НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 24.08.2022 № А32-14690/2022


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-14690/2022

02 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 сентября 2022 года

    Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего

судьи                                                                             Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изосимовой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт",
г. Новороссийск (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)

к Управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164231544, ОГРН 1056164007316),

третье лицо: ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, г. Москва (ИНН 7707311363, ОГРН 1027707007129)

о признании незаконным и отмене постановления административного органа
от 22.02.2022 № 47/07-03/22,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Тимошкин  С.С. – доверенность от 27.12.2021 № 23АВ1881999 (диплом);

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьего лица: Минаков А.В. – доверенность от 01.12.2021 № 52 (диплом);

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт",
г. Новороссийск (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Ростов-на-Дону (далее – административный орган) от 22.02.2022 № 47/07-03/22 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении.

В обосновании своих доводов указал, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт правонарушения. Требование по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, должно было быть реализовано обществом до 01.01.2022, в то время как нарушение выявлено 23.12.2021. Работники подразделения транспортной безопасности оснащены всем необходимым оборудованием на территории ПАО «НМТП». В действиях общества отсутствует вина. Данное правонарушение не является длящимся, срок установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек, учитывая, что дата заключения договора с ФГУП «УВО Минтранса России» - 30.12.2019. Также общество указало, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением срока учитывая, что при оглашении резолютивной части постановления присутствовал представитель общества. Вместе с тем, полный текст постановления изготовлен с нарушением срока и не был выдан нарочно. Также указывает, что при рассмотрении дела необоснованно отклонено ходатайство заявителя и допущены процессуальные нарушения при рассмотрении ходатайства, выразившееся в несвоевременном вынесении определения об отклонении ходатайства. При рассмотрении дела не принято решение по ходатайству общества о приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно доводам общества, в нарушение установленных требований, при проведении проверки административным органом не издавалось решение о проведении постоянного рейда. Приказом руководителя службы в перечне пунктов контроля для постоянного рейда отсутствовал пункт – объекты транспортной инфраструктуры. Также считает, что акт постоянного рейда, а также протокол об административном правонарушении  составлены с существенными нарушениями.

7

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном отзыве административный орган указал, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.

Представитель третьего лица в судебном заседании присутствовал, на удовлетворении требований заявителя настаивал, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Так указал, что доводы административного органа о нарушении обществом требований законодательства о транспортной безопасности, связанной с использованием газоанализатора паров взрывчатых веществ «Pilot», не сертифицированного в установленном порядке, не основаны на требованиях закона. Актом прима-передачи материальных ценностей подтверждается факт передачи ПАО «НМТП» указанного оборудования исполнителю – ФГУП «УВО Минтранса России», в связи с чем, требования о сертификации должны быть исполнены обществом до 01.01.2022.

Суд, выслушав представителей заявителя и третьего лица, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.

Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц.

В эксплуатации ПАО «НМТП» находится объект транспортной инфраструктуры «Морской универсальный грузовой терминал ПАО «НМТП» которому присвоена 3 категория, и он включен реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый № МТК-587).

Приказом УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 13.12.2021 № 280 в перечень пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда установлен  ОТИ «Морской  универсальный грузовой терминал ПАО «НМТП».

Из материалов дела следует, что 23.12.2021 на основании приказа начальника УГАН НОТБ  ЮФО Ространснадзора от 08.10.2021  № 221,  от  13.12.2021  № 280  и в  соответствии со статьей 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ  "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 5 статьи 11.1 Федерального закона Российской Федерации
от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на территории объекта транспортной инфраструктуры «Морской универсальный грузовой терминал ПАО «НМТП», принадлежащего ПАО «НМТП» и расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Портовая 14, сотрудниками управления проведен постоянный рейд в отношении подразделения транспортной безопасности ФГУП «УВО Минтранспорта России».

В ходе проведения постоянного рейда, административным органом в действиях общества выявлены нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:  ПАО «НМТП» привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя работников, не оснащенных ручными средствами досмотра – газоанализатором паров взрывчатых веществ (на КПП ПАО «НМТП» сотрудниками подразделения транспортной безопасности используется газоанализатор паров взрывчатых веществ «PILOT», не сертифицированный в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»), в нарушение подпункта 3 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта".

По данному факту в отношении общества составлен протокол б административном правонарушении от 24.01.2022 по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы проверки административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания от 22.02.2022 № 47/07-03/22, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 7 статьи  210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Субъектами правонарушения, предусмотренного данной нормой КоАП РФ, являются, в том числе, юридические лица.

Пунктом 1 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Пунктом 10 данной статьи установлено, что под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии со статьей 11.1. Закона № 16-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, о транспортной безопасности (пункт 5.1.8), вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную, связную с транспортным процессом деятельность (пункт 6.1).

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В силу подпункта 3 пункта 5 Требований № 1638 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя:

- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Допускается формирование и (или) привлечение одного подразделения транспортной безопасности, включающего в себя несколько групп быстрого реагирования, для защиты 2 и более объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности одного субъекта транспортной инфраструктуры или используемых им на ином законном основании;

- в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течение 5 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры;

Как установлено из материалов дела, в эксплуатации общества имеется
объект транспортной инфраструктуры «Морской универсальный грузовой терминал ПАО «НМТП» которому присвоена 3 категория, и он включен реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый
№ МТК-587).

В целях выполнения правил, установленных подпунктом 3 пункта 5 Требований
№ 1638, предусмотрено следующее:

- образовать (сформировать) самостоятельное подразделение транспортной безопасности для зашиты ОТИ от АНВ;

- привлечь на договорной основе подразделение транспортной безопасности.

Так, 30.12.2019 между ПАО «НМТП» (заказчик) и ФГУП «УВО Минтранса России» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг защиты объектов транспортной инфраструктуры  ПАО «НМТП» от актов незаконного вмешательства
№ 2563/19.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, исполнитель, принимает на себя обязательство по оказанию услуг, указанных в пункте 1.2 договора на объектах транспортной инфраструктуры заказчика (далее - «ОТИ») в зоне транспортной безопасности (ЗТБ) следующих ОТИ ПАО «НМТП»:

- Нефтяной терминал «Шесхарис»;

- Основной перегрузочный комплекс (Широкий пирс № 1, Широкий пирс № 2, Восточный пирс, огражденных единым охранным периметром);

-  «Пристань №5» Комплекс по перегрузке нефти и нефтепродуктов (Пристань № 4 и Пристань № 5, огражденных единым охранным периметром);

- Морской пассажирский вокзал (причалы № 34,34а, 35).

Согласно пункту 1.2.3 договора, исполнитель обязуется проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, в том числе осуществлять мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов.

Приложением № 1 к договору утвержден перечень дислокации постов на  объектах транспортной инфраструктуры ПАО «НМТП».

Так, согласно данному перечню, на посту «Морской вокзал (причалы № 34, 34а,35) сотрудником исполнителя круглосуточно осуществляется допуск (вход/выход) физических лиц на(с) территорию(и) причалов № 34, 34а Морского вокзала. Контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования физических лиц на КПП. Наблюдение/слежение за внутренней и внешней территориями, прилегающими к КПП. Контроль за работоспособностью, своевременное реагирование на срабатывание, средств охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и технических средств охраны (ТСО).

Согласно части 2 статьи 12.2 Закона№ 16-ФЗ, организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.

Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227, утверждены правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила досмотра).

В соответствии с пунктом 17 Правил досмотра, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - Работники досмотра).

В соответствии с пунктом 48 Правил досмотра, при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра (далее - досмотр) согласно Требованиям, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности.

Судом из материалов дела установлено, что на КПП ПАО «НМТП» сотрудниками подразделения транспортной безопасности используется газоанализатор паров взрывчатых веществ «PILOT», не сертифицированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

На основании изложенного, ПАО «НМТП» привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя работников, не оснащенных ручными средствами досмотра – газоанализатором паров взрывчатых веществ, что является нарушением подпункта 3 пункта 5 Требований N 1638.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 16-ФЗ, введенной Законом N 270-ФЗ, технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 года.

Постановление N 969, утвердившее правила сертификации технических систем и средств транспортной безопасности на ОТИ, вступило в действие с 30.03.2017.

Таким образом, субъекты транспортной инфраструктуры с указанной даты обязаны обеспечить объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства только сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, на что имеется прямое указание закона.

Между тем, обществом документально не опровергнуто, что имеющиеся у него системы и средства обеспечения транспортной безопасности введены (установлены) на ОТИ до указанной даты.

Заявителем  ни в ходе проверки управления, ни в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, требуемые в силу закона сертификаты, не представлены.

Судом не принимается представленный обществом акт приема-передачи
от 22.12.2014, в качестве доказательства, подтверждающего наличие у исполнителя услуг сертифицированных технических средств ввиду следующего.

Согласно  акту от 22.12.2014 ОАО «НМТП» передало КФ ФГУП «УВО Минтранса России» 14 комплектов «Пилот-М1» на ответственное хранение.

Наличие указанного акта не свидетельствует об использовании сертифицированных технических средств при оказании услуг.

Кроме того, из материалов дела следует, обществом не опровергнуто, что неисполнение портом требований законодательства в данной части носит затяжной длительный характер.

Судом не могут быть приняты доводы общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину общества.

Вина общества установлена в ходе проведения постоянного рейда и подтверждается актом от 23.12.2021 № 3/03445 о нарушениях обязательных требований по результатам рейда в отношении деятельности подразделения транспортной безопасности в области морского и речного транспорта, фототаблицей от 23.12.2021, протоколом об административном правонарушении от 24.01.2022.

При изложенных обстоятельствах судом установлено, что в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы общества о нарушении административным органом установленных требований, при проведении постоянного рейда судом отклоняются, как несоответствующие материалам дела.

Согласно пункту 100 постановления Правительства Российской Федерации
от 29.06.2021 N 1051 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункты контроля и территория (акватории) для постоянного рейда устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Проверка в отношении общества проведена на основании приказа Ространснадзора от 08.10.2021 № 221, а также задания от 11.10.2021 № 000140 на предмет проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением контролирующими лицами требований нормативных правовых актов в области транспортной безопасности.

В соответствии с приказом Ространснадзора от 13.12.2021 № 280 установлен перечень пунктов контроля, территорий для постоянного рейда, в числе которых указан  объект  транспортной инфраструктуры: «Морской универсальный грузовой терминал ПАО «НМТП».

Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 24.01.2022 № 405456 составлен в присутствии директора  общества Киреева С.Г. Указанным протоколом назначена дата рассмотрения материалов проверки на 08.02.2022.

Определением от 08.02.2022 ходатайство общества об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении удовлетворено. Рассмотрение дела отложено на 17.02.2022 на 14.00 часов.

Определением от 17.02.2022 ходатайство общества об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении удовлетворено. Рассмотрение дела отложено на 22.02.2022 на 10.00 часов.

Постановление от 22.08.2022 № 47/07-03/22 вынесено в присутствии представителей общества по доверенности Вишневской И.П. и Николаева Д.И.

Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.

Общество  указало, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением срока учитывая, что при оглашении резолютивной части постановления присутствовал представитель общества. Общество указало, что полный текст постановления изготовлен с нарушением срока после оглашения резолютивной части.

Вместе с тем, из текста постановления следует, что на рассмотрение дела о привлечении общества к административной ответственности явились представители общества Вишневская И.П. и Николаев Д.И. Рассмотрение дела состоялось 22.08.2022.

В полном объеме постановление N 47/7-03/22 о назначении административного наказания вынесено 22.08.2022.

Доказательств объявления резолютивной части и, следовательно, рассмотрения административного дела в другой день, в материалах дела не имеется, поскольку резолютивная часть постановления в письменном виде не изготавливалась.

Также общество указывает, что при рассмотрении дела необоснованно отклонено ходатайство заявителя и допущены процессуальные нарушения при рассмотрении ходатайства, выразившееся в несвоевременном вынесении определения об отклонении ходатайства.

Ходатайства должны быть рассмотрены до вынесения постановления. Вместе с тем, законом не предусмотрено, что определение об отказе в удовлетворении или об удовлетворении ходатайства не может быть вынесено в один день с постановлением о привлечении к административной ответственности.

Иные доводы общества суд отклоняет, как не соответствующие материалам дела и не соответствующие действующему законодательству.

Судом указанное правонарушение, совершенное заявителем, не может быть признано малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное обществом нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере транспортной безопасности. Невыполнение обществом публичных требований по обеспечению транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга пассажиров.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое постановление от 22.02.2022
№ 47/07-03/22 является законным и обоснованным, заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

             Руководствуясь статьями 29,  167-170, 176,  211 АПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

        В удовлетворении заявленных требований отказать.

     Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый  арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                         Д.М. Шкира