НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 23.06.2022 № А32-21284/2022


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                      Дело № А32-21284/2022

27.06.2022

Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2022

Полный текст решения изготовлен 27.06.2022

Арбитражный суд в составе судьи Нигоева Р.А,

при ведении протокола помощником судьи Осиповой М.Н., рассмотрев в судебном заседании заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края "Безопасный регион"

к   Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 21-064/ЮЛ/4 от 26.04.2022, прекращении производства по делу

При участии в заседании

от заявителя: ФИО1- по доверенности;

от заинтересованного лица: ФИО2- по доверенности;

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион"  (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 21-064/ЮЛ/4 от 26.04.2022, прекращении производства по делу.

Заявитель настаивает на требованиях.

Заинтересованное лицо возражает против требований, представляет отзыв на заявление, копии материалов дела об административном правонарушении.

При отсутствии возражений сторон по рассмотрению спора по существу, суд счел возможным подготовку дела к судебному разбирательству завершить и перейти к рассмотрению спора по существу заявленных требований.

Стороны позиции по делу не поменяли.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.

В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Как следует из материалов дела, Постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского № 21-064/ЮЛ/4 от 26.04.2022 государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион" привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 165771,09 рубля.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 1657710,97 рубля, допущенного в результате неправомерных выплат работникам учреждения.

Не согласившись с постановлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Оспариваемое постановление вынесено департаментом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, связанном с выявленным фактом нецелевого расходования средств краевого бюджета.

В свою очередь, указанное нарушение выявлено в рамках проверки, проведенной в отношении учреждения по вопросам законности и обоснованности расходования средств краевого бюджета.

Из существа оспариваемого постановления следует, что основанием для его привлечения к ответственности послужили выводы о нарушении учреждением требований бюджетного законодательства.

Использование бюджетных средств является экономической сферой деятельности учреждения.

Из материалов дела следует, что правонарушение допущено в сфере финансово-бюджетных отношений и связано с его экономической деятельностью.

Характер спора, основанного на таких правоотношениях, субъектный состав лиц, участвующих в деле, свидетельствует об экономическом характере спора и вследствие этого подведомственности дела арбитражному суду.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).

Статьями 129 и 135 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со статьей 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края установлен Законом Краснодарского края от 11.11.2008 № 1572-КЗ (далее - Закон № 15 72).

В соответствии со статьей 9 Закона № 15 72-КЗ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 № 742 утверждено положение об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края (далее - Положение № 742).

Действие Положения № 742 распространяется на работников государственных учреждений Краснодарского края, указанных в приложении № 3 Постановления № 742, в том числе на ГКУ КК «Безопасный регион».

Согласно пункту 9 Положения № 742 руководителю государственного учреждения Краснодарского края ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда, премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения, выполнения государственных заданий.

Приказом министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (далее - Министерство) от 29.04.2013 № 116 утверждено Положение о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий по результатам работы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (далее - Положение № 116).

Согласно разделу 3 Положения № 116 руководителям учреждений выплачивается премия по результатам работы (далее - премия) в пределах денежных средств, предусмотренных на эти цели. Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед учреждением. Руководителям учреждений, отработавшим неполный расчетный период, премии выплачиваются за фактически отработанное время.

Предложения о премировании руководителей учреждений направляются учреждениями в Министерство в письменном виде.

Решение о премировании руководителей учреждений оформляется письмом Министерства. Проект письма Министерства о согласовании выплаты премии руководителю учреждения и размере указанной премии, подготовленный отделом по вопросам государственной службы, кадров, правовой и специальной работы министерства, согласовывается с первым заместителем министра (заместителем министра), курирующим деятельность соответствующего учреждения, отраслевым отделом, отделом финансового, аналитического обеспечения, бухгалтерского учета, отчетности и контроля управления экономики и финансов министерства.

1.1. Согласно приказу Учреждения от 30.06.2020 № 190 л/с «О выплате премии по результатам работы работникам государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион», подписанному директором Учреждения ФИО3. (далее - Приказ № 190 л/с), работникам Учреждения установлена премия по результатам работы в июне 2020 года в соответствии с приложением к Приказу № 190 л/с.

Приложением к Приказу № 190 л/с директору Учреждения ФИО3. установлена премия по результатам работы в июне 2020 года в размере 32 016,63 рублей.

Решение (письмо) Министерства о премировании директора Учреждения ФИО3. по результатам работы в июне 2020 года в размере 32 016,63 рублей отсутствует.

В соответствии с Приказом № 190 л/с директору Учреждения ФИО3. согласно расчетному листку за июнь 2020 года и карточке-справке № 218 за 2020 год в июне 2020 года начислена ежемесячная премия по результатам работы в размере 32 016,63 рублей.

Платежным поручением от 03.07.2020 № 41553 ФИО3. в том числе перечислена премия по результатам работы в размере 27 854,63 рублей. НДФЛ в сумме 4 162,00 рублей перечислен платежным поручением от 03.07.2020 № 41549, страховые взносы в сумме 9 694,63 рублей перечислены платежными поручениями от 09.07.2020 №№ 93548, 93546, 93547, 93545.

В июле 2020 года согласно расчетному листку за июль 2020 года и карточке-справке № 218 за 2020 год директору Учреждения ФИО3. начислена ежемесячная премия по результатам работы в размере 20 880,42 рублей.

При этом приказ Учреждения о выплате премии директору Учреждения ФИО3, письмо Министерства о согласовании выплаты премии по результатам работы в июле 2020 года руководителю Учреждения ФИО3. в размере 20 880,42 рублей к проверке не представлены. В приложении к приказу Учреждения от 31.07.2020 № 217 л/с «О выплате премии по результатам работы работникам государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион» (далее - Приказ № 217 л/с) директору Учреждения ФИО3. премия по результатам работы в июле 2020 года не установлена.

Платежным поручением от 05.08.2020 № 255413 ФИО3. в том числе перечислена премия по результатам работы в размере 18 166,42 рублей. НДФЛ в сумме 2 714,00 рублей перечислен платежным поручением от 05.08.2020 № 255425, страховые взносы в сумме 6 322,60 рублей перечислены платежными поручениями от 05.08.2020 №№ 255435, 255437, 255438, 255436.

Согласно пояснений Учреждения от 20.12.2021 № 068-01-13/2894-21 начисление и выплата премии директору Учреждения ФИО3 в общей сумме 52 897,05 рублей с Министерством не согласована. Факт нарушений, выразившийся в неправомерном начислении и выплаты премии за июнь и июль 2020 года выявлен главным бухгалтером ФИО4 (служебная записка от   26.08.2020), Учреждением   проведено   служебное расследование. Сумма начисленных премий директору Учреждения ФИО3 в размере 52 897,05 рублей внесена ФИО3. в кассу организации 01.09.2020 (приходный кассовый ордер от 01.09.2020 № 5), декларация по страховым взносам за 2020 год и расчет 6-НДФЛ за 2020 год поданы в ИФНС с учетом перерасчета.

Учитывая вышеизложенное, ГКУ КК «Безопасный регион» в нарушение статьи 38, статьи 70, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 9 Положения № 742, пункта 6 раздела 3 Положения № 116 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета выделенных на обеспечение деятельности ГКУ КК «Безопасный регион» в 2020 году в общей сумме 68 914,28 рублей, в том числе НДФЛ - 6 876,00 рублей, оплата страховых взносов - сумме 16 017,23 рублей, в результате неправомерных начисления и выплаты ФИО3 ежемесячной премии за июнь 2020 года и июль 2020 года не имевшего правовых оснований к их получению.

1.2. В силу статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Частью 4 статьи 123.21 ГК РФ определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.

Статус юридического лица, организация деятельности Учреждения определены Уставом.

В силу статьи 273 ТК РФ руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими законами и нормативными правовыми актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В соответствии с положениями статьи 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно пункту 12 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным.

Наличие трудового правоотношения между сторонами презюмируется и, соответственно, трудовой договор считается заключенным, если работник приступил к выполнению своей трудовой функции и выполнял ее с ведома и по поручению работодателя или его уполномоченного лица (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 № 8-КГ18-9).

Само по себе отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора -заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения, поскольку из содержания статей 11, 15, части третьей статьи 16 и статьи 56 ТК РФ во взаимосвязи с положениями части второй статьи 67 ТК РФ следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 № 77-КП9-4).

Согласно разделу 2 Положения № 116 ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда является составляющей заработной платы (фонда оплаты труда) и подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности в результатах своей деятельности и качестве выполнения обязанностей руководителя учреждения.

При принятии решения об установлении руководителю учреждения конкретного размера ежемесячной надбавки, а также его изменении учитывается качественный уровень исполнения служебных обязанностей руководителем учреждения, в том числе в условиях, отклоняющихся от нормальных (сложность, особая важность, срочность поручений, высокая напряженность).

Конкретный размер ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда устанавливается в трудовом договоре с руководителем учреждения (в дополнительном соглашении к трудовому договору).

Разделом 3 Положения № 116 определено, что руководителям учреждений выплачивается премия по результатам работы в пределах денежных средств, предусмотренных на эти цели.

Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед учреждением.

Руководителям учреждений, отработавшим неполный расчетный период, премии выплачиваются за фактически отработанное время.

В соответствии с пунктами 5, 6 раздела 3 Положения № 116 предложения о премировании руководителей учреждений направляются учреждениями в Министерство в письменном виде. Решение о премировании руководителей учреждений оформляется письмом Министерства.

Проект письма Министерства о согласовании выплаты премии руководителю учреждения и размере указанной премии, подготовленный отделом по вопросам государственной службы, кадров, правовой и специальной работы министерства, согласовывается с первым заместителем министра (заместителем министра), курирующим деятельность соответствующего учреждения, отраслевым отделом, отделом финансового, аналитического обеспечения, бухгалтерского учета, отчетности и контроля управления экономики и финансов министерства.

Приказом Министерства от 27.04.2020 № 48-л «О временном исполнении обязанностей директора ГКУ КК «Безопасный регион» на заместителя директора Учреждения ФИО5 с 28.04.2020 возложено временно исполнение обязанностей директора ГКУ КК «Безопасный регион» до проведения конкурса на замещение вакантной должности директора Учреждения в установленном законодательством порядке.

ФИО5 исполнял обязанности директора Учреждения до 27.05.2020 (приказ Министерства от 25.05.2020 № 57-л «О назначении ФИО3.»).

В силу пункта «л» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (статья 51 ГК РФ).

Факт вступления в должность - исполняющий обязанности директора подтверждается внесением изменений 14.05.2020 и 04.05.2021 в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Также к проверке представлена должностная инструкция директора ГКУ КК «Безопасный регион», утвержденная министром гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края ФИО6 10.04.2020 (далее - должностная инструкция от 10.04.2020), с положениями которой, согласно листу ознакомления, ФИО5 ознакомлен 27.04.2020.

Согласно пункту 1.2. должностной инструкции от 10.04.2020 директор непосредственно подчиняется министру гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края и заместителю министра, курирующему Учреждение, в пределах предоставленных полномочий, и подотчетен органу исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего функции учредителя - Министерству.

Таким образом, на исполняющего обязанности директора - как руководителя Учреждения распространяются положения и требования Положения № 742 и Положения № 116.

Согласно   статье    191    ТК   РФ   работодатель   поощряет   работников,

добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии со статьей 70 БК РФ оплата труда работников казенных учреждений должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно нормам пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.

По делу установлено, что в нарушение пункта 9 Положения № 742 и требований Положения № 116 за период исполнения ФИО5 обязанностей директора Учреждения приказами Учреждения, подписанными исполняющим обязанности руководителя Учреждения ФИО5, без согласования с Министерством, ему устанавливался размер ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда и премии по результатам работы, сведения о которых представлены в Таблице 1:

Ежемесячная надбавка за

Премия по

Период

сложность и напряженность

результатам

Основание начисления

труда, % к окладу

работы

Приказы Учреждения от

Апрель 2020

100

16 967,54 руб.

30.04.2020 №№ 120 л/с, 123 л/с

В результате за период исполнения ФИО5 обязанностей директора Учреждения в пользу него необоснованно начислены и неправомерно выплачены в 2020 году:

ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда на общую сумму 5 988,55 рублей;

премии по результатам работы на общую сумму 16 967,54 рублей.

Платежным поручением от 30.04.2020 № 616533 согласно реестру от 29.04.2020 № 105 перечислена заработная плата сотрудникам за апрель 2020 года, в том числе ФИО5 в размере 32 692,35 рублей, из них ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда за апрель 2020 года 5 210,04 рублей и ежемесячная премия за апрель 2020 года 14 761,76 рублей. НДФЛ в сумме 2 984,00 рублей перечислен платежным поручением от 30.04.2020 № 617248, страховые взносы в сумме 6 951,10 рублей перечислены платежными поручениями от 30.04.2020 №№ 616542, 616543, 616544.

В нарушение статьи 38, статьи 70, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 9 Положения № 742, раздела 2, 3 Положения № 116 в результате начисления и выплаты ФИО5 в период его исполнения обязанностей руководителя Учреждения в 2020 году ежемесячных надбавок за сложность и напряженность труда и премий по результатам работы без соответствующего решения Министерства в общей сумме 22 956,09 рублей (в том числе НДФЛ -2 984,00 рублей), оплаты страховых взносов на необоснованно начисленные ежемесячные надбавки за сложность и напряженность труда и ежемесячные премии в сумме 6 951,10 рублей, ГКУ КК «Безопасный регион» неправомерно произведены расходы за счет средств краевого бюджета в общей сумме 29 907,19 рублей, что привело к неверному расчету среднего заработка и как следствие к завышению исчисленной и перечисленной суммы отпускных и среднего заработка за дни служебной командировки, а также к излишней уплате страховых взносов в 2020 году на 2 613,68 рублей, в том числе НДФЛ - 261,00 рубль, страховые взносы - 607,48 рублей (платежные поручения от 08.10.2020 №№ 731307, 731306, от 05.11.2020 №№ 910845, 910846, 910847).

Таким образом, Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных на обеспечение деятельности ГКУ КК «Безопасный регион» в 2020 году, в общей сумме - 32 520,87 рублей (в том числе НДФЛ - 3 245,00 рублей, страховые взносы - 7 558,58 рублей), в связи с необоснованным начислением и неправомерной выплатой ФИО5 в период его исполнения обязанностей руководителя Учреждения ежемесячных надбавок за сложность и напряженность труда и премий по результатам работы в нарушение порядка, предусмотренного разделами 2, 3 Положения № 116 без соответствующего решения Министерства.

В пояснениях руководителем Учреждения приведены доводы о том, что спорные выплаты производились ФИО5 на основании действующего трудового договора, в соответствии с Положением об оплате труда и Положением № 742; оснований для согласования выплат с Министерством не имелось, поскольку с ним не оформлялись отдельные трудовые отношения.

Вместе с тем, приводимые доводы не опровергают факт допущенного правонарушения, поскольку, с момента наделения ФИО5 полномочиями руководителя учреждения (исполняющего обязанности директора), указанное лицо участвует в правоотношениях с Министерством как работник, а, следовательно, на исполняющего обязанности директора, как руководителя учреждения распространяются Положение № 742 и Положение №116. Поскольку спорные надбавки и премии указанному лицу как исполняющему обязанности директора учреждения Министерством не устанавливались, а в нарушение Положения № 742 и Положения № 116 устанавливались им, как исполняющим обязанности директора учреждения, самому себе приказами по учреждению, подписанными собственноручно, что привело к необоснованному начислению и неправомерным выплатам из средств краевого бюджета, административный орган приходит к выводу о нецелевом расходовании средств бюджета выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь - в размере 4 должностных окладов, выплачиваемые в соответствии с положением, утверждаемым работодателем (подпункт 4 пункта 4 Положения № 742).

Приказом Учреждения от 31.08.2020 № 195 утверждено положение об оплате труда работников государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион» (далее - Положение об оплате труда № 195).

Согласно пункту 5.5. раздела 5 Положения об оплате труда № 195 работникам, принятым на работу в учреждение в течение календарного года материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска либо его части, выплачивается за фактически отработанное время в текущем календарном году.

2.1. Из материалов дела следует, что ФИО5 принят с 15.04.2020 на должность заместителя директора ГКУ КК «Безопасный регион» с должностным окладом в размере 10 979,00 рублей.

На основании приказа Учреждения от 28.09.2020 № 256 ОК «О предоставлении части ежегодного основного оплачиваемого отпуска ФИО5», подписанного директором Учреждения ФИО3, заместителю директора Учреждения ФИО5 предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 15.04.2020 по 14.04.2021 продолжительностью 14 календарных дней с 15.10.2020 по 28.10.2020.

Как следует из приказа Учреждения от 28.09.2020 № 256 ОК «О предоставлении части ежегодного основного оплачиваемого отпуска ФИО5» заместителю начальника отдела, заместителю главного бухгалтера отдела экономики и финансов ГКУ КК «Безопасный регион» ФИО7 произвести расчет ежегодного основного оплачиваемого отпуска и выплатить единовременную выплату в размере двух должностных окладов.

На основании приказа Учреждения от 28.09.2020 № 256 ОК в октябре 2020 года ФИО5 начислена единовременная выплата при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 21 958,00 рублей (2 должностных оклада).

Платежным поручением от 08.10.2020 № 731307 согласно реестру от 08.10.2020 № 245 ФИО5 перечислены отпускные в размере 50 154,90 рублей, из них единовременная выплата при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 19 103,00 рублей.

НДФЛ в сумме 2 855,00 рублей перечислен платежным поручением от 08.10.2020 № 731306, страховые взносы в сумме 6 648,88 рублей перечислены платежными поручениями от 05.11.2020 №№ 910845, 910846, 910847.

При соблюдении Учреждением норм пункта 5.5 раздела 5 Положения об оплате труда № 195 размер единовременной выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска, подлежащего начислению ФИО5 с учетом фактически отработанного времени текущем календарном году должен составлять: 21 958,00 руб./З66 дней *182 дня = 10 919,01 рублей.

Однако, в нарушение подпункта 4 пункта 4 Положения № 742, пункта 5.5. раздела 5 Положения об оплате труда № 195 ФИО5 излишне начислена и выплачена единовременная выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 11 038,99 рублей (в том числе НДФЛ - 1 435,00 рублей), уплачены страховые взносы - 3 342,61 рубль.

Следовательно, ГКУ КК «Безопасный регион» неправомерно произведены расходы за счет средств краевого бюджета в общей сумме 14 381,60 рублей.

Согласно представленным пояснениям Учреждения от 20.12.2021 №068-01-13/2894-21 и от 23.12.2021 № 068-04-13/2939-21 при подготовке приказа о выплате единовременной выплаты, главным специалистом отдела правовой, кадровой и специальной работы ФИО8. допущена техническая ошибка, а именно в приказе не указана формулировка «за фактически отработанное время», что противоречит пункту 5.5. Положения об оплате труда № 195. В ходе проведения Департаментом контрольных мероприятий установлен факт нарушения, ФИО5 внес в добровольном порядке в кассу излишне выплаченные денежные средства в размере 11038,99 рублей (приходный кассовый ордер от 22.12.2021 № 3 на сумму 11 038,99 рублей).

Учитывая вышеизложенное, в нарушение статьи 38, статьи 70, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 4 пункта 4 Положения № 742, пункта 5.5 Положение об оплате труда № 195 в результате начисления и выплаты ФИО5 единовременной выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска без учета фактически отработанного времени за текущий календарный год Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 14 381,60 рублей, в том числе НДФЛ - 1 435,00 рублей, оплата страховых взносов - сумме 3 342,61 рублей.

При этом несогласие с квалификацией выплат по данному эпизоду в качестве нецелевого использования средств краевого бюджета, а также последующее возмещение указанных средств в бюджет, не опровергает установленные событие и состав административного правонарушения, поскольку таковое характеризуется конкретной расчетно-платежной операцией по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

2.2. По делу также установлено, что ФИО9 принят с 15.04.2020 на должность начальника центра, с 03.06.2020 переведен на должность заместителя директора с должностным окладом 10 979,00 рублей.

На основании приказа Учреждения от 14.10.2020 № 274 ОК «О предоставлении части ежегодного основного оплачиваемого отпуска ФИО9» подписанного директором Учреждения ФИО3, заместителю    директора    Учреждения    ФИО9    предоставлена    часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 15.04.2020 по 14.04.2021 продолжительностью 7 календарных дней с 02.11.2020 по 09.11.2020.

Как следует из приказа Учреждения от 14.10.2020 № 274 ОК «О предоставлении части ежегодного основного оплачиваемого отпуска ФИО9» начальнику отдела, главному бухгалтеру отдела экономики и финансов ГКУ КК «Безопасный регион» ФИО4 произвести расчет ежегодного основного оплачиваемого отпуска и выплатить единовременную выплату в размере двух должностных окладов.

На основании приказа Учреждения от 14.10.2020 № 274 ОК в октябре 2020 г. ФИО9 начислена единовременная выплата при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 21 958,00 рублей (2 должностных оклада).

Платежным поручением от 27.10.2020 № 863132 согласно реестру от 27.10.2020 № 265 ФИО9 перечислена единовременная выплата при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 19 103,00 рублей.

НДФЛ в сумме 2 855,00 рублей перечислен платежным поручением от 27.10.2020 № 863133, страховые взносы в сумме 6 648,88 рублей перечислены платежными поручениями от 09.11.2020 №№ 955891, 955889, 955890.

Перерасчет размера единовременной выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска указывает на то, что ФИО9 с учетом фактически отработанного времени текущем календарном году подлежащего начислению: 21 958,00 руб./Збб дней * 200 дней = 11 998,91 рублей.

В нарушение подпункта 4 пункта 4 Положения № 742, пункта 5.5. раздела 5 Положения об оплате труда № 195 ФИО9 излишне начислена и выплачена единовременная выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 9 959,09 рублей (в том числе НДФЛ - 1 295,00 рублей), уплачены страховые взносы - 3 004,45 рублей.

Следовательно, ГКУ КК «Безопасный регион» неправомерно произведены расходы за счет средств краевого бюджета в общей сумме 12 963,54 рублей.

Согласно представленным Учреждением пояснениям от 20.12.2021 № 068-01-13/2894-21 и от 23.12.2021 № 068-04-13/2939-21 при подготовке приказа о выплате единовременной выплаты, главным специалистом отдела правовой, кадровой и специальной работы ФИО8. допущена техническая ошибка, а именно в приказе не указана формулировка «за фактически отработанное время», что противоречит пункту 5.5. Положения об оплате труда № 195. В ходе проведения Департаментом контрольных мероприятий установлен факт нарушения, ФИО9 внес в добровольном порядке в кассу излишне выплаченные денежные средства в размере 9 959,09 рублей (приходный кассовый ордер от 22.12.2021 № 4 на сумму 9 959,09 рублей).

Учитывая вышеизложенное, в нарушение статьи 38, статьи 70, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 4 пункта 4 Положения № 742, пункта 5.5 Положение об оплате труда № 195 Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 12 963,54 рублей, в том числе НДФЛ  -   1 295,00   рублей,   оплата  страховых   взносов  -   3 004,45 рублей   в результате начисления и выплаты ФИО9 единовременной выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска без учета фактически отработанного времени за текущий календарный год.

Таким образом, Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных на обеспечение его деятельности в 2020 году в общей сумме 27 345,14 рублей в результате начисления и выплаты ФИО5 и ФИО9 единовременной выплаты при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска без учета фактически отработанного времени за текущий календарный год.

Несогласие руководителя Учреждения с квалификацией выплат по данному эпизоду в качестве нецелевого использования средств краевого бюджета, а также последующее возмещение указанных средств в бюджет, не опровергает установленные событие и состав административного правонарушения, поскольку таковое характеризуется конкретной расчетно-платежной операцией по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

3. На основании части 1 статьи 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно статье 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка -локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Понятие рабочего времени определено статьей 91 ТК РФ, в соответствии с которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно статье 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Статьей 107 ТК РФ перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к времени отдыха.

В соответствии со статьей 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (часть 3 статьи 108 ТК РФ).

Согласно статье 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

В проверяемом периоде в ГКУ КК «Безопасный регион» действовали следующие коллективные договоры:

коллективный договор государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион» на 2017-2020 годы, зарегистрированный в ГКУ КК «Центр занятости населения города Краснодара» 16.06.2017 № 304-Ц с изменениями и дополнениями.

коллективный договор государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион» на 2020-2023 годы, зарегистрированный в ГКУ КК «Центр занятости населения города Краснодара» 22.06.2020 № 237-Ц (далее - Коллективный договор 2020).

Согласно пункту 3.1.1 раздела 3 Коллективного договора 2020 режим рабочего времени и времени отдыха регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения.

В проверяемом периоде в Учреждении действовали следующие Правила внутреннего трудового распорядка государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион»:

правила внутреннего трудового распорядка государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион», утверждённые приказом ГКУ КК «Безопасный регион» от 26.04.2016 № 56 с изменениями и дополнениями (далее - Правила № 56);

правила внутреннего трудового распорядка государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион», утвержденные приказом ГКУ КК «Безопасный регион» от 16.12.2020 № 305 (далее - Правила №305), с 16.12.2020г.

Правила № 56 и Правила № 305 являются локальным нормативным актом и регламентируют в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права и обязанности работника и работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, порядок поощрения работников, ответственность работодателя и ответственности работника, включая меры дисциплинарного взыскания, применяемые к работнику, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в Учреждении (пункт 1.4. Правил № 56 и Правил № 305).

Согласно пункту 7.1 Правил № 305 режим рабочего времени в Учреждении определяется приказом директора учреждения и Правилами № 305.

Приказом директора ГКУ КК «Безопасный регион» от 30.12.2020 № 322 утверждено Положение о центре обработки вызовов «112» (далее - Положение № 322) и должностные инструкции работников центра обработки вызовов «112» ГКУ КК «Безопасный регион».

Пунктом 2.3. Положения № 322 определено, что режим работы центра устанавливается в соответствии с ТК РФ и Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.

Вопросы использования рабочего времени, времени отдыха, охраны труда работников центра и иные вопросы регламентируются Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.

В соответствии с пунктом 7.2. Правил № 305 для работников Учреждения режим рабочего времени предусматривает: пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и сменную работу с суммированным учетом рабочего времени (учетным периодом один год).

Сменная работа с суммированным учетом рабочего времени (учетным периодом один год) в соответствии с трудовым договором устанавливается для работников центра обработки вызовов «112» и организуется в соответствии с графиком сменности и распорядком работы дежурной смены центра обработки вызовов «112» ГКУ КК «Безопасный регион» в соответствии с приложением 1 к Правилам № 305 (пункт 7.4. Правил № 305).

Согласно пункту 7.10. Правил № 305 работникам, занятым на смененной работе, устанавливается работа согласно графику сменности и продолжительностью смены до 24 часов. Время начала и окончания работы, перерывов для отдыха и питания в течение смены определяется распорядком дня (приложение 1 к Правилам № 305).

В соответствии с распорядком работы дежурной смены центра обработки вызовов «112» ГКУ КК «Безопасный регион» (приложение 1 к Правилам № 305) определено:

- начало рабочей смены: 9:00;

-  начало технологического перерыва для каждого рабочего места (№1-№10) в течение 10 минут с 09:50 до 10:30;

- время для приема пищи для каждого рабочего места (№1-№10) в течение 30 минут с 12:30 до 14:00;

- время для приема пищи для каждого рабочего места (№1-№10) в течение 30 минут с 18:00 до 19:30.

Также  в  примечании   к  распорядку  работы  дежурной  смены   центра обработки вызовов «112» ГКУ КК «Безопасный регион» (приложение   1   к Правилам № 305) указано:

1. Технологический перерыв - через 50 мин. каждого часа, по сложившейся обстановке, не более 10 минут.

2.  Время доклада дежурных центра обработки вызовов «112» о приеме и сдачи дежурства - 9:00.

3.  Запрещается оставлять рабочее место одновременно четырем работникам.

4. Перерыв для отдыха и приема пищи - не более 2 часов в смену, которые включаются в рабочее время.

Аналогичные положения о включении периода перерыва в состав рабочего времени утверждены в Правилах № 56.

В соответствии с ТК РФ в течение перерыва работник освобождается от работы и использует время отдыха по своему усмотрению. В этом случае перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается (часть 1 статьи 108 ТК РФ).

Согласно части 3 статьи 108 ТК РФ если по условиям работы предоставления перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень работ, и места для отдыха и приема пищи должны быть определены в Правилах внутреннего трудового распорядка. В этом случае перерыв для отдыха и питания включается в рабочее время и оплачивается.

Правилами № 56 и Правилами № 305 перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, а также места для отдыха и приема пищи в соответствии с ТК РФ не определены.

Следовательно, в указанном случае перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается.

Согласно представленным Учреждением пояснениям от 24.12.2021 № 068-01-13/2951-21 в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации Система -112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях) в связи с чем, работникам, находящимся на дежурстве запрещено покидать помещение центра обработки вызовов «112». Приложением № 1 к Правилам № 305 для работников, занятых на сменной работе предусмотрены технологические перерывы, через каждые 50 минут каждого часа, по сложившейся обстановке, но не более десяти минут. Продолжительность отведенного времени для приема пищи составляет 30 минут в количестве двух раз в дежурные сутки. Часы для приема пищи (начало, и окончание) установлены распорядком работы дежурной смены центра обработки вызовов «112». Перерыв для отдыха и приема пищи не должен превышать более двух часов в смену, которое включается в рабочее время. Следовательно, время перерывов для отдыха и питания работников, занятых на сменной работе включено в рабочее время.

Однако, согласно Правилам № 56, Приложению №   1  Правил № 305 запрещается оставлять рабочее место одновременно четырем работникам (в смене 10 человек). В Правилах № 305, № 56 не закреплено положение о том, что работникам, находящимся на дежурстве запрещено покидать помещение центра обработки вызовов «112», а также в соответствии с ТК РФ не определены места для отдыха и приема пищи.

Основания для включения перерывов для отдыха и питания работников Учреждения, занятых в проверяемом периоде на сменной работе в рабочее время и соответственно их оплаты отсутствуют.

Согласно статье 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Как установлено частью 4 статьи 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными         фондами,         государственными         (муниципальными)

учреждениями, и Методических указаний по их применению» для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени применяется табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) (далее - Табель). Заполненный Табель и другие документы, подписанные ответственными должностными лицами, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для проведения расчетов.

В представленных Учреждением Табелях за проверяемый период учитывается время, не фактически отработанное каждым работником, занятым в Учреждении на сменной работе, а время смены. То есть время перерыва для отдыха и приема пищи включается Учреждением в рабочее время и соответственно оплачивается, что подтверждается представленными к проверке расчетными ведомостями, карточками-справками и расчетными листками сотрудников Учреждения.

Согласно произведенным расчетам, отраженным в таблице 1 (приложение к протоколу), неправомерно начисленная заработная плата за время перерыва для отдыха и приема пищи в течение каждой смены работникам Учреждения, занятым на сменной работе за период апрель-декабрь 2020 года составила в общей сумме 1 173 572,83 рублей (в том числе НДФЛ - 152 564,00 рублей), оплата страховых взносов на необоснованно начисленные время перерыва составила 355 357,85 рублей.

Неправомерно начисленная заработная плата перечислена сотрудникам Учреждения, занятым на сменной работе, платежными поручениями: от 30.04.2020 №616533, от 19.05.2020 №№719293,719298, от 05.06.2020 №№827442,    827233,    от    19.06.2020   №№   926335,926336,    от   03.07.2020 №№41552,41548, 42311, 47853, от 06.07.2020 №58408, от 20.07.2020 №№ 161043,161042, от 05.08.2020 № 255412, 255422, от 20.08.2020 № 374229, от 04.09.2020 № 472622, 472624, от 18.09.2020 № 584039, от 05.10.2020 № 685572, 685544, 685542, от 20.10.2020 №816752, 816746, 816751, от 05.11.2020 №910840, 910834, 910835, от 20.11.2020 №58781, 58779, от 04.12.2020 №152425, 152423, от 18.12.2020 №283506, 283501, 283502, от 29.12.2020 № 400580, 400582, 400581, от 30.12.2020 № 418541, 418533, 418534.

НДФЛ в общей сумме 152 564,00 рублей перечислен платежными поручениями: от 30.04.2020 №617248, от 05.06.2020 №834323, от 26.06.2020 №2285, от 03.07.2020 №41549, от 05.08.2020 №№255434, 255437, 255425, от 04.09.2020 №472625, от 05.10.2020 №685550, от 22.10.2020 №836226, от 05.11.2020 №910844, от 30.11.2020 № 120635, 120634, от 01.12.2020 № 128921, от 04.12.2020 № 152440, от 07.12.2020 № 177000, от 14.12.2020 №242094, от 29.12.2020 № 410384, от 30.12.2020 № 418536, 418537, 418542.

Страховые взносы в общей сумме 355 357,85 рублей перечислены следующими платежными поручениями: от 30.04.2020 №№ 616542, 616543, 616544, от 05.06.2020 №№827422, 827423, 827424, от 09.07.2020 №№93545, 93546, 93548, 93547, от 05.08.2020 №255438, 255436, 255435, от 06.08.2020 №273210, от 04.09.2020 №№472629, 472631, 472630, от 05.10.2020 № 685548,685549, 685547, от 09.11.2020 № 955889, 955891, 955890, от 05.11.2020 №910846, 910847, 910845, от 04.12.2020 №152427, 152429, 152428, от 29.12.2020 № 410385, 410380, 410381, 418535, от 30.12.2020 № 418538.

Таким образом, в нарушение статьи 38, статьи 70, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, статей 91, 106, 108 ТК РФ, положений Правил № 56 и Правил № 305 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных на обеспечение деятельности Учреждения в 2020 году в общей сумме 1 528 930,68 рублей, в результате включения перерывов для отдыха и питания в рабочее время работников Учреждения, использующих сменный график работы, и их последующей оплаты.

Позиция законного представителя Учреждения, изложенная в пояснениях к протоколу, сводится к выводу о том, что содержание положений Правил № 305 и Правил № 56 о том, что время перерывов включается в рабочее время, не соответствует статье 108 ТК РФ, однако указывает, что такое несоответствие является некомпетентности специалиста и допущенной технической ошибки при подготовке и составлении названных правил; также указано, что в настоящее время действующие Правила внутреннего трудового распорядка приведены в соответствие со статьей 108 ТК РФ; в силу специфики работы и невозможности покинуть операторами помещения центра обработки вызовов Системы-112 отдых и прием пищи осуществляется в специально отведенном месте в рабочее время.

Оценивая указанные доводы, суд исходит из следующего.

В силу статьи 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (статья 12 ТК РФ).

С учетом ранее приведенных положений статей 5, 8, 12, 189 ТК РФ, утверждение правил внутреннего трудового распорядка отнесено к компетенции работодателя, который в её пределах и в соответствии ТК РФ и иными федеральными законами полномочен определять порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В этой связи, Правила № 56 и Правила № 305 при их принятии содержали тот уровень гарантий для работников, который в качестве должного был избран в Учреждении работодателем, что при этом не позволяет его произвольное установление.

Из положений статьи 108 ТК РФ буквально и недвусмысленно следует, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Правилами № 56 и Правилами № 305 перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, а также места для отдыха и приема пищи в соответствии с ТК РФ не определены.

Таким образом, законных оснований для включения времени перерывов в состав рабочего времени в Учреждении не имелось, указанные периоды перерывов оплате не подлежали.

Согласно Правилам № 56 и Правилам № 305 запрещается оставлять рабочее место одновременно четырем работникам (в смене 10 человек), что не исключает возможность при соблюдении указанного условия временно покинуть работнику рабочее место.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.

Привлечение общества к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что применительно к данному делу оснований для признания совершенного министерством правонарушения малозначительным не имеется.

В свою очередь возможность замены административного штрафа предупреждением в данном случае отсутствует ввиду следующего.

Статья 4.1.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Нормы статьи 4.1.1 КоАП РФ введены исходя из принципа добросовестности субъектов малого и среднего предпринимательства и должностных лиц контрольно-надзорных органов и предусматривают учет интересов субъектов малого и среднего предпринимательства без ущерба для целей контрольно-надзорной деятельности.

Принятие законопроекта позволяет применять административное наказание в виде предупреждения в качестве меры административной ответственности взамен административного штрафа к субъектам малого и среднего предпринимательства сопоставимо с характером допущенных ими нарушений обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями, а также с учетом исполнения предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об устранении нарушений обязательных требований. Реализация норм направлена на то, чтобы в конечном счете обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, предотвратить чрезмерное, не соотносимое с достигнутым уровнем социально-экономического развития Российской Федерации административное принуждение, сделать акцент на профилактике административных правонарушений, совершаемых субъектами малого и среднего бизнеса.

Возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении некоммерческих организаций введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 410-ФЗ.

При этом, исходя из воли федерального законодателя, отраженной в том числе в пояснительной записке к проекту указанного закона, следует, что она позволяет правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организаций, совершивших впервые административное правонарушение.

Вместе с тем, юридические формулировки названной статьи, за исключением дополнения круга субъектов административной ответственности некоммерческими организациями, изменений не претерпели.

Следовательно, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о том, что замена штрафа на предупреждение (в строго ограниченных случаях производится) по выявленным правонарушениям при осуществлении государственного контроля (надзора), не свидетельствуют о возможности их применения в рамках государственного финансового контроля.

Такой вывод согласуется с иными положениями КоАП РФ, отделяющими понятие "государственный контроль (надзор)" от "государственного финансового контроля", например, в ряде диспозиций статей 19.4, 19.4.1, части 1 и 20 статьи 19.5, 19.7, 19.7.2, а также в положениях части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Кроме того, понятия "государственный контроль (надзор)" и "государственный финансовый контроль" различны по своему значению, исходя из определений, данных этим понятиям в законодательстве (статья 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, статья 265 БК РФ).

Таким образом, к лицу, привлекаемому к административной ответственности по настоящему делу, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению по тем основаниям, что воля федерального законодателя не направлена на возможность замены вида административного наказания на более смягчающее для любых юридических ситуаций, связанных с административной ответственностью.

Также административный орган исходит из того, что частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что некоммерческим организациям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В свою очередь, часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ определяет, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из содержания указанной нормы следует, что возможность замены штрафа на предупреждение, являясь, по своей сути юридической преференцией, допускается при одновременном наличии вышеуказанных условий.

Вместе с тем, из совокупности имеющихся в деле документов и установленных обстоятельств следует, что положения статьи 4.1.1 КоАП РФ применению в отношении привлекаемого лица не подлежали ввиду следующего.

Допущенное лицом административное правонарушение посягает на установленный порядок управления, в том числе функционирование органов государственной власти.

Соответственно, привлекаемое к ответственности лицо в правоотношениях, связанных с осуществлением государственного финансового контроля, имеет наряду с правами и законными интересами, также обязанности, носящие, в силу своей правовой природы, публично-правовой характер.

Исходя из положений пунктов 50, 51, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем снижения издержек и неэффективных бюджетных расходов, укрепления финансовой системы, обеспечения сбалансированности бюджетной системы, сохранение финансовой стабильности, борьбы с нецелевым использованием средств бюджета.

В этой связи, допущенное правонарушение, посягающее на общественные финансы (бюджет) образует угрозу безопасности государства.

Кроме того, такая угроза выражается в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом изложенного, совокупность оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, для замены административного штрафа на предупреждение отсутствует.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 165 771,09 рубля соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

При рассмотрении заявленных требований о прекращении о прекращении производства по делу суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Как указано в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27.01.2003 в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.

Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.

Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производств по делам об административных правонарушениях не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, суд приходит к выводу о том, что производство по делу в части указанного требования общества в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу - прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                           Р.А. Нигоев