НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 22.09.2006 № А32-6675/06

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А-32-6675/2006-51/96

«22» сентября 2006 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе: судьи Базавлук И.И.

Ведет протокол судебного заседания: судья Базавлук И.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат», г.Кореновск

к Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, г.Краснодар

2-ой ответчик: ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края, г.Кореновск

3-й ответчик: ГУ КК «Краснодаравтодор», г. Краснодар

об обязании …

  при участии:

от заявителя: Бельчик О.В., ген. директор.

от ДФБК КК: Козка Р.С., дов. от 23.12.2005г.

от ИФНС РФ: Кравцов Ю.А., дов. от 09.03.2006г.

от Краснодаравтодор: Юрченко В.Д., дов. от 09.06.06г.

установил:

ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учетом уточнения требований в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края, ГУ КК «Краснодаравтодор» об обязании Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края вынести решение о списании долга по пеням и штрафам с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме; признать незаконными действия (бездействия) ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края выразившимися в отказе в вынесении решения о списании с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме; обязать ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края вынести решение о списании с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме; обязать ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края списать с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» задолженность по пеням и штрафам по налогу на

/второй лист решения от 22.09.06г. по делу № А-32-6675/2006-51/96/

пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме.

В судебном заседании объявлен перерыв до 10-20 час. 22.09.06г.

22.09.06г. судебное заседание продолжено.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя пояснил, что 30 ноября 2001г. ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» обратилось в Краснодарское краевое государственное учреждение «Дорожный комитет» с заявлением о реструктуризации задолженности перед краевым бюджетом по состоянию на 01 января 2001г. и предоставлении права равномерной уплаты задолженности по платежам в территориальный дорожный фонд в течение трех лет, по пеням и штрафам – в течение двух лет после погашения задолженности по налогам.

29 декабря 2001г. между Краснодарским краевым государственным учреждением «Дорожный комитет» и ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» был заключен договор №1682 о реструктуризации кредиторской задолженности.

Согласно данного договора, Краснодарское краевое государственное учреждение «Дорожный комитет» согласовывает сроки погашения задолженности по обязательным платежам в краевой бюджет в соответствии с графиком, представленным ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» и с момента заключения договора обеспечивает прекращение начисления пени на сумму задолженности.

ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» обязалось осуществлять погашение задолженности по уплате платежей в краевой бюджет на общую сумму 13415058 (тринадцать миллионов четыреста пятнадцать тысяч пятьдесят восемь) рублей в течение пяти лет, начиная с первого квартала 2002г. (в части задолженности по налогам – в течение трех лет, в части задолженности по пеням и штрафам – в течение двух лет после погашения задолженности по налогам), а также проценты в сумме 264231 (двести шестьдесят четыре тысячи двести тридцать один) рубль.

При погашении ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» половины реструктуризуемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в краевой бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации, налоговые органы производят списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» реструктуризуемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в краевой бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации, налоговые органы производят полное списание долга по пеням и штрафам.

29 декабря 2001г. Краснодарским краевым государственным учреждением «Дорожный комитет» было принято решение о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед краевым бюджетом к договору №1682.

ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» свои обязательства по договору №1682 от 29 декабря 2001г. выполнило в полном объеме, согласно графика погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам, после чего, 24 января 2005г. обратилось в Инспекцию федеральной налоговой службы РФ по Кореновскому району Краснодарского края с просьбой списать долг по пеням и штрафам в сумме 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме. Также, 02.03.2005г. с аналогичной просьбой ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» обратилось в Краснодарское краевое государственное учреждение «Дорожный комитет».

В ответ на вышеуказанные письма из Инспекции федеральной налоговой службы РФ по Кореновскому району и Краснодарского краевого государственного учреждения

/третий лист решения от 22.09.06г. по делу № А-32-6675/2006-51/96/

«Дорожный комитет» были даны ответы (№801 от 24.02.2005г. и №0108/406-ДК от 14.03.2005г.), что согласно п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом необходимо списать пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей. Однако Инспекция федеральной налоговой службы РФ по Кореновскому району указала, что они не могут списать данную задолженность без решения о списании долга по пеням и штрафам, выданного Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, либо без решения суда.

19 января 2006г. ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» обратилось в Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о вынесении решения о списании долга по пеням и штрафам в сумме 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме.

01 февраля 2006г. Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края был дан отказ в списании долга по пеням и штрафам в полном объеме (исходящий №54-10-08/28), сославшись на то, что в 2000-2001гг. на основании Закона Краснодарского края от 13.03.2000г. №246-КЗ «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» и постановления главы администрации Краснодарского края от 29.12.2000г. №1021 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявлений о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом» ККГУ «Дорожный комитет» предоставлялась юридическим лицам реструктуризация задолженности по платежам в дорожный фонд.

Закон Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» признан утратившим силу Законом Краснодарского края от 26.11.2003г. №626-КЗ. В связи с этим, списание задолженности по пеням и штрафам по ранее принятым решениям не представляется возможным.

31.08.2006г. ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» в очередной раз обратилось в ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края с заявлением о принятии решения и списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог, на основании распоряжения ФНС России Управления федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 17.08.2006г. №19-12-01/15037, адресованного руководителям ИФНС России по Краснодарскому краю, межрайонным ИФНС России по Краснодарскому краю, межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в котором указано, что необходимо оперативно провести мониторинг досрочного выполнения предприятиями условий реструктуризации в краевой бюджет и при выполнении данных условий рассмотреть вопрос о принятии решений о списании задолженности по пеням и штрафам в краевой бюджет по предприятиям, досрочно погасившим в течение 4 лет основной долг, при условии полного и своевременного внесения налоговых платежей в краевой бюджет.

Письмом №03-16-3490 от 31.08.2006г. ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края, ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» было отказано в принятии решения и списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Представитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края заявленные требования не признал и пояснил, что вынесение решения о списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку Закон Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» признан утратившим силу Законом Краснодарского края от 26.11.2003г. №626-КЗ.

/четвертый лист решения от 22.09.06г. по делу № А-32-6675/2006-51/96/

Представитель ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края заявленные требования признал и пояснил, что ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» полностью выполнило условия договора о реструктуризации кредиторской задолженности №1682 от 29.12.2001г. с соблюдением графика погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пени и штрафам. В связи с этим, Общество имеет право на списание задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме. Однако решение о списании указанной задолженности должен вынести Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

Представитель ГУ КК «Краснодаравтодор» заявленные требования не признал и пояснил, что организации, заключившие договоры с ККГУ «Дорожный комитет» о реструктуризации, являются должниками перед краевым бюджетом, а не перед Комитетом, поэтому акты, принятые главой администрации Краснодарского края по вопросам реструктуризации, обязательны к исполнению должниками. КК ГУ «Дорожный комитет» с 01.01.2002г. утратило функции по сбору и контролю налогов в связи с передачей этих функций налоговым органам, о чем и поставил в известность всех налогоплательщиков Краснодарского края через органы печати в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Как следует из материалов дела, решением от 29 декабря 2001г. КК ГУ «Дорожный комитет» по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед краевым бюджетом предоставило ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» право поэтапной, равномерной уплаты задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также по начисленным пеням и штрафам. Данное решение принято на основании закона Краснодарского края от 13.03.2000г. №246-КЗ «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет», постановления главы администрации Краснодарского края от 29.12.2000г. №1021 «Об утверждении порядка подачи и рассмотрения заявлений о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом» и постановления главы администрации Краснодарского края от 25.07.2001г. №647 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед краевым бюджетом», с правом досрочного погашения задолженности при условии выполнения графика погашения реструктурированной задолженности и уплаты процентов за пользование денежными средствами, а также полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в дорожный фонд.

При погашении ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» половины реструктуризуемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в краевой бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации, налоговые органы производят списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» реструктуризуемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в краевой бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации, налоговые органы производят полное списание долга по пеням и штрафам.

24 января 2005г. заявитель направил в Инспекцию федеральной налоговой службы РФ по Кореновскому району Краснодарского края заявление о принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме, в связи с досрочным

/пятый лист решения от 22.09.06г. по делу № А-32-6675/2006-51/96/

погашением задолженности по налогам согласно графика погашения задолженности по налогам и сборам.

02 марта 2005г. с аналогичной просьбой заявитель обратился в Краснодарское краевое государственное учреждение «Дорожный комитет».

Налоговая инспекция отказала в удовлетворении заявления ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат», указав, что данное решение принимает Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

19 января 2006г. ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» обратилось в Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о вынесении решения о списании долга по пеням и штрафам в сумме 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме, на что, 01 февраля 2006г. Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края был дан отказ в списании долга по пеням и штрафам в полном объеме, сославшись на то, что закон Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» признан утратившим силу Законом Краснодарского края от 26.11.2003г. №626-КЗ. В связи с этим, списание задолженности по пеням и штрафам по ранее принятым решениям не представляется возможным.

31.08.2006г. ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» в очередной раз обратилось в ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края с заявлением о принятии решения и списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог, на основании распоряжения ФНС России Управления федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 17.08.2006г. №19-12-01/15037, адресованного руководителям ИФНС России по Краснодарскому краю, межрайонным ИФНС России по Краснодарскому краю, межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в котором указано, что необходимо оперативно провести мониторинг досрочного выполнения предприятиями условий реструктуризации в краевой бюджет и при выполнении данных условий рассмотреть вопрос о принятии решений о списании задолженности по пеням и штрафам в краевой бюджет по предприятиям, досрочно погасившим в течение 4 лет основной долг, при условии полного и своевременного внесения налоговых платежей в краевой бюджет.

Письмом №03-16-3490 от 31.08.2006г. ИФНС РФ по Кореновскому району Краснодарского края, ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» было отказано в принятии решения и списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог, в связи с тем, что законодательство, на основании которого предоставлялась реструктуризация и был предусмотрен порядок списания задолженности по пеням и штрафам, на сегодняшний день утратило силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002г. № 269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам» установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение, соответственно, двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.

Согласно п. 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых были приняты решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения

/шестой лист решения от 22.09.06г. по делу № А-32-6675/2006-51/96/

организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.

В силу п. 3, 4 указанных Правил, решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации на основании справки налогового органа о сумме задолженности, подлежащей списанию.

Законом Краснодарского края от 26.11.2003г. №626-КЗ признаны утратившими силу закон Краснодарского края от 13 марта 2000г. №246-КЗ «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» и закон Краснодарского края от 22 августа 2001г. №406-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет».

Закон Краснодарского края от 26.11.2003г. №626-КЗ «О признании утратившим силу закона Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» вступило в силу с 27.11.2003г., то есть после предоставления налогоплательщику права на реструктуризацию кредиторской задолженности, которое предоставлено в период законного действия закона Краснодарского края от 13.03.2000г. №246-КЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 ст.52 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. №7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» нормативному правовому акту края может, соответствующим правотворческим органом придана обратная сила.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает ведение или усиление юридической ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность.

Пункт 2 ст.5 Налоговым кодексом РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с редакцией Федерального закона от 09.07.1999г. № 154-ФЗ обратной силы не имеют акты законодательства о налогах и сборах:

устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах для налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

К актам законодательства иным образом, ухудшающим положение налогоплательщиков могут быть отнесены акты законодательства, которые:

отменяют право налогоплательщика на применение налоговых льгот или вводят ограничения на их применение.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В данной статье закреплен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты бюджетного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Данный принцип имеет общеправовое значение, и слова «акты

/седьмой лист решения от 22.09.06г. по делу № А-32-6675/2006-51/96/

бюджетного законодательства» должны пониматься в широком смысле и включать акты всех органов государства и все разновидности финансово - правовых норм.

Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.

В тексте законаКраснодарского края от 26.11.2003г. № 626-КЗ «О признании утратившим силу закона Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» не говорится о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия, или что решения, вынесенные в соответствии с нормативными актами, признанными утратившими силу, подлежат отмене. В силу пункта 2 данного закона, закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Действие закона Краснодарского края от 26.11.2003г. №626-КЗ «О признании утратившим силу закона Краснодарского края «О финансовом оздоровлении предприятий, имеющих задолженность по платежам в краевой бюджет» не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.

Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» условия реструктуризации задолженности по налогу на пользователей автодорог соблюдены, задолженность по данному налогу погашена досрочно, поэтому у налогового органа возникла обязанность на полное списание задолженности общества по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6910907 рублей.

Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основании свих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами; ст.ст. 65, 197-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия (бездействия) ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края выразившимися в отказе в вынесении решения о списании с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме.

Обязать ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края вынести решение о списании с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме.

Обязать ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края списать с ЗАО «Кореновский молочноконсервный комбинат» задолженность по пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6910907 (шесть миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот семь) рублей в полном объеме.

ЗАО «Консервный комбинат», г. Кореновск выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 2000 руб., уплаченной согласно платежного поручения № 12 от 15.02.05г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в арбитражный суд Краснодарского края, в порядке установленном АПК РФ.

Судья И.И. Базавлук