г. Краснодар Дело №А-32-5549/2010-68/110
17 мая 2010 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шевченко А.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шевченко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Государственного учреждения Краснодарского края «Ейская районная централизованная бухгалтерия учреждений социального обслуживания», г. Ейск,
к Управлению ФРС по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
3-е лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края
об оспаривании отказа в государственной регистрации права
при участии в заседании
от заявителя: Горбатенко Г.А.
от ответчика: Петросян Н.А.
от 3-его лица: Першина С.Г.
установил:
Государственное учреждение Краснодарского края «Ейская районная централизованная бухгалтерия учреждений социального обслуживания» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа ответчика от 10.12.2009 г. в государственной регистрации права оперативного управления заявителя на нежилые помещения в лит. А № 15 и № 6, 6/1, 7, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунаров, 4; обязании УФРС по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на нежилые помещения в лит. А № 15 и № 6, 6/1, 7, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунаров, 4.
Основания заявленных требований изложены учрежеднием в заявлении.
Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал.
Третье лицо в судебном заседании поддержало заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 17-30 часов 17 мая 2010 года.
Суд, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 07 июля 2009 года заявитель обратился в УФРС по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения в лит. А № 15 и № 6, 6/1, 7, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунаров, 4.
Как видно из материалов дела, 25.10.2004 распоряжением начальника управления муниципальными ресурсами города Ейска № 495 спорные помещения переданы в оперативное управление МУ «Централизованная бухгалтерия управления социальной защиты населения».
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.02.2005 № 148-р утвержден перечень муниципальных учреждений социальной защиты населения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе, в который включено муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия управления социальной защиты населения».
В соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 27.04.2005 № 376 МУ «Централизованная бухгалтерия управления социальной защиты населения» переименована в ГУ Краснодарского края «Ейская городская централизованная бухгалтерия учреждений социального обслуживания».
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 19.12.2007 № 1114-р ГУ Краснодарского края «Ейская городская централизованная бухгалтерия учреждений социального обслуживания» реорганизовано путем присоединения к государственному учреждению Краснодарского края «Ейская районная централизованная бухгалтерия учреждений социального обслуживания».
Согласно передаточному акту, утвержденному приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 13.05.2008 № 336 и приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.06.2008 № 673, спорное имущество передано заявителю.
19.06.2009 УФРС по Краснодарскому краю произведена государственная регистрация права собственности субъекта РФ – Краснодарского края на спорные помещения.
10.12.2009 г. УФРС по Краснодарскому краю было отказано в государственной регистрации права оперативного управления на указанные выше объекты недвижимости.
Считая отказ незаконным, учреждение обратилось в суд.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
Согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статья 131 ГК РФ определяет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом (пункт 2 статьи 8, статья 131 Кодекса) установлен особый порядок возникновения (перехода) права оперативного управления, заключающийся в необходимости государственной регистрации.
Материалами дела подтверждено, что государственная регистрация права оперативного управления МУ «Централизованная бухгалтерия управления социальной защиты населения» не производилась, а, следовательно, у муниципального учреждения указанное право на спорные помещения не возникло.
Если право оперативного управления у названного муниципального учреждения не возникло, оно не может сохраниться в соответствии с пунктом 2 статьи 300 ГК РФ при переходе права собственности на учреждение к другому лицу.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что заявителем в УФРС по Краснодарскому краю не представлены документы, необходимые в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации права на созданный объект недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленных Управлению ФРС по Краснодарскому краю документов недостаточно для государственной регистрации права оперативного управления заявителя на спорные объекты.
Таким образом, отказ в государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения в лит. А № 15 и № 6, 6/1, 7, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунаров, 4, оформленный письмами УФРС по Краснодарскому краю от 10.12.2009 г., является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно требованиям статей 102, 110 АПК РФ и п. 1 ст. 333.37 НК РФ госпошлина по делу относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 174, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.Е. Шевченко