НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 23.05.2022 № А32-60048/2021

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32

сайт: http://krasnodar.arbitr.ru, e-mail: info@krasnodar.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-60048/2021

Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2022

Полный текст решения изготовлен 25.05.2022

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Карпенко Т.Ю.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паскаловым П.А., рассмотрев дело по заявлению АО «Кубанское речное пароходство», г. Краснодар (ИНН <***>) к Департаменту городского хозяйства и топливно – энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар, о признании незаконным решений и действий органа местного самоуправления, недействительным ненормативного правового акта.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности;

от заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

АО «Кубанское речное пароходство» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту городского хозяйства и топливно – энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар (далее – департамент), о признании незаконным письма Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар № 19412/25 от 30.11.2021 года об оплате нанесенного ущерба в сумме 423 376,42 руб., признании незаконными действия Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021 г., признании недействительным акта обследования зеленых насаждений от 24.11.2021 года, принятый заместителем департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО г. Краснодар (уточненные требования).

Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.

Заявитель устно отказался от требования об обжаловании акта обследования от 24.11.2021 г.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просило отказать, поддержало доводы, изложенные в отзыве на заявление.

В судебном заседании объявлен перерыв до 23.05.2022 г. до 09 час. 10 мин.  Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

От заинтересованного лица поступил расчет размера платы при уничтожении зелёных насаждений, который приобщен судом к материалам дела.

Устный отказ заявителя от требования об обжаловании акта обследования судом принят. Производство по делу в указанной части прекращено.

Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30 ноября 2021 года в адрес АО «Кубанское речное пароходство» поступило письмо № 19412/25 от 30.11.2021 года с требованием оплатить 423 376,42 руб. за несанкционированную обрезку деревьев произведенную на территории предприятия.

Как следует из акта обследования зеленых насаждений от 24.11.2021 года, обществом была произведена обрезка 5 дикорастущих деревьев, без получения порубочного билета. По итогам рассмотрена данного акта Департаментом произведен расчет об обязании общества произвести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев 1-й и 2-й группы.

Общество полагает, что поскольку санитарная обрезка веток дикорастущих деревьев представляла собой  уходные работы, а деревья после данных работ остались не поврежденными, Департамент в Расчете от 24.11.2021 г. безосновательно произвел расчет, как плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев 1-й и 2-й группы, при этом не предоставляя доказательств степени уничтожения деревьев.

Общество полагает, что данный расчет носит властный, обязывающий характер, содержит распоряжение о вложении на общество обязанность произвести оплату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основание для обращения заявителя в суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным письма Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар № 19412/25 от 30.11.2021 года об оплате нанесенного ущерба в сумме 423 376,42 руб., признании незаконными действия Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021 г.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Департамент осуществляет свои полномочия на основании Положения, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 16 февраля 2012 года № 26 п.6.

В соответствии с подпунктом 7.39 пункта 7 раздела III Приложения к Положению о Департаменте одной из функций Департамента, в том числе является выдача порубочного билета, дающего право на выполнение работ по вырубке, санитарной и формовочной обрезке зеленых насаждений или по их уничтожению на территории муниципального образования город Краснодар.

Выдача порубочного билета Департаментом осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 23 апреля 2013 года № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае»(далее -Закон), постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 5 декабря 2013 года № 9395 «Об утверждении Порядка выдачи и учета порубочных билетов на территории муниципального образования город Краснодар» (далее — Порядок), административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача порубочного билета на территории муниципального образования», утверждённым постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 № 2315 (далее - Регламент), а также Правилами благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52 п. 6. (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Порядка порубочный билет является разрешительным документом, выданным администрацией муниципального образования город Краснодар, дающим право на выполнение работ по вырубке (уничтожению), санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений.

Согласно п.п. 4,5 Порядка лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, для которой требуется вырубка (уничтожение), санитарная рубка, санитарная, омолаживающая или формовочная обрезка зеленых насаждений (далее – заявитель), для получения порубочного билета подает директору Департамента заявление о необходимости выдачи порубочного билета. В заявлении указывается основание необходимости вырубки (уничтожения), санитарной рубки, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезки зеленых насаждений.

В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления работники Департамента запрашивают (в случае необходимости) дополнительные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, выездом на место проводят обследование зеленых насаждений, по результатам которого составляют акт обследования зеленых насаждений на земельном участке, где необходимо осуществить вырубку (уничтожение), санитарную рубку, санитарную, омолаживающую или формовочную обрезку зеленых насаждений,   производят   расчет   платы   за   проведение   компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений (далее - плата) в порядке, установленном Законом.

Административный Регламент распространяет свое действие на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на землях населенных пунктов независимо от формы собственности, за исключением земельных участков, отнесенных к территориальным зонам специального назначения, зонам военных объектов, а также земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, и участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам, земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях и землях лесного фонда, земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых многолетними плодово-ягодными насаждениями всех видов (деревья, кустарники), чайными плантациями, питомниками древесных и кустарниковых растений.

Согласно пункту 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» (далее - Закон № 2695-КЗ) распределение древесных пород по их ценности изложено в таблице № 1:

Субтро пические ценные растения

Субтропические

растения

Хвойные растения

Лиственные древесные породы

1-я группа

(особо ценные)

2-я группа (ценные)

3-я группа

(малоценные)

Финик,

Вашингтония,

бутия,

хамеропс,

юбея,

сабаль

и

другие

тис,

трахикар

пус,

магнолия,

камелия,

гинкго,

эвкалипт,

агава,

юкка,

драцена и

другие

ель,

лиственница, пихта,

сосна, туя,

можжевельник, кипарис,

кипарисовик и

другие

бархат амурский, вяз, дуб, ива белая, каштан конский, клен (кроме клена ясенелистног о), липа, лох, орех, ясень, платан, ликвидамбар, лириодендрон, павловния и другие

береза, плодовые

(яблоня, груша, слива, вишня, абрикос), рябина, черемуха, катальпа, клен

ясенелистный

и другие

ива (кроме белой),

ольха,

осина,

тополь,

тополь

пирамидальный и

Согласно п. 14 Закона № 2695-КЗ оценочная стоимость посадки, посадочного материала и годового ухода в отношении одной единицы (штук, кв. м)  io  вида  зеленых  насаждений  (деревья,   кустарники,  травяной  покров, цветники, заросли), представленная в базовых ценах и подлежащая обязательной ежегодной корректировке на уровень инфляции, приведена в таблице № 2:

Классификация зеленых насаждений

Стоимость работ по созданию (посадке) зеленых

Насаждений (рублей)

Стоимость

посадочного

материала

(рублей)

Стоимость ухода в течение

года (рублей)

Субтропические ценные растения, 1 штука

1896

20000

912

Деревья субтропические, 1 штука

1896

12500

912

Деревья хвойные, 1 штука

1896

9500

912

Деревья лиственные 1-й группы, 1 штука

1149

4500

422

Деревья лиственные 2-й группы, 1 штука

1149

3000

422

Деревья лиственные 3-й группы, 1 штука

1149

2000

422

Кустарники, 1 штука

414

300

306

Газон, естественный травяной покров, 1 кв. м

211

10

270

Цветники, 1 кв. м

181

630

452

Оценочная стоимость на очередной финансовый год устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с учетом уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Уровень инфляции установлен Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно п. ст. 3 Закона № 2695-КЗ планирование хозяйственной и иной деятельности на территориях, занятых зелеными насаждениями, должно предусматривать проведение мероприятий по сохранению зеленых насаждений в соответствии с градостроительными, санитарными и экологическими нормами и правилами. Перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет и внести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов Краснодарского края (далее - плата), которая исчисляется в Порядке, предусмотренным настоящим Законом. При несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений плата рассчитывается в пятикратном размере.

При несанкционированном повреждении деревьев и кустарников (в том числе при обрезке) плата рассчитывается в двукратном размере при повреждении до 30 процентов (включительно) зеленого насаждения, в пятикратном размере - при повреждении более 30 процентов зеленого насаждения.

Как следует из материалов дела, в ноябре 2021 года в Департамент поступило обращение гражданина ФИО3. по вопросу вырубки и обрезки деревьев по ул. Вишняковой, 1/19. Выездом на место сотрудниками Департамента установлен факт обрезки 3 деревьев породы шелковица, 1 дерева породы ясень и 1 дерева породы орех грецкий, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306051:126 находящимся в аренде АО «Кубанское речное пароходство».

Обращений о разрешении обрезки зеленых насаждений на данной территории в Департамент не поступало, порубочный билет не оформлялся.

В связи с нарушением п. 9.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52 и в соответствии с Законом Краснодарского края от 23.07.2013 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» на АО «Кубанское речное пароходство», как правообладателя земельного участка, был составлен протокол об административном правонарушении № 004706 от 26.11.2021 и направлен в административную комиссию Центрального внутригородского округа города Краснодара для рассмотрения по месту совершённого правонарушения.

Компенсационные выплаты (в ценах 2021 года) при несанкционированной обрезке (повреждении) 1 дерева особо ценных лиственных пород I группы (ясень) составляют 54138,13 руб. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 указанного Закона при несанкционированном повреждении менее 30% зелёных насаждений плата рассчитывается в двукратном размере 54138,13 руб. х 2 = 108276,26 руб.

Согласно Закону № 2695-КЗ компенсационные выплаты (в ценах 2021 года) при несанкционированной обрезке (повреждении) 4 деревьев ценных лиственных пород II группы (шелковица, орех грецкий) составляют 39387,52x4 = 157550,08 руб. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 указанного Закона при несанкционированном повреждении менее 30% зелёных насаждений плата рассчитывается в двукратном размере   157550,08 руб. х 2 = 315100,16 руб.

Таким образом, по расчету Департамента сумма нанесенного ущерба составила 108276,26 + 315100,16 = 423376,42 руб.

Департамент оспариваемым письмом предложил в добровольном порядке оплатить  сумму   нанесенного  ущерба  в  соответствии  с  расчетом.

Из содержания письма № 19412/25 от 30.11.2021 судом установлено, что письмо по сути является гражданско-правовой претензией, а не решением (действием) органа, наделенного публичными полномочиями, которое может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ.

При этом суд также учитывает, что оспариваемое письмо не содержит какого либо властного волеизъявления Департамента, порождающего правовые последствия для Общества.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

В данном случае, непосредственно действия Департамента выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021, основаны на предоставленных полномочиях, на основании Положения, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 16 февраля 2012 года № 26 п.6.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что письмо № 19412/25 от 30.11.2021 соответствует требованиям законодательства, в том числе Закону Краснодарского края № 2695-КЗ от 23.04.2013 «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» и на нарушает прав и законных интересов Общества при осуществлении им своей деятельности, как и сами действия по расчету платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев.

В нарушение требований ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств, подтверждающих, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, либо какие обязанности незаконно возложены, либо какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности существуют на момент рассмотрения судом настоящего спора.

Как было указано выше, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований юридического лица следует отказать в полном объеме.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказ заявителя от требования об обжаловании акта обследования от 24.11.2021 г. принять. Производство по делу в указанной части прекратить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                       Т.Ю. Карпенко