НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 25.07.2007 № А32-12797/07

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Краснодар Дело № А-32-12797/07-34/322-69 АЖ

от 25 июля 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в лице судьи Марчук Т.И.,

при ведении протокола помощником судьи Завгородней Ю.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Агентство воздушных

сообщений «Интерлайн», г. Краснодар

к инспекции ФНС России № 5 по г. Краснодару

о признании незаконным и отмене постановления № 05/433 от 13.06.07 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании: от заявителя – Демиденко Т.В. (доверенность от 02.07.07);

от заинтересованного лица – Лифенцовой Л.Н. (доверенность от 02.05.07 № 05/9362).

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о назначении ему административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей в соответствии со статьёй 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

По правилам статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В этой связи материалы дела явствуют, что 31.05.07 государственными налоговыми инспекторами инспекции ФНС России № 5 по г. Краснодару на основании поручения № 23-35/07/118 от 31.05.07 (л.д. 16) была проведена проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в офисе ЗАО «Агентство воздушных сообщений «Интерлайн», расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 70, литер В.

В ходе проверки сотрудниками контролирующего органа была оплачена и оформлена путёвка по форме ТУР-1 № 129946 стоимостью 2600 рублей с питанием и проживанием в гостинице «Торнадо» посредством заказа её туроператором в режиме он-лайн бронирования.

При осуществлении наличного денежного расчёта за путёвку проверяющими был установлен факт отсутствия в помещении офиса изолированного, технически укреплённого помещения кассы, металлического сейфа для хранения денег и ценностей, а также кассовой книги (кассовая книга предприятия хранится по месту жительства главного бухгалтера), в нарушение «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 № 40. Данные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра № 000682 от 31.05.07, акте проверки № 000469 от 31.05.07 и подтверждаются объяснениями главного бухгалтера (кассира) Вейник Т.Н. (л.д. 17 – 22, 24).

В пояснениях к акту проверки генеральный директор Общества Голубович А.И. объяснил отсутствие изолированного помещения кассы незначительным оборотом наличных денежных средств в кассе (л.д. 23).

По факту выявленных нарушений 04.06.07 в отношении ЗАО «Агентство воздушных сообщений «Интерлайн» был составлен протокол об административном правонарушении № 200264 (л.д. 28). Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник инспекции ФНС России № 5 по г. Краснодару вынес оспариваемое постановление № 05/433 от 13.06.07 о наложении на юридическое лицо административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Считая указанное постановление противоречащим нормам действующего законодательства, а также нарушающим его права и интересы, заявитель просит суд признать его незаконным и отменить. В обоснование занятой позиции заявитель пояснил, что свободные денежные средства не хранятся в помещении офиса, а сдаются в банк, указав также, что ведение кассовой книги осуществляется автоматизированным способом, при котором её листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги», равно как и машинограмма «Отчёт кассира», которые составляются к началу рабочего дня, имеют одинаковое содержание, включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги и выводятся на бумажные носители.

В судебном заседании от 24.07.07 объявлялся перерыв до 25.07.07 до 15-30. После перерыва заседание суда было продолжено.

Суд, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив документы, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьёй 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. 

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пунктам 3, 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, в которой учитываются все поступления и выдачи наличных денег предприятия.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации «Единые требования по технической укреплённости и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий» кассы предприятий, организаций, учреждений, независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них относятся к объектам и помещениям группы «А», оборудуемых по высшей категории укрепленности.

Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается (пункт 29 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»).

Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем (пункт 3 Приложения № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Из приведенных правовых норм следует, что организация обязана строго соблюдать установленные правила хранения денежной наличности. В этой связи материалами проверки подтверждается и заявителем по существу не оспаривается факт отсутствия в офисе ЗАО «Агентство воздушных сообщений «Интерлайн» изолированного, технически укреплённого помещения кассы, а также металлического шкафа или сейфа для хранения денежной наличности и ценных бумаг.

Ссылка заявителя на отсутствие значительных денежных средств в кассе предприятия судом не принимается, поскольку, как указано выше, кассы предприятий, организаций, учреждений, независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них отнесены к объектам и помещениям группы «А», оборудуемых по высшей категории укрепленности. Нарушение указанных правил посягает на общественные отношения в сфере порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и образует состав правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункты 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег (пункт 29 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»).

Из приведенных правовых норм следует, что организация обязана совершать определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).

В нарушение данного правила, связанные с осуществлением деятельности кассовые операции и работа с денежной наличностью велись по месту жительства главного бухгалтера. Факт отсутствия кассовой книги в офисе предприятия подтверждается материалами проверки и объяснениями главного бухгалтера (кассира) Вейник Т.Н. (л.д. 24).

Согласно пунктам 25, 26 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год. Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Представленный заявителем 13.06.07 вкладной лист кассовой книги за май 2007 года (л.д. 33) не может быть принят судом во внимание по следующим обстоятельствам. Поскольку проверка юридического лица была проведена 31.05.07 (т.е., в конце месяца), то машинограмма за май 2007 года должна быть проброшюрована по состоянию на 01.06.07 в соответствии с требованиями пункта 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

С учётом изложенного, неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от их оприходования в более поздние сроки, и, следовательно, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом и ли законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьёй 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пункт 16 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

В этой связи в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры для выполнения требований нормативных актов, устанавливающих порядок и сроки оприходования наличных денежных средств в кассу общества в день их поступления.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В этой связи заинтересованным лицом представлены надлежащие доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией статьи 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 44 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации настоящий Порядок применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации. Данное административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, на интересы граждан и государства, а также затрагивает правоотношения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Состав правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным; ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того, заявителем не представлены доказательства соблюдения статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при обращении с заявлением в арбитражный суд, запрошенные определением суда от 05.07.07 (л.д. 1). Ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обжалование постановления налогового органа заявителем не подавалось, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 4, 29, частями 1, 2 статьи 71, статьями 163, 167-170, частями 4, 6, 7 статьи 210, частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; частями 1, 2 статьи 2.1., статьями 15.1., 24.1., 26.1., статьёй 30.3., пунктом 8 части 2 статьи 30.6., пунктом 1 части 1 статьи 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление № 05/433 от 13.06.07 начальника инспекции ФНС России № 5 по г. Краснодару о наложении на ЗАО «Агентство воздушных сообщений «Интерлайн» административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей в соответствии со статьёй 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения  .

Вынесенное по делу решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края в соответствии со статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья Т.И. Марчук