АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
сайт: http://krasnodar.arbitr.ru, e-mail: info@krasnodar.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-57109/2022
19.10.2023
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2023
Полный текст решения изготовлен 19.10.2023
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Карпенко Т.Ю.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паскаловым П.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Южного межрегионального управления Росприроднадзора, г. Краснодар к МУП города Сочи «Водоканал» (ИНН 2320242443) о взыскании пени в размере 26 168 717 руб. 82 коп.
при участии в судебном:
от истца: Долгова И.О. – по доверенности;
от ответчика: Жудик А.Ю. – по доверенности;
У С Т А Н О В И Л
Южного межрегионального управления Росприроднадзора, г. Краснодар (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края исковым заявлением к МУП города Сочи «Водоканал» (далее- предприятие) о взыскании пени в размере 26 168 717 руб. 82 коп. (уточненные требования).
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.
Истец на исковых требованиях настаивает.
Ответчик возражает относительно исковых требований, просит снизить неустойку по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлен перерыв до 11.10.2023 до 10 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации своих полномочий в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по внесению которой, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды возложена на лицо, обязанное вносить плату, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведен анализ, в ходе которого было установлено, что МУП города Сочи «Водоканал», ИНН: 2320242443, согласно представленной в адрес Управления декларации о плате за негативное воздействие на ОС за 2020 год, сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты составила 272 512 740,10 (двести семьдесят два миллиона пятьсот двенадцать тысяч семьсот сорок рублей десять копеек), однако оплата произведена на сумму 7 862 511, 07 (семь миллионов восемьсот шестьдесят две тысячи пятьсот одиннадцать рублей семь копеек).
Таким образом, МУП МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» (ИНН 2320242443) не исполнило обязанность по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды».
В адрес МУП города Сочи «Водоканал» Управлением было направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюлжетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.07.2022 № 03-06, в соответствии с которым за МУП города Сочи «Водоканал» числится (выявлена) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 264 650 229,03 рублей (двести шестьдесят четыре миллиона шестьсот пятьдесят тысяч двести двадцать девять рублей три копейки).
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец отказался от требования в части взыскания платы за НВОС в размере 264 650 229 руб. 03 коп., уменьшил требование о взыскании пени до 26 168 717 руб. 82 коп.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с п.4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (далее по тексту – Правила), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно Положению о Южном Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Росприроднадзора от 10.01.2022 № 8, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременной оплаты негативного воздействия на окружающую среду в размере 264 650 229 руб. 03 коп., истцом была начислена пеня в размере 26 168 717 руб. 82 коп.
В соответствии с ч. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В связи с неисполнением предприятием обязанности по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок, установленный пунктом 34 Правил, - не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом, управление на основании части 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды начислило МУП города Сочи «Водоканал» пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 26 168 717 руб. 82 коп.
Судом было установлено, что ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с этим начисление и предъявление требования о взыскании неустойки является правомерным.
Размер пени в сумме 26 168 717 руб. 82 коп. рассчитан Управлением с применением 1/300 ключевой ставки Банка России, по периодам действия ставки.
Проверив указанный расчет пени, арбитражный суд признал его арифметически неверным ввиду следующего.
Из буквального толкования положений пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в редакции, действующей в период спорных правоотношений, следует, что размер пени при несвоевременном внесении платы за негативное воздействие подлежит расчету исходя из одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней.
Аналогичное правило установлено в пункте 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, согласно которому несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 названных Правил. Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм следует, что размер пени определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату внесения платы за негативное воздействие.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, сформулирована правовая позиция о том, что ставка, действующая на дату вынесения решения суда должна применяться в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности). Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
В рассматриваемом случае, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду уплачена предприятием после обращения Управления в арбитражный суд.
Следовательно, при добровольной уплате названной задолженности по плате за негативное воздействие расчет пени следует произвести в соответствии с положениями статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, а также пункта 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением ставки, действующей на дату фактического платежа.
Указанный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Плата за НВОС внесена ответчиком платежным поручением №166 от 28.12.2022, в указанную дату ключевая ставка Центрального Банка Российской Федерации составляла 7,5%.
С учетом вышеизложенного, судом произведен самостоятельный расчет пени с применением ставки, действующей на дату фактического платежа, согласно которому сумма пени за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 составляет 25 936 710 руб. 12 коп.
262 650 229,03 | 02.03.2021 | 31.03.2022 | 395 | 7.5 | 262 650 229,03 × 395 × 1/300 × 7.5% | 25 936 710,12 |
Ответчик возражал относительно начального периода начисления пени.
Вместе с тем, суд признает данный довод ошибочным.
Судом установлено, что срок уплаты авансовых платежей за НВОС – не позднее 20-го числа месяца, который следует за окончанием квартала. То есть (п.4 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, п. 34 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
за Iквартал – не позднее 20 апреля;
за II квартал – не позднее 20 июля;
за IIIквартал – не позднее 20 октября.
Сроком перечисления платы за год – не позднее 1 марта года, который следует за отчетным (п.п.2, 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Расчет суммы пени произведен в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" - несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная со 02 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
В связи с чем, начальный период расчета суммы пени истцом определен верно.
Предприятием в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Как разъяснено в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-O, от 23.11.2017 N 2541-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором
Выводы о публично-правовом характере платы за негативное воздействие на окружающую среду содержатся также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08 и Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-Впр10-33 и от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379.
То обстоятельство, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом, имеющим публично-правовую природу, основанным на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации, подтверждается также статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из изложенных правовых позиций, спорные правоотношения по взысканию пени являются отношениями публично-правового характера.
Между тем согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, принимая во внимание, что спорные правоотношения возникли из отношений публично-правового характера, вытекающих из норм Закона N 7-ФЗ, которым возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, суд приходит к выводу о том, что к расчету пеней, подлежащих уплате в связи с несвоевременным внесением в бюджетную систему обязательного платежа, неприменим порядок снижения неустойки, предусмотренный статьей 333 ГК РФ. Таким образом, ходатайство ответчика об уменьшении размера неустойки подлежит отклонению.
Ссылки ответчика на тяжелое материальное положение, а также социальную направленность его деятельности отклоняются судом, поскольку указанные обстоятельства не освобождают предприятие от законодательно установленной обязанности по своевременному перечислению обязательного платежа - платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.05.2023 по делу N А24-5626/2022, Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу N А12-24883/2022.
С учетом изложенного с ответчика следует взыскать пени в размере 25 936 710 руб. 12 коп., в удовлетворении остальной части пени суд отказывает.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина по иску в размере 199 840 руб. в силу положений статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство ответчика о снижении неустойки отклонить.
Взыскать с МУП города Сочи «Водоканал» (ИНН 2320242443) в пользу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Краснодар (ИНН 2309089375) пени за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 в размере 25 936 710 руб. 12 коп.
В удовлетворении остальной части пени отказать.
Взыскать с МУП города Сочи «Водоканал» (ИНН 2320242443) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 23 071рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Т.Ю. Карпенко