НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 19.06.2020 № А32-9816/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-9816/2020

город Краснодар                                                                                            26 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2020 года

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лукки А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Западного административного округа                         г. Краснодара, г. Краснодар

к кооперативу потребительского общества «Юнион Финанс», г. Санкт-Петербург (ОГРН: 1157847371945, ИНН: 7810390418)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2020.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ралка И.В. – представитель по доверенности;

от заинтересованного лица: Шелыганова С.А. -  представитель по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Западного административного округа г. Краснодара обратился в суд с заявлением к кооперативу потребительского общества «Юнион Финанс» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2020.

От заинтересованного лица поступило ходатайство об участии в судебном заседании онлайн.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 19.06.2020 объявлялся перерыв до 12.00 час. 19.06.2020. После перерыва заседание продолжено.

Дело рассматривается по правилам части 3 статьи 156, статей 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка по обращению Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 25.11.2019 о незаконной деятельности Кооператива потребительского общества «Юнион Финанс» (далее КПО «Юнион Финанс»), ИНН 7810390418, в ходе которой установлено следующее.

КПО «Юнион Финанс» зарегистрировано по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 15, литер А, пом. 5-Н. По адресу г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 125 находится представительство данного юридического лица.

В ходе осмотра, проведенного 05.02.2020, установлено, что по данному адресу на основании договора аренды от 01.08.2017 заключенного с ИП Меликян А. А., расположено представительство КПО «Юнион Финанс» в лице руководителя ДО «Краснодар» Азеевой Е.В. и менеджера по работе с клиентами Михайловой В.А. Согласно объяснениям Азеевой Е.В. КПО «Юнион Финанс» занимается развитием проектов, принимает паевые взносы от пайщиков и выплачивает им финансовые поощрения, путем подписания соглашений о внесении добровольного паевого взноса.

За истекший период 2020 года в г. Краснодаре КПО «Юнион Финанс» заключены соглашения с 30 лицами на внесения паевых взносов на сумму порядка 4 583 тыс. руб.

Соглашением о внесении добровольного паевого взноса (п. 1.6) предусмотрено право пайщика на финансовое поощрение за участие в организации (добровольные паевые взносы признаются видом участия в деятельности КПО «Юнион Финанс»), выплачиваемое из фонда поощрения пайщиков потребительского общества, в размерах, зависящих от размеров внесенного добровольного паевого взноса и срока, на который он внесен в паевой фонд. Также указано, что в случае прекращения договора досрочно, размер финансового поощрения подлежит пересмотру.

По состоянию на 25.11.2019 финансовым поощрением предусмотрены
следующие программы: «Потребительский с пролонгацией» - ставка 14,5%, минимальная сумма - от 10 тыс. рублей (ставка после уплаты НДФЛ - 12,62%) досрочное расторжение - перерасчет под 1%; «Инвестиционный с пролонгацией» - ставка 15%, , минимальная сумма - от 50 тыс. рублей (ставка после уплаты НДФЛ - 13,05%), досрочное расторжение - перерасчет под 1%; «Доходный» -ставка 15,5%, , минимальная сумма - от 20 тыс. рублей (ставка после уплаты НДФЛ - 13,49%), досрочное расторжение - перерасчет под 1%.

КПО «Юнион финанс»  31.01.2020 утвержден новый план финансового поощрения.

Способ участия в обществе

Срок

пользования

обществом

паевого взноса

Размер

поощр

ения

процен

тах)

Размер поощре ния после уплаты НДФЛ

процент

ах)

Минимальн ый размер взноса для получения

поощрения, руб.

Порядок выплаты

финансового

поощрения

1

Доступный

1-9 мес. (с шагом в 1 мес.)

6,5%

5,66%

от 1 000 до 500 000

Ежемесячно

2

Основной

1-24 мес. (с шагом в 1 мес.)

11,0%

9,57%

от 5 000

Ежемесячно

3

Кооперативный -2020

12-24 мес. (с шагом в 3 мес.)

13,5%

11,75%

от 5 000

Каждые три месяца

4

Проектный

12-24 мес. (с шагом в 3 мес.)

15,5%

13,49%

от 10000

В конце срока

5

Базисный

18-24 мес. (с шагом в 3 мес.)

11,5%

10,01%

от 100 000

В конце срока

6

Индивидуальный

3-18 мес. (с шагом в 1 мес.)

12,0%

10,44%

от 5 000

Ежемесячно

В связи с указанными обстоятельствами прокурор пришел к выводу о нарушении КПО «Юнион финанс» пункта 1 части 1 статьи 5, статьи 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1, Закон о банках и банковской деятельности), в связи с осуществлением обществом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и установил, что КПО «Юнион финанс» не вправе привлекать денежные средства пайщиков.

19.02.2020 по результатам проверки заместителем прокурора Западного административного округа г. Краснодара  вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении КПО «Юнион финанс».

С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 КоАП РФ, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд о рассмотрении материалов административного дела по существу и привлечения ответчика к административной ответственности. 

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Деятельность в сфере кредитной кооперации регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон № 190-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 1 Закона № 190-ФЗ определены понятия «кредитной кооперации» и «кредитного потребительского кооператива»: кредитная кооперация - система кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, их союзов (ассоциаций) и иных объединений; кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Пунктом 1 статьи 3 Закона № 190-ФЗ установлено, что деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

В соответствии с Уставом КПО «Юнион Финанс» действует на основании Закона от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее - Закон №3085-1).

Согласно указанному закону, потребительское общество добровольное объединение граждан и (или) юридических ли, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Указанный федеральный закон не предоставляет потребительским обществам право привлечения сбережений физических лиц (пайщиков), то есть оказание финансовых услуг.

Вместе с тем, взаимоотношения КПО «Юнион Финанс» и пайщиков строятся на основании стандартизированной формы соглашения с одинаковыми условиями, которые предусматривают обязательство граждан на внесение денежных средств в качестве добровольного паевого взноса и обязательство КПО «Юнион Финанс» выплатить пайщику финансового поощрения в зависимости от размера внесенного паевого взноса и срока, на который он внесен.

При этом цели, на которые направляются паевые взносы в соглашении не указаны, в связи с чем заключавшие эти соглашения граждане являются не пайщиками потребительского общества в смысле, придаваемом этому понятию действующим законодательством, а источниками финансирования предпринимательской деятельности КПО «Юнион Финанс».

Кроме этого, проведенный анализ движения денежных средств по счетам КПО «Юнион Финанс» за период 2017-2019 года показал, что помимо паевых взносов физических лиц поступление денежных средств осуществляется от следующих организаций ООО «ИНКАМ» 7838051670, ООО «Покровское подворье» 3522004531, ООО «Поспело Созрело» 7810430318, ООО «ДЕБТОР» 2629800982, ООО «Основа» 7810464726, ООО «Технология» 7810619000, ООО «ЮЛК» 2627026650, ООО «ОМК» 7816589947, ООО «АКБ» 7810806377, ООО «МОИДОДЫР» 7811610916 - назначение платежа перечисление денежных средств по договору процентного займа; ООО «ГРАНАТ» 4703161143 - оплата по соглашению об уступке прав требования; КПК «Юни-Фин Юг» 2632106213 -субаренда. Расход денежных средств осуществляется с назначением платежа за тепло/электроэнергию, оплата аренды, услуг связи, перечисление денежных средств согласно договора займа, перечисление заработной платы и прочее.

При этом указание КПО «Юнион Финанс» на проекты, размещенные на сайте потребительского общества (kpo-uf.ru), может свидетельствовать лишь об имитации КПО «Юнион Финанс» предпринимательской деятельности, которая, кроме того, не направлена на объединение средств пайщиков для достижения какой-либо общей цели.

Таким образом, основной деятельностью КПО «Юнион Финанс» является деятельность по привлечению денежных средств граждан, при которой выплата КПО «Юнион Финас» процентов по заключенным соглашениям осуществляется за счет, денежных средств, которые привлечены ранее.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что КПО «Юнион Финанс» осуществляет деятельность, характерную для кредитных кооперативов, регламентируемую Законом № 190-ФЗ.

Банк России осуществляет ведение государственного реестра кредитных потребительских кооперативов (далее - Реестр), надзор за деятельностью по привлечению и использованию денежных средств граждан организациями, сведения о которых включены в Реестр, а также за соблюдением ими требований действующего законодательства.

По состоянию на 13.11.2019 сведения о КПО «Юнион Финанс» в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов отсутствуют, в связи с чем потребительское общество не вправе привлекать денежные средства физических лиц.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

В соответствии со ст. 36 вышеуказанного закона вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

Следовательно, в действиях Кооператива потребительского общества «Юнион Финанс» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях КПО «Юнион финанс» состава вменяемого административного правонарушения.

Как указано в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения указанных в статье, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вменяемое обществу административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по своей правовой природе является длящимся правонарушением, следовательно, судебный акт по делу об административном правонарушении может быть вынесен не позднее трех месяцев с момента обнаружения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административное правонарушение, квалифицированное по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обнаружено по результатам проверки 19.02.2020, в связи с чем трехмесячный срок привлечения КПО «Юнион финанс» к административной ответственности на момент принятия решения истек.

В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Западного административного округа г. Краснодара о привлечении кооперативу потребительского общества «Юнион Финанс» (ОГРН: 1157847371945, ИНН: 7810390418, 196158, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА ПУЛКОВСКАЯ, ДОМ 15, ЛИТЕРА А, ПОМЕЩЕНИЕ 5-Н) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора Западного административного округа г. Краснодара о привлечении кооперативу потребительского общества «Юнион Финанс» (ОГРН: 1157847371945, ИНН: 7810390418, 196158, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА ПУЛКОВСКАЯ, ДОМ 15, ЛИТЕРА А, ПОМЕЩЕНИЕ 5-Н) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края

Судья                                                                                                                 А.А. Лукки