НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 20.07.2023 № А32-24328/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

сайт: http://krasnodar.arbitr.ru, e-mail: info@krasnodar.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-24328/2023

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2023

Полный текст решения изготовлен 31.07.2023

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Карпенко Т.Ю.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паскаловым П.А., рассмотрев дело по заявлению ИП ФИО1, г. Геленджик (ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, о признании незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23 об отказе в продлении сроков заготовки, обязании устранить допущенные нарушения прав путем продления договора купли-продажи лесных насаждений сроком на 6 месяцев.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – по доверенности;

от заинтересованного лица: ФИО3 – по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Геленджик (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее – Министерство, уполномоченный орган), о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23 об отказе в продлении сроков заготовки, незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23 об отказе в продлении сроков заготовки, обязании устранить допущенные нарушения прав путем продления договора купли-продажи лесных насаждений сроком на 6 месяцев.

Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.

Учитывая отсутствие возражений сторон, суд, закрыв предварительное судебное заседание, перешёл к рассмотрению дела по существу, открыв судебное заседание по правилам части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое судом рассмотрено и отклонено.

В материалах дела имеются все необходимые для рассмотрения дела по существу документы. Процесс в арбитражном суде документальный. Ссылок на возможность предоставления в дело каких-либо не имеющихся в деле документов, имеющих существенное значение для исхода дела, заявителем в ходатайстве сделано не было.

Представитель заинтересованного лица в удовлетворении требований просил отказать, на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.

В судебном заседании объявлен перерыв до 20.07.2023 до 09 час. 10 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

Истцом ранее заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил дополнить заявленные требования, а именно: признать незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23 об отказе в продлении сроков заготовки.

Ходатайство истца об уточнении судом рассмотрено и удовлетворено.

Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Между Предпринимателем и Министерством заключены договоры купли-продажи лесных насаждений №21-01-188 от 06.04.2022, № 21-01-180 от 02.03.2022, №21-01-183 от 02 марта 2022, №21-01-178 от 02 марта 2022.

Так по условиям данных договоров, продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности (далее – лесные насаждения), в собственность Покупателю (Победитель аукциона в электронной форме) для заготовки древесины в соответствии с частями 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и внести за них плату в соответствии с разделом III договора.

Сроки и условия вывоза древесин установлен пунктом 7 договоров.

Срок действия договора № 21-01-180 от 02.03.2022 согласно пункту 25 установлен со 02 марта 2022 по 01 марта 2023 г.

Срок действия договора №21-01-183 от 02.03.2022 согласно пункту 25 установлен со 02 марта 2022 по 01 марта 2023 г.

Срок действия договора №21-01-178 от 02.03.2022 согласно пункту 25 установлен со 02 марта 2022 по 01 марта 2023 г.

Срок действия договора №21-01-188 от 06.04.2022 согласно пункту 25 установлен с 06 апреля 2022 по 05 апреля 2023 г.

Не уложившись в установленные в договорах сроки по объемам заготовленного леса, ИІ ФИО1 обратился в Министерство с заявлением о продлении договоров купли-продажи лесных насаждений сроком до 6 месяцев в связи с невозможностью заготовки древесины в установленные договором сроки по неблагоприятным погодным условиям, а также введения особого противопожарного режима, сложившимся в период действия договора, представив соответствующую справку Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (от 17.0.2023 № 19 к от 07.04.2023 № 79), а также постановление главы МО Геленджик.

Министерством по результатам обращения ИП ФИО1 было принято решение об отказе в продлении сроков заготовки, изложенное в письме от 28.04.2023 № 202-06.3-10-12010/23, со ссылкой на п.11 Правил заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, указав, что заявителю необходимо представить документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению установленных обязательств.

Не согласившись с данным отказом, ИП ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.

В ходе рассмотрения дела общество уточнило заявленные требования, дополнив требованием о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23 об отказе в продлении сроков заготовки.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Согласно ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8).

Частью 4 статьей 29.1 ЛК РФ установлено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно положениям ст. 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1). Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2). К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3). В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (часть 4).

В соответствии со ст. 77 ЛК РФ за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона (часть 1). При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам торгов на право заключения такого договора изменение условий торгов на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается (часть 2). Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (часть 3). Типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

Статьей 77.1 ЛК РФ предусматривается, что изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (часть 1). Изменение условий договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора купли-продажи лесных насаждений исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2).

Как следует из материалов дела, Министерство письмами от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23, от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23, отказало предпринимателю в продлении сроков заготовки.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила № 993).

Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта) (пункт 4 Правил № 993).

Пунктом 11 Правил определено, что рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно (абзац 1).

Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (абзац 2).

Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса (абзац 3).

Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывозки древесины (абзац 4).

В рассматриваемом случае основанием для обращения предпринимателя в Министерство с заявлением о продлении сроков заготовки по договорам купли-продажи лесных насаждений, послужила невозможность заготовки древесины в пределах срока действия договора в связи с неблагоприятными погодными условиями и в связи с невозможностью проезда на территорию лесного фонда в период времени с 26 августа 2022 по 28 сентября 2022 года.

Предпринимателем была предоставлена соответствующая справка Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (от 17.0.2023 № 19 к от 07.04.2023 № 79), а также постановление главы МО Геленджик.

Таким образом, из смысла приведенных положений закона следует, что срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, установленный договором купли-продажи лесных насаждений, может быть продлен уполномоченным органом не более чем на 12 месяцев в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение договорных обязательств, подтвержденных справкой Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В оспариваемых решениях заинтересованного лица от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23, от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23, Министерство указывало, что представленные сведения Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» не содержат данных о неблагоприятных условиях, препятствующих рубке лесных насаждений, трелевке (транспортировке), частичной переработке, хранению и вывозу древесины в течение срока действия договоров купли-продажи лесных насаждений.

Поскольку статьей 77.1 ЛК РФ и пунктом 11 Правил № 993 прямо предусмотрена возможность увеличения сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, предприниматель вправе был рассчитывать на продление срока действия договора и получение мотивированного ответа Министерства о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявлений.

Таким образом, в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания решения Министерства, изложенного в письмах от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23, от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23, незаконным.

В связи с чем, требование заявителя о признании незаконным решений Министерства, изложенного в письмах от 22.03.2023 №202-06.3- 10-7320/23, от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23, подлежит удовлетворению.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу N А73-16296/2016, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А50-17996/2020.

Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу приведенной нормы суд не связан требованием заявителя о способе устранения нарушенных прав и может самостоятельно сформулировать соответствующий способ с учетом действующего законодательства и установленных фактических обстоятельств по делу; применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими решениями (актами), и быть обусловленной существом спора.

Пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» содержит следующие разъяснения по применению норм статьи 201 Кодекса. Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.

Как следует из материалов дела, предприниматель дважды обращался с заявлением о продлении сроков заготовки, заявления были рассмотрены уполномоченным органом по существу, и по результатам рассмотрения заявления предпринимателю были выданы оспариваемые отказы.

Поскольку отказы в продлении сроков заготовки признаны судом незаконными, суд полагает возможным удовлетворить требование заявителя о возложении на уполномоченный орган обязанности по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем продления договоров купли-продажи лесных насаждений №21-01-188 от 06.04.2022, № 21-01-180 от 02.03.2022, №21-01-183 от 02 марта 2022, №21-01-178 от 02 марта 2022 сроком на 6 месяцев.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет министерства.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательств отклонить.

Ходатайство истца об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 28.04.2023 №202-06.3-10-12010/23 об отказе в продлении сроков заготовки.

Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 22.03.2203 № 202-06.3-10-7320/23 об отказе в продлении сроков заготовки.

Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем продления договоров купли-продажи лесных насаждений сроком на 6 месяцев.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Краснодарского края в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 600 руб.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Т.Ю. Карпенко