НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 24.07.2020 № А32-20361/20

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Краснодар                                                                                                     Дело № А32-20361/2020

24 июля 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника № 2 города Сочи" министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Сочи (ИНН 2317001494, ОГРН 1022302725455)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края, г. Сочи (ИНН 2317062627, ОГРН 1122366004793),

о признании недействительным решения от 10.02.2020 № 4792,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника № 2 города Сочи" министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Сочи (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлениемпризнании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края, г. Сочи (далее – пенсионный фонд, заинтересованное лицо) от 10.02.2020 № 4792.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое решение пенсионного фонда вынесено незаконно и необоснованно за пределами срока привлечения к ответственности.

В представленном отзыве пенсионный фонд указал, что заявитель правомерно привлечен к ответственности, оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Ввиду того, что заявлены требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч рублей, дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что учреждение по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года – 18.12.2018 на 103 застрахованных лица, то есть представлены с нарушением срока.

По данному нарушению пенсионным фондом был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.12.2019 № 4792.

Рассмотрев акт, пенсионным фондом вынесено решение от 10.02.2020 № 4792, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафов в сумме 51500 рублей.

Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (редакция действующая с 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела следует, что учреждение по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года – 18.12.2018 на 103 застрахованных лица, то есть представлены с нарушением срока.

С учётом изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждается правомерность привлечения учреждения к ответственности в сумме 51500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016
№ 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области» установлено, что подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

За нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Довод заявителя о том, что составление акта проверки 23.12.2019 с нарушением установленного Налоговым Кодексом РФ трехмесячного срока для проведения камеральной проверки основан на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона
от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»," иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

До 01 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», осуществляли органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам и вопросы, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, регулирует глава 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах регулируются правоотношения, связанные с обязательными платежами на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой (абзац 3 статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ-далее Федеральный закон № 167-ФЗ).

Заявитель, ссылаясь на абзац 3 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ, делает ошибочный вывод о том, что обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы) и индивидуальные сведения о каждом застрахованном лице являются идентичными и, следовательно, привлечение к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М регулируется Налоговым кодексом РФ.

Однако в соответствии с нормами действующего законодательства предметом налогового контроля являются не сведения о застрахованных лицах, а страховые взносы (обязательные платежи) на обязательное пенсионное страхование (статья 8 Налогового Кодекса РФ).

Судом не могут быть приняты доводы учреждения, изложенные в заявлении, как не основанные на нормах Закона № 27-ФЗ.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, порядок осуществления контрольных мероприятий по учету сведений о застрахованных лицах Налоговым кодексом Российской Федерации не регулируется.

Порядок ведения Пенсионным фондом РФ индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549) (далее - Инструкция).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в т.ч. в сфере пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Статья 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Срок составления указанного акта Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ не установлен, однако отсутствие в названном законе указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, составляет, в частности, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя установить единственный срок, ограничивающий привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушения и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении (абзац 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ, а ПФР вправе привлечь к ответственности страхователя за правонарушение в сфере персонифицированного учета, не связанное с уплатой обязательных платежей (страховых взносов) на обязательное пенсионное страхование, в течение трех лет с даты, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся-в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 года № 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года № 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.

При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П).

Факт несвоевременного представления отчета по СЗВ-М за ноябрь 2018 года доказан и не опровергается заявителем.

Кроме того, доказательства наличия объективных обстоятельств непреодолимой силы, отсутствия вины страхователя в несвоевременном представлении названных сведений заявителем не представлены.

Ссылка заявителя на Определение Верховного суда Российской Федерации является ошибочной ввиду установления иных фактических обстоятельств дела.

Заявитель указывает, что отсутствие в законе сроков для проведения проверки влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на внесудебное взыскание задолженности.

Однако, лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР.

Данная норма закреплена в статье 17 Закона № 27-ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (статья 18 Закона № 27-ФЗ).

Заявитель не воспользовался своим правом досудебного урегулирования и обратился в суд.

Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушения до истечения трех лет со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал о правонарушении, не нарушают права заявителя для рассмотрения вопроса по существу.

При таких обстоятельствах, суд полагает решение пенсионного фонда от 10.02.2020 № 4792 законным и обоснованным.

Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                                  Д.М. Шкира