НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 14.12.2015 № А32-21573/15

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-21573/2015

г. Краснодар 21 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2015 года

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2015 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шиндовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе города Краснодара, г. Краснодар,

к Муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар» (г. Краснодар, ОГРН 1052305736955, ИНН 2310105310)

о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 440 646, 74 рублей,

при участии в заседании:

от заявителя: Сергеенкова Д.С. (доверенность от 21.07.2015г.),

от заинтересованного лица: Акимова Е.Ю. (доверенность от 20.01.2015г.),

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе города Краснодара (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар» (далее – заинтересованное лицо) о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 440 646, 74 рублей.

Представитель заинтересованного лица представил отзыв на заявление, в котором пояснил, что предпринимались все меры для своевременной сдачи отчетности и исправления ошибок за 1 квартал 2014 года. На своевременную сдачу отчета повлияла техническая ошибка, вызвавшая невозможность сдачи отчетности за второй квартал и последующие кварталы 2012 года, 2013 года, что является обстоятельствами, не зависящими от учреждения.

Заявил ходатайство о снижении штрафа, просил учесть такие обстоятельства, как отсутствие технической возможности своевременного сдачи расчета за 1 квартал 2014 из-за отсутствия в системе УПФ РФ сведений о предыдущих расчетных периодах (за второй квартал 2012 и последующие кварталы 2012 года, а также кварталы 2013 года), своевременную уплату страховых взносов в установленные законодательством сроки, принятие всех необходимых мер для сдачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Представитель заявителя не возражал против снижения штрафа.

Дело рассматривается по правилам статьи 215 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1052305736955, ИНН 2310105310, адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 76, состоит на учете в ПФР в качестве страхователя.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона РФ от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи обязаны предоставлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определённые указанным выше Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, учреждением не был соблюден установленный законом срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а именно, расчет за 1 квартал 2014 года был представлен по телекоммуникационным каналам связи 16.07.2014г.

На основании расчета по начисленным и уплаченным взносам – РСВ-1 и извещения о доставке файлов в период с 01.08.2014г. по 25.09.2014г. была проведена камеральная проверка. По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 06.10.2014г. № 03301530011405. Рассмотрение акта проверки назначено на 07.11.2014г., копия акта и уведомление о вызове плательщика направлено по почте заказным письмом, получены учреждением 10.10.2014г.

По результатам рассмотрения акта проверки заместителем начальника Управления Коробкиной Т.В. вынесено Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 07.11.2014 года № 03301514РК0013315, в соответствии с которым МКУ МОГК «Градинформ» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 440 646,74 рублей. Решение направлено в адрес учреждения по почте.

На основании Решения от 07.11.2014 г. № 03301514РК0013315 Управлением было выставлено Требование от 08.12.2014г. № 03301540502766 с предложением уплатить в добровольном порядке до 02.12.2014г. штрафные санкции в размере 440 646,74 рублей. Указанное требование было направлено в адрес ответчика

Неуплата ответчиком штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения ПФР в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафа в судебном порядке.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее- Закон № 212-ФЗ) заинтересованное лицо является плательщиком страховых взносов.

В соответствии со статьей 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии со статьей 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно статье 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона № 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

- в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;

- в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

На основании части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2014 года необходимо было представить до 15 мая 2014 года; учреждение представило расчет 16.07.2014г., то есть с нарушением установленного срока.

Материалами дела подтверждается и учреждением не оспаривается факт несвоевременного представления расчета по начисленным и уплаченным взносам за 1 квартал 2014 года, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ.

Порядок и сроки привлечения к ответственности Управлением соблюдены.

Вместе с тем, суд учитывает положения части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ, согласно которой нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

В статье 44 Закона № 212-ФЗ закреплены обстоятельства, смягчающие (отягчающие) ответственность за совершение правонарушения в сфере пенсионного регулирования. Таковыми обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 г. № 12-П, при рассмотрении дел с участием административных органов необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

В силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 г. N 11-П).

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание наличие открытого перечня обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушений в сфере уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из того, что учреждение является добросовестным плательщиком страховых взносов, совершенное учреждением правонарушение не причинило существенного вреда государственным и общественным интересам, принятие мер по устранению наличие у плательщика страховых взносов статуса муниципального казенного учреждения, суд приходит к выводу о несоразмерности суммы штрафа последствиям совершенного правонарушения и необходимости ее уменьшения до 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных управлением требований надлежит отказать.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ указано, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с требованиями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчик признается плательщиком государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от ее уплаты.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе города Краснодара является истцом по делу, а ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются с ответчика.

Однако, учитывая имущественное положение муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар", с учетом конкретных обстоятельств дела, суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, считает возможным снизить размер государственной пошлины за рассмотрение заявления управления до 100 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 156, 179, 189, 215, 216, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заинтересованного лица о снижении размера штрафа удовлетворить.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (г. Краснодар, ул. Красная, 118, ОГРН 1052305736955, ИНН 2310105310) штраф за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (г. Краснодар, ул. Красная, 118, ОГРН 1052305736955, ИНН 2310105310) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья О.И. Меньшикова