25.04.2013 г. о привлечении ООО «Роза Хутор» к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-н-Дону.
Судья В.Г. Колодкина